Файл: Сущность, классификация и методы принятия управленческих решений (Сущность управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В управленческой практике встречаются ситуации, когда менеджеру необходимо принять решение исходя только из двух возможных и диаметрально противоположных альтернатив: по принципу «да/нет», «или/или».[59] Например, при приеме на работу на открытую вакансию, менеджер стоит перед дилеммой (двумя возможными альтернативами): принимать этого человека на работу или нет принцип («да/нет»). Бинарный метод принятия решений – это действие, основанное на анализе двух альтернатив, каждая из которых характеризуется высокой степенью неопределенности и риска и вынужденностью выбора в пользу одной из имеющихся альтернатив. К проблеме бинарных решений[60] следует относиться весьма осторожно, ведь оно оправданно в случае его объективного характера и неоправданно, если оно представляет собой стремление (осознанное или неосознанное) сузить возможную базу выбора при принятии решения.

Реже может возникнуть потребность в обращении к многовариантному (многоальтернативному) решению[61]. Например, при образовавшейся вакансии, выявлено, что свои услуги могут предложить 35 человек. Тогда принятие эффективного решения вводит определенные критерии (например, образовательный уровень, профессиональный опыт, внешний вид, манера обращения с клиентами и т.д.). Можно прибегнуть к критериям отбора по бальной системе. Например, 5 баллов как максимально высокая оценка соответствия претендента конкретному критерию и на работу примут того человека, который наберет высшее суммарное количество баллов.

Поисковый метод принятия решений или инновационное решение означает для менеджера переключение с рационального на творческое мышление. Инновационное решение предполагает отсутствие готовых альтернатив, служащих основой выбора при рациональных методах принятия решений. Инновационное решение означает «озарение»[62] менеджера, осуществление им открытия, поскольку такие менеджеры оказываются в ситуации, когда они вынуждены выработать новые, более эффективные пути разрешения возникшей проблемы или достижения результата.

Все типы прогнозов используют различные методы прогнозирования. Методы прогнозирования включают в себя:[63]

− неформальные методы;

− количественные методы;

− качественные методы.

Неформальные методы включают в себя следующие виды информации:

Вербальная информация[64] часто используется для анализа внешней среды: информация из радио- и телепередач, от поставщиков, от потребителей, от конкурентов, на различных совещаниях и конференциях, от юристов, бухгалтеров и консультантов. Данная информация доступна и затрагивает все основные факторы внешнего окружения, представляющие интерес для организации. Однако она очень изменчива и нередко неточна.


Письменная информация – это информация из газет, журналов, информационных бюллетеней, годовых отчетов. Эта информация обладает теми же достоинствами и недостатками, что и вербальная информация.

Промышленный шпионаж.

Количественные методы прогнозирования используются, когда есть основания считать, что деятельность в прошлом имела определенную тенденцию, которая может продолжиться и в будущем, и когда достаточно информации для выявления таких тенденций.

К количественным методам относятся:

− Анализ временных рядов, основанный на допущении, согласно которому случившееся в прошлом дает достаточно хорошее приближение к оценке будущего. Проводится с помощью таблицы или графика.

− Причинно-следственное (казуальное)[65] моделирование. Наиболее математически сложный количественный метод прогнозирования. Используется в ситуациях с более чем одной переменной. Казуальное моделирование – прогнозирование путем исследования статистической зависимости между рассматриваемым фактором и другими переменными. Из казуальных прогностических моделей самыми сложными являются эконометрические модели, разработанные с целью прогнозирования динамики экономики.

Качественные методы прогнозирования подразумевает прогнозирование будущего экспертами. Существует четыре наиболее распространенных метода качественного прогнозирования:[66]

1.Мнение жюри – соединение и усреднение мнений экспертов в релевантных сферах. Неформальная разновидность данного метода – «мозговой штурм».[67]

2.Совокупное мнение сбытовиков. Так как дилеров или предприятия сбыта имеют дело непосредственно с конечными потребителями и знают их потребности, их мнение очень ценно.

3.Модель ожидания потребителя – прогноз, основанный на результатах опроса клиентов организации.

4.Метод экспертных оценок представляет собой процедуру, при которой группа экспертов приходит к согласию. Эксперты из различных областей заполняют опросник по данной проблеме, затем им дают опросники, заполненные другими экспертами, и просят пересмотреть свое мнение либо аргументировать первоначальное. Процедура проходит 3-4 раза, пока в результате не будет выработано общее решение. Все опросники и эксперты, входящие в группу анонимны.

Кроме того, существуют технологическое прогнозирование, которое подразделяется на изыскательное или поисковое и нормативное.[68]


Не существует единого оптимального метода обоснования решений, так же как и самых лучших методов планирования или руководства. Главная задача — определить, что нужно делать, и найти эффективные пути решения, то есть следует идти от задачи к выбору адекватных методов ее решения, а не наоборот.

ГЛАВА 2

2.1. Практическая реализация управленческих решений на примереООО «УзДэу»

Характеристика деятельности ООО «УзДэу»».

Общество с ограниченной ответственностью «УзДэу» занимается оптовой и розничной продажей автомобилей, комплектующих и сервисным обслуживанием. Организация создана в 2007 году, является официальным дилером марки автомобилей DAEWOO, открыты три точки продаж в Астрахани. Общее число штатных сотрудников составляет 45 человек.

Клиентами организации и потребителями услуг выступает население и организации г. Астрахани и Астраханской области желающие приобрести автомобиль. Помещения под автосалоны находятся в аренде, для выполнения работ по сервисному обслуживанию организация имеет свое оборудование. Обучение, тестирование, подтверждение квалификации сотрудников проходит дистанционно еженедельно.

Основными конкурентами являются центр продаж автомобилей марки ВАЗ, RENO, LIFAN.

ООО «УзДэу» имеет собственный сайт http://uzdaewoo30.ru. На сайте размещается вся информация для клиентов (уставные и нормативные документы, локальные акты, списочный состав сотрудников, их категория, графики, расписания, акции, план мероприятий наличие конкретной марки автомобиля, цвет, комплектация и прочее). Созданы свои страницы на всех социальных сетях, числится около 1,5 миллионов подписчиков.

2.2. Принятие управленческого решения в реальной жизни

В период открытия автосалонов разработка и принятие управленческого решения рассматривалось как рациональный процесс, т.е. анализ ситуации, сбор и обработка информации, отбор критериев выбора оптимального решения и выбор наилучшего решения. Высокий спрос на новые автомобили иностранных брендов доступных по цене не выявлял скрытые проблемы принятых решений в силу нехватки времени, кадров для сбора всей информации.


Процесс принятия правильных решений зависит от приобретенного опыта, совокупности знаний и умений персонала.

Ситуации, при которых необходимо проанализировать и принять управленческое решение это ситуации неопределенности, риска, конфликта.

В этом разделе я рассмотрю данные ситуации, так как они часто встречаются в любой организации. Предприятие анализирует и принимает управленческое решение в условиях неопределенности как правило только на бумаге в силу того, что невозможно оценить вероятности исходов. Максимизация прибыли как основной критерий здесь не приносит ожидаемый результат, поэтому применяют и другие: максимин (максимизация минимальной прибыли), минимакс (минимизация максимальных потерь), максимакс (максимизация максимальной прибыли).

В условиях конфликта анализ и принятие управленческого решения практически не разработаны. Конфликт и неопределенность является большим препятствием в нахождении и реализации управленческого решения. Здесь организация пыталась воспользоваться помощью, в том числе и психолога для налаживания общих интересов компании.

Оценки, полученные в результате применения формализованных методов, являются лишь базой для принятия окончательного решения. При этом могут приниматься во внимание дополнительные критерии, в том числе и неформального характера.

2.3. Практическое использование технологии разработки управленческого решения

Как правило, довольно часто управленческие решения принимаются руководителями предприятий на основе их личного опыта, то есть сугубо субъективно. Обратная связь – контроль за выполнением решений практически отсутствует.

Практическое использование технологии разработки управленческого решения я хотела бы рассмотреть на примере ООО «УзДэу».

ООО «УзДэу» занимается несколькими видами деятельности, как-то: продажа автомобилей, монтаж, ремонт и сервисное и гарантийное обслуживание. На этом предприятии в одно время возникла необходимость повышения эффективности работы. Для увеличения получаемой предприятием прибыли необходимо снижать себестоимость продукции предприятия, т. е. вводить эффективный контроль над издержками.

Первым шагом на этом пути является создание системы получения оперативной, точной и достоверной информации о деятельности предприятия - системы управленческой отчетности.

Управленческая отчетность представляет собой проблему практически для всех руководителей предприятий из-за отсутствия соответствующей системы фиксирования, обработки и представления данных. Некоторые руководители просто не знают, какие виды информации нужны им для более эффективного контроля работы подчиненных и более производительной работы предприятия. Часто решения принимаются на основе налоговой системы отчетности. На многих предприятиях существуют параллельно две системы учета — бухгалтерский и практический, т. е. служащий обеспечению выполнения повседневных рабочих задач сотрудников и руководителей предприятия.


Следствием такого подхода к формированию системы отчетности является то, что, как правило, возникает конфликт между той информацией, которую хочет получить руководство, и теми данными, которые могут предоставить исполнители. Причина этого конфликта очевидна: на разных уровнях иерархии предприятия требуется разная информация, а при построении системы отчетности «снизу вверх» нарушается основной принцип построения информационной системы — ориентация на первое лицо. Исполнители обладают либо не теми видами данных, которые нужны руководству, либо нужными данными не с той степенью достоверности.

Для того чтобы руководство предприятия могло получать необходимые ему для принятия управленческих решений данные, нужно строить систему отчётности «сверху вниз», формулируя потребности верхнего уровня управления и проецируя их на нижние уровни исполнения. Только такой подход обеспечивает получение. Фиксирование на самом низшем исполнительском уровне таких первичных данных, которые в обобщенном виде смогут дать руководству предприятия ту информацию, в которой оно нуждается.

Важнейшими требованиями к системе управленческой отчетности являются своевременность, единообразие, точность и регулярность получения информации руководством предприятия. Организацией были разработаны формы отчетности, позволяющие отрегулировать данное требование. Были произведены настройки систем, учет под конкретные запросы.

Очевидно, что эти требования наиболее полно могут быть реализованы с помощью автоматизированной системы. Использование технологии электронной системы учета сулило серьезные преимущества по скорости получения, обработки информации, а, следовательно, и серьезные преимущества по скорости принятия управленческих решений.

Принятие решения о создании системы отчетности возлагалось на отдел автоматизации, который был занят и другими проблемами.

Налицо – проблема, ее непонимание со стороны руководства и полное отсутствие готовых вариантов решения.

Отдел автоматизации выполнил первую стадию принятия управленческого решения: был осуществлен сбор всей информации, касающейся данной проблемы, а именно, были изучены имеющиеся на рынке специализированного программного обеспечения продукты, их недостатки и достоинства. Было разработано несколько вариантов собственной автоматизированной системы отчетности.

В результате, на стол руководителя легли несколько проектов. Он не стал принимать единоличное решение, а собрал всех специалистов отделов, работавших над данной проблемой. На совместном совещании было выработано приемлемое для всех решение, а именно, выбран один из проектов, и отдел автоматизации разработал необходимое программное обеспечение.