Файл: Адаптация ребенка к школе (Теоретические аспекты исследования проблемы адаптации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа рассчитана на учащихся 1 класса. Методы проведения программных мероприятий.

Игровые упражнения, беседы, дыхательные гимнастики.

Тематическое планирование

Название занятия

Структура

Цель

1. Знакомство

2 игры на знакомство. Коллективно творческая работа

«Создаем портрет класса».

Формирование благоприятного

психологического

климата в классном

Обсуждение и рефлексия.

коллективе.

2. Ты, я, он, она

Беседа «Один за всех и все за одного».

Обсуждение и рефлексия.

Развитие навыков взаимодействия.

3. Вместе - врозь

2 игры на развитие навыков взаимодействия.

Беседа по теме «Когда меня обижают».

Обсуждение и рефлексия.

Развитие навыков взаимодействия.

4. Ты и я друзья

4 игры на развитие навыков взаимодействия.

Обсуждение и рефлексия.

Развитие навыков взаимодействия.

5. Мои эмоции

Упражнение с зеркалом. Обсуждение и рефлексия.

Формирование благоприятного

психологического климата в классном коллективе.

6. Я боюсь тебя

2 игры на развитие контроля своих эмоций.

2 игры на развитие навыков взаимодействия.

Обсуждение и рефлексия.

Обучение приемам внутреннего самоконтроля и регуляции своего поведения.

7. Вместе мы сила.

2 игры на развитие контроля своих эмоций.

Обсуждение прочитанной причты про дружбу.

Обсуждение и рефлексия.

Обучение приемам внутреннего самоконтроля и регуляции своего поведения.

8. Проявляй терпимость.

2 игры на развитие саморегуляции своего поведения.

Проведение дыхательных

Обучение приемам внутреннего самоконтроля и

гимнастик.

Обсуждение и рефлексия.

регуляции своего поведения

9. Дружба – как много в этом слове

Беседа на тему «Как хорошо, когда есть друзья».

Проведение дыхательных гимнастик.

Обсуждение и рефлексия.

Обучение приемам внутреннего самоконтроля и регуляции своего поведения

10. Дерево дружбы

Коллективно – творческая работа

«Дерево дружбы»

Обсуждение и рефлексия.

Формирование благоприятного

психологического климата в классном коллективе.


Игры, используемые для знакомства нового коллектива: Игра «Снежный ком»

Игра «Дрозд»

Игры, используемые для развития навыков взаимодействия: Игра «Встань в круг»

Игра «Машины»

Игра «Скульпторы» Игра «Молекулы» Игра «Острова»

Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

Игры на развитие контроля своих эмоций и саморегуляции своего поведения:

Игра «Мир эмоций»

Игра «Четвертый лишний» Игра «Выражение эмоций»

Игра «Что случилось?»

Ребята с охотой вступали, в процесс игры, во взаимодействие друг с другом, старались прислушиваться к мнению каждого участника игры.

По завершению 10 занятий, пронаблюдав внешнюю картину взаимодействия ребят друг с другом, уже можно было сделать вывод, что психологическая программа внесла положительные корректировки: стабилизировалась обстановка в классном коллективе, игры, проводимые с целью стабилизации взаимоотношений в коллективе, и нормализации самооценки было успешным. В процессе игры первоклассники старательно выполняли задания, прислушивались друг к другу.

Процесс реализации разработанной программы на практике показал хорошие результаты, что констатирует пригодность ее дальнейшей помощи педагогам и психологам, которые будут работать над повышением уровня адаптации первоклассников.

Метод игры оказался предпочтительным для первоклассников, самым затруднительным заданий для большинства оказалась рефлексия. Игра позволяла им «вернуться» в дошкольный возраст и снять «оковы» правил, необходимых соблюдения в школьной жизни. Возвращаясь к игровой деятельности, учащиеся давали свободу воображению, не имея при этом никаких строгих регламентация. По средствам игр было значительно легче преодолеть трудности коммуникаций, подстроиться к правилам поведения на уроке и в школе. Необходимо отметить, что все проводимые мероприятия приносили положительные результаты, так как они носили постоянный, систематический характер. А также учет особенностей развития первоклассников, преобладание игрового мотива над учебным мотивом позволил подобрать наиболее действенные формы работы по преодолению всех имеющихся затруднений.


45

Анализ полученных результатов

После проведенных мероприятий нами было проведено контрольное исследование уровня адаптации первоклассников.

Цель контрольного этапа: проверить результативность экспериментальной работы по повышению общего уровня адаптации детей 1 класса.

Также и при первом исследовании, детям предлагалось пройти методику «Краски» Г.Ф. Кумариной, чтобы проследить динамику после проведения психологических мероприятий по повышению уровня мотивации. Способ проведения остался прежний. Психологом была озвучена инструкция, на случай если кто – то из ребят успел забыть ее.

При анализе результатов было выявлено, что показатели резко изменились в положительную динамику, что видно в таблице 2. Учащиеся отдавали предпочтение светлым оттенком, темные использовались реже.

Таблица 2 - Показатели эмоционального отношения к школьному обучению после проведения программы занятий

Имя

Звонок

Книга

Класс

Учитель

Физкульт

Тетрадь

Дом. зад

Перемена

Портфель

Одноклас

Урок

Даша А

Настя П

Женя М

темный

темный

темный

Макар

темный

темный

темный

Даша С

темный

Захар

темный

темный

Маша

темный

Платон

темный

темный

темный

темный

Лиля

темный

Кирилл С

темный

Кирилл К

темный

темный

Люда

темный

темный

Даниил

темный

темный

Алена Г

темный


По рисунку 3 можно так же сравнить показатели исследования до и после психологической поддержки младших школьников. Мы наглядно

46

видим, что по сравнению с первым исследованием, темных цветов на рисунках стало меньше, что говорит о том, что возросло положительное отношение к школе. Надо так же заметить, такие показатели, как: учитель и перемена у всех учащихся 1 класса имеют исключительно только положительную окраску и не вызывают отрицательных эмоций.

Так как в экспериментальной части работа ввелась на сплочение детского коллективы, мы обязаны проследить разницу показателей шкалы

«Одноклассники». Мы видим, что при первичном исследовании, с помощью методики Г. Ф Кумариной «Краски», количество ребят, имеющих отрицательное отношение к своим одноклассникам составляло пять человек, сейчас количество снизилось до 2 человек.

На рисунке 3 видно, что отношения с одноклассниками, которые изначально относились к одним из самых негативных показателей, теперь носят не самый худший показателей. Так же заметно, что позиция «Учитель» и «Перемена» и вовсе не влияют негативно на эмоциональный фон ребенка, здесь мы можем только сделать предположение, что наша реализация нашей программы непосредственно повлияла на данные показатели.

Рисунок 3 - Показатели эмоционального отношения к школьному

обучению

У ребят выросло доверие к педагогу, что также позволяет пройти периоду адаптации «безболезненно».

Так же учащимся первого класса было предложено повторно пройти анкету школьной адаптации Н. Лускановой. По результатам, которой можно проследить изменился ли уровень мотивации учащихся, после проведения психологических мероприятий (см. рис. 4).

Мы может наблюдать, что показатели заметно изменились: количество учащихся имеющих низкий и очень низкий уровнем мотивации снизилось на 28 %, а количество первоклассников, имеющих средний уровень – возросло на 28 %. Эти результаты дают право сделать следующий вывод: мотивационная сфера детей, до и после проведения специальных психологических процедур возросла на 56 % и имеет положительную динамику.

Диаграмма анализа уровня сформированн Доситаигруачмебмнао2й мотивации младших


Диаграмма 2 Анализ уровня

сформированности учебной

мотивации

школьникАонвализ уровня

сформированности

учебной мотивации младших

Диаграмма 2 Анализ уровня

младших школьников ;

Низкий уровень мотивации; 7%; 7%

Диаграмма 2 Анализ уровня

сформированности учебной мотивации младших

школьников ; Средний уровень мотивации; 50%;

51%

школьников ;

Очень низкий уровень

мотивации; 7%;

7%

сфВоырсмокиирйовуарнонвоеснтьимотивации учебной

мотивации

Средмнлиайдшуриохвень мотивации

школьников ;

ВНыисзоккииййууррооввееннььмотивации мотивации; 35%;

35%

Очень низкий уровень

мотивации

Рисунок 4 – Анализ уровня сформированности учебной мотивации младших школьников

Повторно была проведена свободная беседа с учащимися, по итогам

которой выяснилось, что учащиеся, которые посещали ранее школу

неохотно, стали проявлять интерес к школьному процессу, особенно им нравились проводимые с ними занятия психолога.

Выводы по второй главе

По итогам реализации коррекционно-развивающей программы, направленной на повышение уровня адаптации первоклассников, за счет игровых упражнений на сплочение детского коллектива, на контрольном этапе эксперимента было выявлено:

По 1-ой методике Н.Г. Лускановой «Анкета школьной мотивации» были заметны процентные изменения. Количество учащихся умеющие низкие и очень низкие уровни мотивации снизилось на 28 %, а количество учащихся имеющих средний уровень мотивации повысился на 28 процентов. Количество первоклассников, имеющих высокий уровень не изменилось.

Проанализировав результаты, полученные после повторного проведения рисуночного теста «Краски» Г.Ф. Кумариной, которые показали, что отношения к одноклассникам у 3 из 5 человек из ранее диагностируемых ребят изменилось в лучшую сторону, что позволяет сделать вывод, что наши мероприятия были успешно реализованы.

Дополнительно выявленные изменения, по материалам беседы, указали на то, что отношения в детском коллективе улучшились, конфликтных ситуаций стало меньше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие адаптации долгие годы изучалась многими учеными, в разных областях. В психологии, большой вклад в рассмотрении процесса адаптации, внесли такие научные деятели как: Ю. А. Александровский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и многие другие. Благодаря их труду педагоги и психологи школы могут помочь ребенку облегчить процесс адаптации.