Файл: Сущность, классификация и методы принятия управленческих решений (Сущность управленческих решений).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
- процесс взаимодействия членов организации;
- часть общего процесса управления.
Анализируя возникшую проблему, менеджер выстраивает структуру проблемы таким образом, чтобы разграничить ее от наиболее важных, до наименее важных.
Можно выделить группы взаимосвязанных процессов:[13]
1.Принятие, подготовка управленческого решения;
2.Выполнение принятого заказа;
3. Контроль за результатами выполнения решения;
4. Сбор информации для последующих решений.
Управленческий учет непосредственно участвует в 1-м, 3-м и 4-м процессах.
Когда существует много альтернатив, процесс принятия решений становиться очень сложным. Многие решения принимаются в новых ситуациях, которые не могут быть разрешены на основе прошлого опыта. В таких случаях разрабатывается модель принятия решения.
Модель принятия решения представляет собой числовое или символьное выражение переменных и параметров, влияющих на данное решение. Переменные - это факторы, контролируемые управляющей системой. Параметры – это неконтролируемые системой факторы и операционные условия и ограничения.[14]
При принятии решения в управленческом учете можно опереться на количественные факторы или качественные факторы.[15]
Количественные факторы легко принимают числовое выражение (заработная плата, затраты доставку, затраты на товар, затраты на топливо и т.п.). Бухгалтеры – аналитики стремятся выразить в числовом виде как можно больше факторов.
Качественные факторы не поддаются прямому количественному измерению (качество продукции, уровень удовлетворения потребителей, стабильность отношений с поставщиками и т.п.)
Не всякое решение, разработанное и реализованное руководителем, управленческое. Например, решения, связанные с технической стороной деятельности компании, направленные на подведение итогов ее деятельности или оформление документации, не являются управленческими.[16]
Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление. Как процесс управленческого решения – это поиск, анализ и группировка требуемой информации, разработка, утверждение и реализация управленческого решения. Как явление управленческое решение – это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п.[17]
Классификация управленческих решений
В процессе принятия решения, на первый взгляд может показаться, что классификация — чисто формальный и необязательный момент. Но на практике, оказывается, что надо принять не просто решение, а эффективное решение. Решение, дающее наибольший результат, который зависит во многом от того, насколько соблюдены правила принятия решения. Каждый вид решения имеет собственные правила.[18]
Каждое управленческое решение затрагивает экономические, организационные, социальные, правовые и технологические интересы компании.[19]
Классификация управленческих решений необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Управленческие решения могут быть классифицированы самыми разнообразными способами.
В современной литературе, посвященной управленческим решениям существует большое количество самых разнообразных критериев, которые могут быть положены в основу классификации решений.
По источнику появления решения делятся на две группы: инициативные и по предписанию.[20]
Инициативные решения принимаются, как правило, отдельным лицом или группой лиц, занимающих достаточно высокое, главенствующее положение в организации. С инициативными решениями могут выступать сотрудники среднего и низшего звена, но принимаемые ими решения чаще являются конкретизацией решений, принятых на высшем уровне.
Решения по предписанию (во исполнение) принимаются в основном в развитие и дополнение инициативных решений с учетом тех целей и задач, которые стоят перед данным подразделением.
По степени воздействия на объект различаются оперативные, тактические и стратегические решения.[21]
В зависимости от порядка принятия решения могут быть индивидуальными, коллективными или коллегиальными.[22]
При индивидуальной форме руководитель единолично принимает решение и несет за него персональную ответственность. Он может выслушивать мнения подчиненных, консультироваться со специалистами и экспертами в процессе подготовки решения. Принятие такого решения значительно повышает ответственность руководителя за результаты.
В коллективной форме принятия решения участвуют члены определенной группы, связанные между собой формальными или неформальными отношениями. Решение принимается либо голосованием, либо на основе консенсуса. Для принятия решения может потребоваться простое или квалифицированное большинство голосов в зависимости от регламента, установленного для данной процедуры. Коллективный порядок позволяет в окончательном решении учесть мнения многих членов группы. Групповое решение представляется более объективным, нежели индивидуальное.
В коллегиальной форме принятия решения участвуют группа специалистов, уполномоченных для этого коллективом. Например, коллективные решения затрагивают такие принципиальные вопросы как: распределение доходов, размеры выплат дивидендов, реорганизация, избрание руководящих органов общества. Решения, связанные с текущей хозяйственной деятельностью организации, принимаемые правлением или советом директоров, т.е. группой менеджеров, осуществляющих управление компанией, относятся к коллегиальным.
Коллективная и коллегиальная формы принятия решения значительно снижают ответственность и практически исключают возможность выявления виновных за некачественное и малоэффективное принятое решение.
Фиксируются решения как в письменном так и устном виде. Управленческие решения в основном фиксируются в письменном виде в форме приказов, распоряжений, инструкций и т.д. В приказ определяются сроки и методы реализации поставленной задачи. Разновидность приказа — распоряжение — регламентирует более частные вопросы и может существовать в некоторых случаях в устной форме.[23]
В чрезвычайных обстоятельствах используется также устная форма решения. Недостатком подобного решения может оказаться то, что участники реализации решения могут исказить содержание и трактовать решение иным образом. Причем этот процесс не всегда носит сознательный характер, а связан с непониманием полученной информации.
По степени повторяемости решения делятся на две группы: традиционные или запрограммированные, оригинальные или незапрограммированные.[24]
Запрограммированные решения составляют большую часть основной массы решений, принимаемых в типичных ситуациях. Эти решения принимаются по шаблону и не требуют дополнительного сбора информации, аналитической и исследовательской работы. Как правило, запрограммированные решения составляют основу деятельности менеджеров среднего и низшего уровней управления.
В ситуации с незапрограммированными решения, требуется сбор и анализ информации и проявления таланта руководителя.
Некоторые авторы классифицируют решения по критерию новизны на четыре группы: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.[25]
Рутинные решения принимаются по определенной программе, как правило, не требуют высокой квалификации и творческого подхода. Работники, отличающиеся дисциплинированностью и обладающие определенным уровнем конкретных знаний в той области, легко справляются с такой задачей, в которой необходимо принять решение.
Селективные решения предполагают большую свободу выбора. Они могут быть поручены людям, обладающим необходимым уровнем квалификации с точки зрения, как теоретической подготовки, так и практического опыта. Обычно это менеджеры среднего звена.
Адаптационные решения требуют соединения большого багажа отработанных ранее методов решения проблем с умением оценить особенности сложившейся ситуации и осуществить сочетание оригинальных идей с уже накопленным опытом. Этот вид решений требует как высокой квалификации, так и наличия отличных управленческих способностей в сочетании с достаточно широкими должностными полномочиями.[26]
Как правило, решения, принимаемые на самом верхнем уровне управления - инновационные решения. В основе своей предполагают наличие управленческих способностей, определенные черты характера и высокое должностное положение[27].
По содержанию решения делятся на имеющие количественные характеристики и не имеющие количественных характеристик.[28]
К количественным характеристикам решений можно отнести достижение определенного объема производства, уровень рентабельности, вложение определенных средств в маркетинговые исследования. Такие управленческие решения могут быть приняты с помощью различного рода математических и статистических методов. Можно сопоставить достигнутый уровень с тем, который был запланирован.
К решениям, которые не имеют количественных характеристик можно отнести, например, формирование психологического климата в коллективе, многие кадровые проблемы. Эти решения определяются личностью субъекта, принимающего решения, поэтому носят субъективный характер.[29]
По продолжительности периода действия выделяют долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные решения.[30]
Долгосрочные решения имеют прогнозный характер, что обусловлено видением будущего исходя из потребностей и условий настоящего. Такие решения могут остаться нереализованными, если будущая ситуация изменится, либо же иными станут потребности.
Среднесрочные решения находят отражение в обязательных для исполнения планах и программах в соответствии, с которыми осуществляются конкретные практические мероприятия.
Краткосрочные решения принимаются без предварительной подготовки.
Классифицируют также директивные (нормативные), ориентирующие и рекомендующие решения. Они исходят, как правило, из регламента.[31]
Директивные (нормативные) решения предназначены для обязательного исполнения на его низших уровнях. Такие решения разрабатываются в стабильных условиях по поводу текущих и перспективных проблем предприятия высшими органами управления.
Ориентирующие решения предназначены для низших уровней управления действующих в условиях значительной свободы.
Совещательными органами готовятся рекомендующие решения, исполнение которых не является обязательным, поскольку, как правило, те, к кому эти решения относятся, не подчиняются тем, кто их принимает.
Одно и то же решение для разных категорий исполнителей может быть директивным, ориентирующим и рекомендующим.
По способу принятия различают выборочные и систематические решения.[32]
Выборочное решение касается одного или нескольких близких аспектов рассматриваемой проблемы.
Систематические решения охватывают проблему в целом во всем многообразии и во взаимосвязи.
По широте охвата выделяют общие и специальные решения.[33]
Общие решения касаются одинаковых проблем относящихся к различным подразделениям организации.
Специальные решения относятся к проблемам присущим только одному подразделению.
Различают однокритериальные и многокритериальные решения, в зависимости от системы оценки эффективности.[34]
Однокритериальные решения позволяют оценивать альтернативы на основе одного главного показателя, степень важности которого может вытекать из объективных условий или определяться субъективно лицом, принимающим решение. При таком решении, анализируется конкретный показатель, например: прибыль, доля рынка, первое место на товарной выставке и т.п.
Многокритериальные решения требуются для оценки системы нескольких показателей, что создает дополнительные трудности. Необходимо выбрать показатели и оценить их влияние на конечный результат. Например, к многокритериальным решениям относятся стратегические решения: выбор поставщика, покупателя, определение прибыльной реализации по критериям цены и объема и т.п.
С экономической точки зрения сущность управленческого решения предполагает, что на разработку и реализацию любого управленческого решения требуются финансовые, материальные и другие затраты. Каждое управленческое решение имеет реальную стоимость. Реализация эффективного управленческого решения должна принести компании прямой или косвенный доход, а ошибочное решение или решение, неправильно понятое подчиненными, приводит к убыткам, а иногда и к прекращению деятельности компании.[35]