Файл: Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Баланс власти (Сущность и принципы власти в организации. Соотношение власти и лидерства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
Лидерство зачастую возникает стихийно в то время, как менеджеры назначаются официальным приказом высшего руководства. В связи с этим положение руководителей более стабильно, а сама их деятельность – регламентирована правилами. [6, c.31]
Помимо прочего, считается, что лидерство в большей степени характерно для малых групп в то время, как руководство является элементом макросреды, представленной системой общественных отношений.
Основные отличия лидерства от управления (руководства) сводятся к четырем базовым постулатам:
Постулат 1: в отличие от лидерства руководство существует в организационных структурах взаимодействующих людей;
Постулат 2: выдвижение и направленность лидеров и руководителей происходят различными способами; [4, c.91]
Постулат 3: в отличие от руководства лидерство предполагает обязательное наличие последователей;
Постулат 4: лидерство и руководство не одно и то же. Таким образом, считается, что лидеры могут существовать даже в неорганизованных группах в то время, как руководители управляют строго организованным коллективом (структурами). Зачастую такие структуры функционируют на протяжении довольно длительного времени.
В их роли могут выступать банки, предприятия, учебные заведения и пр. В то же время завоевание лидерства и назначение на должность руководителя происходят принципиально различными способами.
Лидер выбирается коллективом, порой даже стихийно, руководитель же назначается приказом «сверху». В результате первый получает общественно признание, а второй как бы «навязывается» группе.
Как правило, руководителем становятся в результате намеренных действий формальной организации, в основе которых лежит принцип делегирования полномочий. Лидерами же становятся не по воле организации, а за счет выбора группы (коллектива). [6, c.32]
Одним из важнейших различий между руководством и лидерством считается наличие у последнего последователей.
Если руководство характеризуется наличием подчиненных, которые вынуждены подчиняться приказам вышестоящего руководства, то лидерство предполагает наличие последователей, которые добровольно следуют за лидером и в любой момент могут изменить свое решение.
Наконец, следует понимать, что руководство и лидерство – это далеко не одно и тоже. В основе лидерства лежит нечто большее, нежели формальная основа. Оно основано на личной харизме и авторитете, действия лидера не ограничиваются рамками официальных полномочий и структур. Руководство же предполагает официальное возложение на человека функций управления организацией. [3, c.44]
Роль лидерства в организации находит отражение в следующих сферах: Велика роль лидера в создании и управлении корпоративной культурой и ценностями предприятия. Функции лидерства здесь различны и зависят от типа организационной культуры.
В процессе управления персоналом роль лидера определяется его усилиями по отбору квалифицированных кандидатов в коллектив.
Именно неформальный лидер может точно казать подходит ли специалист в команду, вольется ли он в коллектив и как быстро сможет адаптироваться к корпоративным ценностям.
Роль лидерства в организации находит выражение в позитивном влиянии на членов команды. [11, c.92]
Настоящий вожак побуждает сотрудников проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать слабых стороны характера. Важнейший показатель результативности работы лидера состоит в его умении управлять социальными конфликтами на работе. [10, c.62]
Вожак, стремящийся управлять конфликтом, может выбрать себе роль судьи или посредника в зависимости от характера конфликтной ситуации и личностных особенностей его участников.
Роль лидера в управлении социальным конфликтом заключается в последовательной работе по конструктивному воздействию на вызвавшую конфликт ситуацию, на ее непосредственных участников и на характер взаимоотношений всех задействованных субъектов. [2, c.31]
Стили лидерства в организации Стилем лидерства в организации называется типичная для лидера система приемов воздействия на подчиненных сотрудников или иных членов коллектива с целью оказать на них влияние и побудить их к решению задач предприятия.
Характеризующий конкретного лидера стиль руководства часто отражается той степенью, до которой управляющий способен делегировать свои полномочия. Также показателен для стиля лидерства тип используемой руководителем власти и его забота о человеческих отношениях внутри коллектива и о выполнении производственных задач. [7, c.32]
Наиболее часто в организациях выделяются три стиля лидерства: авторитарный, демократический, либеральный. В идеале руководитель должен в определенной степени учитывать интересы своих сотрудников. Если подобное сочетание в лидере появляется, можно говорить о получении идеального управленца.
В заключение можно подытожить, что для успешной деятельности компании руководство должно уделять много времени развитию лидерства, так как успешность предприятия во многом основывается на лидерском потенциале.
От выбора эффективного стиля управления зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но также атмосфера в коллективе и взаимоотношения между руководителем и подчиненными. [12, c.13]
В обязанности лидера традиционно включается постановка четких целей, координация общих усилий команды, представление результатов. Второй основополагающей функцией выступает мотивация подчиненных – членов коллектива. Данная функция предполагает необходимость воодушевления членов группы на достижение, поставленных перед ними целей и вселение в них уверенности в собственных силах.
На практике она нередко реализуется посредством достижения групповой синергии. Третьей базовой функцией лидерства менеджера считается представительство и отстаивание интересов группы за пределами коллектива. [9, c.41]
Она предполагает необходимость определения перспектив дальнейшей деятельности группы и ее развития, а также поддержания равновесия между потребностями группы и возможностями их удовлетворения.
Считается, что для успешного выполнения представленных выше функций менеджер-лидер должен обладать превосходными навыками общения, сильными личностными и профессиональными качествами, позволяющими ему управлять людьми и быть для них своеобразным примером как в профессиональном, так и в эмоциональном плане.
Лидерство в менеджменте традиционно делится на два основных вида: формальное лидерство; неформальное лидерство. Формальное лидерство имеет место быть в тех случаях, когда влияние на членов коллектива осуществляется с позиции занимаемой должности.
Неформальное же лидерство предполагает оказание влияния на членов группы на основе личностных способностей, умений и навыков лидера, его авторитета и харизмы, и иных ресурсов. [2, c.72]
Иначе говоря, формальным лидером выступает официально признанное и юридически оформленной лицо. Неформальным же лидером может быть человек, не занимающий руководящей должности, но выполняющих при этом роль и функции руководителя. [12, c.92]
На практике лидер одновременно может быть и формальным, и не формальным. В то же время нередко встречаются случаи, когда формальное лидерство сосредоточено в руках менеджеров, а неформальное – принадлежит членам трудового коллектива.
А что может ослабить власть: [6, c.11]
1. Отсутствие достаточного авторитета, харизмы, отсутствие доверия к власти;
2. Дефицит возможности награждать или наказывать;
3. Неумение использовать власть; непонимание мотивов тех, на кого надо оказать воздействие; отсутствие гибкости в использовании ресурсов власти;
4. Отсутствие уверенности в себе;
5. Неспособность «держать» взгляд в разговоре;
6. Противоречивые указания вышестоящих лиц.
Когда кто-то в группе (в цеху, например) начинает демонстрировать неподчинение, всегда возникают трудности. Глядя на зачинщика, другие чувствуют поддержку, и начинают действовать так же.
В такой ситуации есть несколько выходов: вступить с недовольным в переговоры; произвести так называемую «кооптацию», т.е. наделить его более высоким (или дополнительным) статусом; перевести его в другое подразделение. В худшем случае — уволить. [4, c.15]
В завершение отметим, что людям вообще свойственно починяться. Обычно у них такое поведение доходит до автоматизма. На это настроена вся система отношений в обществе: школа, ВУЗ и, конечно, работа
2.2 Психологическая составляющая совмещения лидерства и власти
Рассмотрим теории лидерства в психологии:
Теория великого человека. Предполагает, что лидером можно только родиться. Даже при желании выработать нужные качества, таким человеком стать невозможно. В данной теории великий лидер изображается настоящим героем, неким мифическим персонажем, которому суждено быть вождем, вести за собой толпы. [4, c.14]
Теория характерных черт. Очень схожа с предыдущей. Лидерство и определенные черты характера передаются по наследству. Правда, у теории есть существенный недостаток – считается, что в силу обстоятельств, индивидуальных особенностей, не каждая личность с такими генами станет лидером.
Ситуационная теория лидерства. Для доминирующего индивида не существует определенной стратегии поведения. В разных ситуациях он может проявлять себя по-разному. Это зависит от стиля руководства, характерных черт последователей и прочих ситуаций. Ведь для последнего следует задействовать определенный стиль руководства.
Ситуационная теория исследует такие характеристики ситуации, как: личные качества и состояние подчиненных, характер заданий, особенности внешней среды. В соответствии с набором ситуационных факторов лидер адаптирует свое поведение. [1, c.32]
Ситуационные теории предполагают, что лидерство не может существовать отдельно от контекста. Современные теории лидерства в настоящее время различные специалисты в области менеджмента и лидерства используют в своих трудах и исследованиях некоторые элементы всех перечисленных теорий. [10, c.42]
Сложность феномена лидерства приводит к тому, что вокруг его природы и характеристик постоянно ведутся споры. Сейчас возникают и новые теории лидерства, связанные в большей степени с такой характеристикой внешней среды, как изменчивость.
Постоянное изменение условий внешней среды, ее динамичность является причиной повышения значимости такого аспекта, как управление изменениями. Современные теории лидерства основываются на способности создавать условия для изменений. [12, c.25]
Можно заметить, что в предыдущих теориях управлению изменениями как аспекту лидерства уделялось мало внимания, но в данный момент именно управление изменениями движет вперед любую организацию. Лидерство, способствующее внедрению изменений, способно вести вперед организацию и обеспечивать эффективность ее деятельности.
Руководство и контроль как элементы лидерства отходят на второй план, а ключевым становится создание благоприятной корпоративной культуры и формирование образа будущего компании. [4, c.55]
Современный лидер отождествляет себя с сообществом, во главе которого он находится.
Бихевиористская теория. Основана на убеждении, что лидерству можно только обучиться. Теория опирается на действия людей, а не на их врожденные задатки, поэтому каждый может развить в себе лидерство с помощью практики и обучения.
Теория управления. Базируется на отношениях между лидерами и их последователями. Участников объединяет взаимная выгода, то есть лидер предлагает ценную награду в обмен на признание своей власти.
Трансформационная теория. В ее основе лежит внутренняя мотивация и настоящая приверженность идеям вождя. Данная теория предполагает, что лидер – это тот, кто умеет широко мыслить и действовать в нужном направлении. [1, c.92]
Теория харизматичного лидерства. Ее фундамент составляет убеждение, что лидер может влиять на других людей посредством личной привлекательности, которая выражается в полной уверенности собственных суждений, ответственности и пр.
Типы лидеров:
Король. Образ строгого, но почитаемого отца, умеющего внушать людям уверенность в себе, вытесняя при этом все негативные эмоции. Такого лидера почитают и выдвигают его кандидатуру на основе любви, симпатии.
Вожак. Человек, которому в группе стараются подражать. В нем видят определенный стандарт, идеал, к которому необходимо стремиться.
Тиран. В наши дни встречается редко. Такая личность становится лидером, поскольку внушает окружающим чувство страха и повиновения. Это доминирующая личность, ситуационные теории лидерства, которую бояться и беспрекословно подчиняются. [2, c.12]
Организатор. Умеет объединять людей и вести их к общей цели. Играет роль поддержки для остальных членов группы.