Файл: Адаптация ребенка к школе (Теоретические аспекты исследования проблемы адаптации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Адаптация имеет огромное значение в преодолении трудностей на пути обучения младшего школьника. При неуспешном прохождении этапа адаптации, ребенок не сможет заявить о себе, как о психологически зрелой личности.

Исследовательская часть работы проводилась на базе АНО

«Православная классическая гимназия». В исследовании участвовали учащиеся 1 «В» класса 14 человек. Проведения ряда наблюдений показало, что учащиеся 1 класса не имеют серьезных трудностей в обучении, но из показателей диагностических процедур, мы видим, что проблема, есть у многих учащихся, процесс адаптации проходит неблагополучно. После беседы с учителем, наблюдением за детьми во время учебного процесса, и проведения опытно – экспериментальной части стало понятно: основной причиной неудовлетворенности детей к школьному обучению, является несформированность, у многих из них, социального взаимодействия со сверстниками. Что подтверждает нашу гипотезу: психологическим условием адаптации детей, поступающих в первый класс является развитие навыков социального взаимодействия со сверстниками.

На основе полученных данных мы разработали ряд игровых упражнений: на сплочение школьного коллектива и самоконтроля и обучение приемам внутреннего самоконтроля и регуляции своего поведения.

По итогам реализации программы внеклассных мероприятий были заметны характерные изменения:

Атмосфера в классном коллективе наладилась, ребята стали дружелюбнее относится друг к другу. Уменьшилось количество конфликтных ситуаций.

Физические минутки помогли ребят менять вид деятельности, при этом в игровой форме снимать мышечное напряжение. Учащиеся 1 класса стали более усидчивы, увеличилась работоспособность.

После результатов повторного исследования, мы можем сделать вывод, что задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акимова, М.К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения [Текст] / М.К. Акимова, В.Г. Козлова // Вопросы психологии. - 2011.- № 6. - С. 71-74.
  2. Афанасьева, Н.В. Программа психологической диагностики готовности к обучению в школе [Текст] / Н.В. Афанасьева, Е.Н. Дубиненкова. - Вологда, 2014. - 157 с.
  3. Баданина, Л.П. Адаптация к отметке в начальной школе: размышления психолога [Текст] / Л.П. Баданина // Начальная школа. – 2017. -

№ 7. - С. 18-21.

  1. Баданина, Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход [Текст] / Л.П. Баданина // Начальная школа. - 2017. - № 12. - С. 59-62.
  2. Бадьина, Н.П. Динамика показателей школьной адаптации часто болеющих учащихся начальных классов [Текст] / Н.П. Бадьина // Вопросы психологии. – 2017. - № 1. - С. 53-61.
  3. Безруких, М.М. Расти первоклашка: энциклопедия для родителей [Текст] / М.М. Безруких Л.А. Леонова. – Москва, 2009. – 36 с.
  4. Бардиер, Г.Л. Что касается меня? Сомнения и переживания младших школьников [Текст] / Г.Л. Бардиер, И.М. Никольская - СПб.: Речь, 2014. - 203 с.
  5. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе [Текст] / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М: Совершенство, 2015. - 358 с.
  6. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - 132 с.
  7. Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / А.А. Бударный // Советская педагогика. - 2014. - № 7. - С.70-83.
  8. Волков, Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. [Текст] / Б.С. Волков - М.: Академический Проект, 2012. - 142 с.
  9. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Вьюнова - М.: Академический проект, 2015. - 142 с.
  10. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей [Текст] / Т.А. Данилина / Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 112 с.
  11. Дорожевец, Т.В. Изучение школьной дезадаптации [Текст] / Т.В. Дорожевец. - Витебск, 2015. – 182с.
  12. Ермакова, И.А. Адаптация первоклассников к школе [Текст] / И.А. Ермакова // Народное образование. – 2008. - № 5. - С. 157-165.
  13. Журавлев, Д.Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу [Текст] / Д.Д. Журавлев // Народное образование. – 2015. –

№ 8.

  1. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / О.Л. Зверева - М.: Академия, 2008. - 408 с.
  2. Костина, Л.М. Адаптация первоклассника к школе путем снижения уровня их тревожности [Текст] / Л.М. Костина // Вопросы психологии. - 2004. - № 1.
  3. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация первоклассников [Текст] / Т.В. Костяк - М.: Академия, 2015. - 232 с.
  4. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 2016. – 265с.
  5. Кузнецова, Л.В. Организация образовательного процесса для детей с проблемами школьной и социальной адаптации [Текст] / Л.В. Кузнецова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. -

№ 4. - С. 70-74.

  1. Кумарина, Г.В. Педагогические условия предупреждения адаптационных нарушений школьников [Текст] / Г.В. Кумарина // Народное образование. -2009. - №7. - С.163-168.
  2. Леонтьев, А.Н. Биологическое и социальное в психике человека [Текст] / А.Н. Леонтьев / Проблема развития психики. - М., 2015. – 218 с.
  3. Меттус, Е.В. Система работы по проблемам будущих первоклассников: подготовка, диагностика, адаптация [Текст] / Е.В. Меттус. - М.: Учитель, 2015. - 302 с.
  4. Налчаджян, А.А. Личность, групповая социализация и психическая адаптация [Текст] / А.А. Налчаджян. – Ереван, 1986. – 290 с.
  5. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. — М.: Тривола, 2005. — 360с.
  6. Петровский, А.А. Личность, деятельность, коллектив [Текст] / А.А. Петровский. – М., 2012. – 209 с.
  7. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (На основе анализа их самостоятельной деятельности) [Текст] / Е.С. Рабунский. - М., 2012. - 184 с.
  8. Ромм, М.В. Теоретико-методологические проблемы исследования социальной адаптации личности (информационный подход) [Текст] / М.В. Ромм / Автореф. дис. на соискание ученой степени к.ф.н. – Новосибирск: НГУ. – 2015. – 16 с.
  9. Ротенберг, В.С. Поисковая активность и адаптация [Текст] / В.С. Ротенберг. - М.: Наука, 2004. - С. 3.
  10. Руденский, Е.В. Психологическая феноменология патологии личности [Текст] / Е.В. Руденский. – Новосибирск: Институт патологии личности, 2016. – 232 с.
  11. Савина, Н. Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины [Текст] // Наука и школа. - 2010. - № 3. - С.118-121.
  12. Собчик, Л.Н. Психодиагностика: методы и методология [Текст] / Л.Н. Собчик. - Ростов Н/Д: «Феникс», 2015. - 576 с.
  13. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде [Текст] / Т.А. Соловьева. - М.: ВАКО, 2015. - 72 с.
  14. Тюменева, Ю.А. К проблеме оценки готовности детей к школе [Текст] / Ю.А. Тюменева // Психология обучения. - 2008. - № 3. - С. 95-107.
  15. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М.: - Издательский центр «Академия», 2018. – 288 с.
  16. Формирование познавательных интересов в учебном процессе [Текст] / Под ред. И.Ю. Хвосторина. – М.: Просвещение, 2013. - 114 с.
  17. Scott, K. People and teacher relationships. Scientific American / K. Scott. Vol. 287, No 4, 1999. - 58 p.
  18. Scott, K. Psychological adaptation. / K. Scott. Vol. 287, No 9, 2003. -