Файл: Адаптация ребенка к школе (Теоретические аспекты исследования проблемы адаптации ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
учреждения. Сложность состоит вовсе не в раннем подъеме, как это может
предполагаться, а в том, что у таких детей чаще наблюдается отставание в развитии произвольной саморегуляции поведения и организованности своих действий.
- Трудности, связанные с налаживанием межличностных взаимоотношений с новым, для ребенка, коллективом. Такие проблемы более выражены у тех детей, которые не имеют достаточного опыта нахождения в детском коллективе.
- Трудности в построении межличностного контакта и доверительного отношения с учителями, классным руководителем.
- Трудности, обусловленные резким изменением домашней обстановки и эмоционального микроклимата в семье ребенка.
Ребенку приходиться приложить массу усилий, чтобы вжиться в новую для него социальную роль – ученика. Необходимо выстроить системы взаимоотношения с новыми для него людьми (одноклассниками, учителями), перестроить свой привычный режим, не проявлять двигательной активности в течение сорока минут, пока не закончится урок, регулировать свое поведение, стараться удерживать концентрацию внимания на учебной деятельности. Все это является большой трудностью для маленького, семилетнего ребенка.
При поступлении в школу у него появляются совершенно иные обязанности, чем были годом ранее, когда он посещал детский сад. Ему приходится получать новые знания и стараться удержать их в своей памяти. Учебная деятельность занимает большую часть времени его новой жизни. На смену игровой деятельности приходит учебная, а так охота еще поиграть с товарищем в песочнице. Поэтому часто в первом классе дети приносят в школу игрушки, которые тайком кладут в портфели, чтобы родители не смогли вытащить их из школьного рюкзака.
Научиться учиться – главная задача, на данном возрастном этапе жизни
ребенка. Но на пути любых задач встречаются свои трудности [37, с. 84].
Адаптация к школе является многоплановым процессом. Ее составляющие – это физиологическая и социально – психологическая адаптация, будь то учителя или одноклассники.
Организм первоклассника, постепенно привыкая к новым для него правилам и требованиям, проходит несколько этапов адаптации:
Первый этап – это этап ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, бурной реакцией и существенным напряжением отвечают практически все системы человеческого организма. Это так называемая
«физиологическая буря» протекает достаточно длительное время, примерно 2, 5 – 3 недели.
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм находится в поиске приемлемых (или более оптимальных) вариантов реакций на эти воздействия. Если на первом этапе организм совершенно не экономит свои ресурсы и тратит их не все. В связи с этим учителю важно осознавать, что организм ребенка платит слишком большую «цену» в этот период. На втором этапе бурные реакции начинают постепенно стихать.
Третий этап – этап относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующую минимального напряжения всех систем [21, с. 87].
Какую бы работу не выполнял школьник, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом коллективе, каждая из систем организма реагирует своим напряжением. Чем больше напряжения потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израсходует организм. К сожалению, возможности организма ребенка отнюдь не безграничны, а длительное функциональное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к нехорошим последствиям, таким, как
нарушение самочувствия маленького человека.
Продолжительность всех трех фраз адаптации приблизительно 5 – 6 недель, т. е. этот период, продолжается до середины первой учебной четверти. Наиболее сложным в этом периоде является отрезок с первой по четвертую неделю.
Высокое функциональное напряжение, которое испытывает организм первоклассника, определяется тем, что эмоциональные и умственные нагрузки сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенного сидячего положения на протяжении одного урока. Статическая нагрузка наиболее утомительна для детей 6 – 7 лет, так как им приходится высиживать длительное время в «закрепленной» позе. На письменных уроках необходимо длительное напряжение спинных мышц, которые слаборазвиты у категории детей этого возраста. Так же, при самом процессе письма, идет сильная нагрузка на все мышцы руки (начиная от пальцев и заканчивая кистью). Особенно утомительным является безотрывное письмо.
Перейдем к понятию социально – психологическая адаптация.
«Социально – психологическая адаптация – это процесс перестройки поведения ребенка в новых для него условиях» [48, с. 84].
Процесс социально – психологической адаптации многогранный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой.
Для успешной адаптации, с первого дня своего обучения в школе, ребенок должен начинать осваивать несколько сфер жизнедеятельности: учебную сферу, построение гармоничных отношений с одноклассниками и классным руководителем, формирование адекватных реакций на конкретные задачи и цели.
Попадая в новые для себя условия жизнедеятельности, все учащиеся
чувствуют себя совершенно по-разному.
Исследования, которые проводила Г. М. Чуткина было выявлено три уровня адаптации детей к школе: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень адаптации характеризуется положительным отношением к учебному процессу и к школе как таковой. Учебный материал усваивается легко. Ребенок глубоко овладевает программой, имеет много различных грамот и сертификатов по разным учебным дисциплинам, принимает активное участие во всех конкурсах. К поручениям со стороны учителя и родителей относятся должным образом. Конфликтных ситуаций с одноклассниками или классным руководителем не имеет. Старается дружить со всеми ребятами. В большинстве случаем такие дети имеют статус лидера в школьном коллективе. Такой ученик прилежен, опрятен и предъявляет к себе высокие требования, старается им соответствовать.
Имея средний уровень адаптации, ученик охотно идет в школу, общается со своими сверстниками, имеет маленький круг друзей – одноклассников, с которыми поддерживает хорошие отношения и за пределами школьных стен. При напоминании родителей выполняет требования учителей. На уроках старается самостоятельно решать типовые задачи, которые требуют закрепления уже изученного навыка. Хорошо усваивает школьную образовательную программу. Удерживает внимание на объяснении нового материала, только в том случае, если новая информация для него интересна и значима, в остальных случаях требует постоянного контроля со стороны преподавателя. Общественные поручения учителя выполняет старательно и добросовестно. Серьезных проблем с поведением не имеет.
На низкий уровень школьной адаптации указывает частое плохое самочувствие ребенка, особенно по утрам, когда предстоит идти в школу. Подавленное настроение, отказ от выполнения поручений учителя, нарушение дисциплины и частые конфликтные ситуации с одноклассниками.
Материал, который объясняет учитель, усваивает неохотно, не проявляя
никакого интереса к выполнению заданий. Воспитание носит характер постоянно контроля. Родителям систематично приходится напоминать о необходимости выполнения домашнего задания. Со стороны учителя требуется постоянная помощи и эмоциональная поддержка. Отношения с одноклассниками не складываются, постоянно ссорится с ребятами и впоследствии становится замкнутым и необщительным.
Многие родители стремятся отдать ребенка в школу в шестилетнем возрасте, не понимая, что этим они допускают очень грубую ошибку. Один год имеет важное значение в физическом, психофизическом и конечно, психическом развитие ребенка. Ученые имеют на этот счет свое мнение – оптимальный возраст поступления ребенка в школу 6, 5 – 7 лет. Потому, что в этот год формируются различные психологические новообразования, которые помогут сделать обучение в школе более успешным: регуляцию своего поведения, логически – образное мышление, происходит понимание социальных норм и обязанностей [7].
Психологические и физиологические особенности детей, поступающих в школу
Младший школьный возраст – это последняя ступень на пути выхода из детства. Ребенку еще присуще много личностных качеств, которые являются детскими: наивность, доверчивость, взгляд на взрослого снизу- вверх. Но к началу возрастного перехода начинает утрачиваться детская непосредственность, начинает меняться логика мышления. Учеба, в этот период, становится ведущей деятельностью. Поступая в первый класс, ребенок обретает новый для него статус и одновременно овладевает знаниями, умениями и навыками. Весь привычный уклад жизни ребенка начинает резко меняться и приобретает новый, для него, характер. К нему
приходит осознание своего места в мире общественных отношений. Он
открывает для себя новое значение социальной позиции – позиция школьника, которая, по мнению взрослых, носит в себе характер высоко значимой учебной работы. Желание занять свое место появляется не сразу, так как в первом классе отсутствует система оценивания, но на второй год обучения в школе у учащегося эта позиция начинает активно формироваться, она коренным образом меняет его самосознание.
Изменение самосознания приведет ребенка к переоценке ценностей то, что было ранее значимым для него, сейчас не имеет веса и является второстепенным. Старые интересы, которые ранее побуждали к действиям, теряют свою силу и на смену им приходят новые. Оценивание в учебной жизни становится для ребенка важным и ценным, игра престаёт быть значимой и уходит на второй план [38, с. 74].
Перестройка эмоционально – волевой сферы не ограничивается появлением новых мотивов и сдвигами, перестановками в иерархической мотивационной системе. В кризисный, для ребенка, период происходит сильное изменение в плане переживаний, они начинают сильно меняться, если сравнивать их с теми, что были в дошкольном возрасте. К концу шести лет ребенок начинает постепенно осознавать причины своих переживаний, что впоследствии помогает образовывать устойчивые аффективные комплексы [38, с. 75].
Поступая в первый класс, ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью [5].
Новая социальная сложившееся ситуация требует от школьника новой, для него, деятельности – учебной. Поступая в первый класс у ребенка эта деятельность еще несформированна, а формироваться она начнет, когда ребенок научится учиться. Именно это и будет являться главной задачей младшего школьного возраста.
На пути формирования личности школьника встречается главная для него трудность: мотив, с которым ребенок приходит в школу – выполнять социално – значимую роль, несоответствует с тем, что в школе ему необходимо развивать познавательную мотивацию.
Начало нового периода уходит корнями в кризис 6-7 лет, когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного и младшего школьного детства. У дошкольника имеются две сферы социальных отношений – «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». В школе возникает новая структура этих отношений «ребенок – взрослый» дифференцируется на «ребенок – учитель» и «ребенок – родитель».
Отношение «ребенок – учитель» выступает для ребенка отношением
«ребенок – общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими детьми. Если в семейных взаимоотношениях и в детском саду имеется асимметрия, то в школе в учителе воплощены требования общества, существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки всех и каждого.
Ребенок очень внимательно и эмпатично относится к любым действиям учителя, если он замечает, что учитель выделает конкретных учеников, а его в этом списке нет, то рушится весь его ореол, с которым он поступал в первый класс. В первое время дети стремятся точно следовать указаниям учителя, если учитель по отношению к правилам допускает лояльность, то и правило разрушается изнутри.
Специфика учения – в присвоении научных знаний. Основную часть содержание учебной деятельности составляют научные понятия, законы, общие способы решения практических задач. Именно поэтому условия формирования и осуществления учебной деятельности создают только в школе, а в других видах деятельности создаются только в школе, а в других видах деятельности усвоения знаний выступает как побочный продукт в виде житейских понятий. В игре, например, ребенок стремится лучше выполнить
какую – нибудь роль, и усвоение правил ее выполнения лишь сопутствует основному стремлению. И только в учебной деятельности усвоение научных знаний, умений и навыков выступает как основная цель и главный результат деятельности. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями.