Файл: Адаптация ребенка к школе (Теоретические аспекты исследования проблемы адаптации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После проведения диагностирующей методики «Краски» были выявлены результаты, которые можно увидеть в таблице 1.

Таблица 1 ─ Показатели эмоционального отношения к школьному обучению

Имя

Звонок

Книга

Класс

Учитель

Физкульт

Тетрадь

Дом. зад

Перемена

Портфель

Одноклас

Урок

Даша А

Настя П

темный

Женя М

темный

темный

темный

темный

темный

Макар

темный

темный

темный

темный

Даша С

темный

темный

Захар

темный

темный

темный

Маша

темный

Платон

темный

темный

темный

темный

темный

Лиля

темный

темный

Кирилл С

темный

Кирилл К

темный

темный

темный

Люда

темный

темный

Даниил

темный

темный

темный

темный

Алена Г

темный

Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «Тетрадь»,

«Домашнее задание», «Одноклассники». В целом в классе наблюдается положительное эмоциональное отношение к школе.

В связи с предоставленными данными можем сделать вывод, что только малая часть учащихся 1 «В» класса имеют отрицательное эмоциональное отношение к школьному обучению. Исходя из данных исследования, нашей задачей в ходе психологических мероприятий по повышению общего уровня адаптации первоклассников, является повышение количества учащихся, которые бы имели положительное эмоциональное отношение к школе и к школьным видам деятельности.


У всех учащихся светлые оттенки цветов, по количеству, доминируют над темными, это можно увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1 - Показатели эмоционального отношения к школьному

обучению

Для выявления учебной мотивации у школьников 1 класса была использована анкета оценки уровня мотивации Н. Лускановой. При анализе данной анкеты были выявлены следующие результаты:

35% испытуемых имеют положительное отношение к школе, данный процент первоклассников школа привлекает именно своей учебной деятельностью, что является нормой для данного возрастного периода. Процесс учения для этих школьников является мотивирующим.

21% первоклассников привлекает внеучебная деятельность в школе, благодаря этому, они также имеют положительный уровень школьной мотивации. Дети данной группы достаточно комфортно ощущают себя в школе, посещать учебное заведение им нравится, потому что в нем можно пообщаться со своими одноклассниками, учителями. Познавательные мотивы у таких учащихся сформированы в наименьшей степени, сам процесс обучения не является для них привлекательным, но ощущения себя учеником создает положительный настрой. Дети, относящиеся к этому проценту, редко пропускают школу по уважительной причине и совсем не пропускают ее без неуважительной.

Для 2% младших школьников характерна низкая школьная мотивация. Для них характерны частые пропуски без уважительных причин. Школа не привлекает их своей учебной деятельностью. На уроках часто отвлекаются, занимаются посторонними делами. В процессе обучения имеют серьезные затруднения. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

У оставшихся 14% младших школьников выявлена школьная дезадаптация – негативное отношение к школе. Эти учащиеся имеют серьезные трудности в изучении школьных предметов, они так же испытывают дискомфорт от общения со сверстниками, потому что чаще всего не могут выстроить приятельские отношения. Школа является для них

«адом», в который не хочется идти по утрам. Они могут плакать и проситься домой, а могут, проявляют агрессивные реакции. Вступать в конфликты со своими одноклассниками, отказываться выполнять требования учителя, демонстративным поведением срывать уроки. Часто у подобных учеников отмечаются нарушение нервно-психического здоровья. Такие дети

пропускают школу только по уважительной причине, так как родители такого типа школьников чаще всего имеют авторитарный стиль воспитания (рисунок 2).


ДиаграАмнмалаи1з уровня сформированности учебной мотивации младшиДхиаграмма 1

Анализ уровня

сформированност и учебной мотивации младших школьников ;

Очнь низкий уровень мотивации; 14%;

14%

Диаграмма 1 Анализ уровня

сформированност и учебной мотивации младших школьников ;

Низкий уровень

школьников

Анализ уровня

сформированност и учебной мотивации младших

Высокий урошвекноьлмьноиткиоввац; и

Высокий уровень

мотиваци; 35%; Средний уровень3м6о%тивации

Низкий уровень мотивации

Диаграмма 1

Очнь низкий Аурноавлеинзьуровня мотивации сформированност

и учебной

мотивации младших школьников ;

мотивации; 28%;

29%

Средний уровень

мотивации; 21%;

21%

Рисунок 2 – Анализ уровня сформированности учебной мотивации младших школьников

По итогам первичного исследования было выявлено, что большинство младших школьников 1 «В» класса Православной классической гимназии имеют положительный уровень школьной мотивации, но есть и такие учащиеся, которым необходима психолого-педагогическая помощь в адаптационный период для дальнейшей успешности в учебной деятельности. На протяжении всего исследования помимо диагностик,

анализировались пропуски первоклассников, который проводился с помощью подсчетов общего количества пропущенных дней: по уважительной (болезнь) и неуважительной причине. По подсчётам выяснилось, что все учащиеся пропускавшие занятия имели уважительные причины пропусков и подтверждали свое отсутствие больничными

справками. Надо так же отметить, что таких пропусков было немного, 57 % класса совсем не пропускали занятия на период исследования.

Нельзя упускать тот факт, что семья так же играет огромную роль в процессе адаптации первоклассника к школе. И то, как ребенок будет чувствовать себя дома, напрямую будет влиять на его успехи в школе.

На второй неделе обучения первоклассников в школе, было проведено родительское собрание на тему: «Мое отношение к ребенку».

Цель данного родительского собрания была в выявлении особенностей взаимоотношений детей и их родителей.

В самом начале родительского собрания была проведена беседа на выбранную тему, затем родителям было предложено ответить на вопросы анкеты «Общение детей и родителей в лицах».

В данной анкете находилось 3 вопроса, на которые нужно было дать один ответ из трех предоставленных возможных вариантов.


  1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь с ребенком?
  2. С каким лицом общается с вами ваш ребенок?
  3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

Анализ полученных результатов анкеты показал, что родители 1 «В» класса заинтересованы не только в том, чтобы их ребенок делился с ними своими переживаниями и проблемами, но и в том, чтобы дети при общении со своими родителями не боялись высказывать своего мнения, чувствую при этом эмоциональную поддержку.

В завершении родительского собрания родителям было дано задание: необходимо было в письменном виде представить решения на конкретные ситуации.

Ситуации:

  1. Ваш ребенок нечаянно разбил чашку из сервиза…
  2. Воскресный день. Ваш ребенок пишет сочинение, заданное к понедельнику. Но пришли друзья и зовут гулять….
  3. Вы устали, пришли с работы, а в доме полный «развал» - идет шумная игра вашего ребенка с друзьями….

Ответы родителей были очень разнообразны. Каждый из них дал аргументированный и разумный вариант исхода событий в заданных проблемных ситуациях.

Проанализировав результаты всех диагностических исследований, можно сделать первичные выводы:

  • В общем, учащиеся имеют положительное отношение к школьному процессу и к школьному обучению в целом;
  • У большинства учащихся, на момент поступления в первый класс, уже был сформирован статус школьника, что положительно влияет на динамику процесса адаптации;
  • Игровая деятельность преобладает над учебной, что в принципе свойственно первоклассникам, которые только делают свои «первые шаги» в новой для них системе обучения.
  • Успешной адаптации всех учащихся мешают конфликты между учащимися из-за стремления к лидерству;
  • Родители первоклассников готовы прийти на помощь детям в сложный для них период адаптации и разделить с ними их переживания.

В конце всех проводимых экспериментальных исследованиях, для подтверждения анализов исследования, была проведена свободная беседа с учащимися младших классов. Многие ребята рассказали, что не имеют желания посещать школу, по причине частых конфликтных ситуаций, случающихся на уроках и переменах.

Разработка и проведение программы повышения уровня адаптации младших школьников

Серьезных проблем в процессе успешной адаптации учащихся 1 класса при диагностировании не было выявлено. У всех обучающихся сформирована внутренняя позиция школьника, страха перед школой не наблюдается, роль ученика усвоена. Но есть показателей, который может негативно сказаться на процессе обучения и может привести к затруднениям в усвоении учебного материала – и как последствие к снижению уровня мотивационной сферы. Конфликтные ситуации в классном коллективе происходят ежедневно, часто они заканчиваются драками, что не может не повлиять на эмоциональный фон участников образовательного процесса.


Систематизируя все полученные данные, была разработана психологическая коррекционно-развивающая программа, целью которых было создание благоприятной обстановки в классном коллективе для нормализации межличностного взаимодействия между учениками.

Программа коррекционно-развивающих упражнений, направленных для нормализации межличностного взаимодействия

между учениками

Пояснительная записка

Поступление в первый класс является сложным этапом на пути жизни маленького человека. Новая социальная роль требует выполнений непривычных для первоклассника требований. Помимо этого, появляется новый коллектив, с которым ежедневно приходится взаимодействовать. От того как складываются межличностные отношения, зависит эмоциональный фон ребенка, который будет влиять на уровень адаптации первоклассника к школьному обучению.

В каждом коллективе есть система личностных взаимоотношений. Особенно хорошо она наблюдается у детей младшего школьного возраста.

Они дифференцированно относятся к своим одноклассникам, что сильно влияет на дальнейшее личностное развитие каждого из них. Умение общаться дает ребенку правильно выстроить систему взаимоотношений в новом социуме. Помимо этого, общение является важным инструментом получения и передачи информации.

Цель: Повысить уровень адаптации первоклассников, имеющих трудности в правильном построении коммуникации, за счет развития навыков взаимодействия со сверстниками.

Задачи:

      1. Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе и сплочение детского коллектива.
      2. Развитие навыков взаимодействия.
      3. Обучение приемам внутреннего самоконтроля и регуляции своего поведения

Содержание программы:

Программа состоит из 10 занятий, продолжительность одного занятия составляет 30 минут. Занятия проводятся в течение первой четверти, 2 раза в неделю. Программа поделена на три блока: 1блок – разминка; 2 блок – основная часть, которая состоит из игровых упражнений; 3 блок – заключительная часть, включает в себя рефлексию.