Файл: Адаптация ребенка к школе (Теоретические аспекты исследования проблемы адаптации ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
Главная трудность – то, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе [23, с. 35].
В школе возникает новая структура социальных отношений. Система
«ребенок – взрослый» заменяется на другие системы «ребенок – учитель» и
«ребенок – родитель».
От стиля общения учителя определяется: эффективность учебного процесса, процесса взаимодействия школьного коллектива, эмоциональный настрой детей.
На данный этап выделяют три уровня стиля общения: авторитарный демократичный и попустительский. Ученые доказали: в классе, где учитель выбирает демократичный стиль общения с учениками, учащиеся более безболезненно проходят процесс адаптации. У учащихся на конец года снижается уровень тревоги, враждебность по отношению к себе и к своим сверстникам. Личностно – ориентированный подход помогает учителю создать в классе доверительную атмосферу.
Стиль общения педагоги с родителями имеет также не малую роль в процессе успешной адаптации учащихся. Исследования показали, что конструкция «Родитель – учитель – ребенок» является самой благоприятной. Работая в структуре триединства, каждый из участников образовательного процесса выполняет свою роль, что заметно облегчает жизнь остальных.
Факторами, неблагоприятно сказывающими на адаптацию ребенка к школе, являются самооценка и уровень притязаний.
Основные причины затруднения процесса адаптации:
- Низкий уровень учебной мотивации.
- Проблемы в регуляции поведения
- Низкая сформированность ЗУН.
- Проблема в построении взаимоотношений с одноклассниками и учителями.
Первый год является самым трудным для ребенка. Если ему предстоит пройти его в одиночку, то это отрицательно скажется на его психологическом и физическом состоянии здоровья. Задача родителей,
педагогов и психолога облегчить прохождения данного пути, помогая ребенку раскрыть свои индивидуальные особенности, не испытывая при этом чувство страха и вины.
28
В теоретической части квалификационной работы требовалось изучить процесс адаптации. В процессе изучения наблюдаются разного рода противоречия точек зрения различных ученых изучающих в своей области процесс адаптации. Это указывает на то, что требуется осмотрительный подход в дальнейшем исследовании данной проблемы. Необходимо учитывать особенности адаптации детей к обучению в школе, а также психологические условия адаптации первоклассников к школе в данной работе.
Что касается гипотезы, которая предполагает, что процесс адаптации будет более успешный, если у ребенка будет сформирован навык социального взаимодействия со сверстниками, то при изучении теоретической части видно, что при дальнейшем эмпирическом исследовании, она вполне может подтвердиться, так как социальный навык общения является одним из ярких фактором успешной адаптации младшего школьника.
2. Эмпирическое исследование условий адаптации первоклассников к обучению в школе
Организация и методы исследования
Характеристика базы исследования
Образовательная организация: Автономная некоммерческая организация «Православная классическая гимназия».
Программа воспитательной работы направленна на формирование этически – нравственных качеств личности.
В гимназии действует система непрерывного образования. Дети проходят 4 ступени обучения. Начиная от православного детского сада и заканчивая православным институтом.
- С 1 по 11 класс обучение ведется по программе «Школа России», что является оптимальной для детей с разным уровнем интеллектуального развития.
- Помимо профильного обучения, введется углубленное изучение гуманитарных наук и религиоведения.
- Во второй половине дня учащиеся посещают музыкальные и танцевальные кружки.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что в гимназии, кроме стандартного обучения, проводится ряд мероприятий, которые направленны на гармоничное развитие личности ребенка. Для этого созданы все условия.
Образовательный процесс в первом классе имеет свою структуру:
- Учебный день начинается с 8:30, первый урок с 9:00.
- Последний урок заканчивается в 14 50. После чего начинается группа продленного дня.
- Между уроками в обязательном порядке проводится обед и прогулка (15 минут).
- Динамическая пауза стоит в расписании после 5-го урока.
Такое построение занятий в первом классе учитывает особенности младшего школьного возраста. Чрезмерной нагрузки не происходит, так как первоклассникам в начале обучения довольно трудно переносить статическую нагрузку. Расслабляющие мероприятия, прогулки позволяют снять двигательное напряжение. Занятия в кружках сплачивают классный коллектив, происходит эстетическое воспитание учеников.
Характеристика выборки исследования.
Выборку составили 14 первоклассника: из них 7 девочек (50%), 7
мальчиков (50%). Возраст испытуемых 6,5 - 8 лет. Самому старшему ребенку 8 лет 1 месяц, самому младшему - 6 лет и 5 месяцев.
Цель экспериментального исследования: выявить показатель уровня адаптации детей 1 класса в период первой и последней учебной четверти и проанализировать динамику.
В соответствии с целью были определены задачи экспериментального исследования:
- С помощью психологических методик выявить уровень адаптации первоклассников на период первой четверти;
- Составить и апробировать психологическую программу сопровождения первоклассников на этапе адаптационного периода;
- Повторно исследовать уровень школьной адаптации на период последней четверти;
- Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Этапы исследования:
Первый этап: Была проведена беседа с классным руководителем детей.
Второй этап включал в себя подбор методического материала для изучения общего уровня адаптации школьников к новым для них школьным условиям (поступление в первый класс).
На третьем этапе были проведены диагностики, которые помогли выявить уровень адаптации у испытуемых.
Четвертый этап включал в себя разработку программы коррекционно- развивающих занятий и ее проведение в адаптационный период.
Пятый этап: Анализ полученных результатов.
В качестве методов экспериментального исследования была использована методика определения эмоционального отношения к школьному обучению «Краски»;
Дети заранее получают лист бумаги, на котором нарисовано 10 кружков одинакового размера. Их задача закрасить эти кружки в определенный цвет. Каждый кружок, обозначает какой – либо предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. В зависимости от цвета закрашенного кружка определяется: испытывает ученик трудности в обучении или нет. Чем темнее цвет кружка, связанного с определенным предметом, тем сильнее этот предмет заставляет испытывать первоклассника негативные эмоции, и наоборот.
Анкета школьной адаптации Н. Г. Лускановой.
Методика содержит 10 вопросов, на каждый вопрос имеется три варианта ответов, учащийся должен выбрать только один понравившийся ему вариант. Обработка данных проводиться путем подсчета суммы баллов.
Анализ пропусков и успеваемости первоклассников, который проводился с помощью подсчетов общего количества пропущенных дней: по уважительной (болезнь) и неуважительной причине.
Выявление уровня адаптации первоклассников к обучению в школе
Процесс адаптации к школьной жизни влияет на многие сферы жизнедеятельности младшего школьника. Особенно сильное влияние она оказывает на межличностные отношения со сверстниками, на отношения к учебной деятельности, которая включает в себя усвоение школьной программы и правил поведения.
Для получения более полной информации и для достоверности результатов в экспериментальном исследования, кроме конкретных методик - анкетирования и тестирования, применялся еще метод беседы с классным руководителем 1 «В» класса.
Из беседы с классным руководителем было установлено:
- До поступления в школу дошкольное учреждение посещали 13 детей, 1 ребенок – воспитывался на дому;
При медицинском осмотре было выявлено, что первую группу здоровья имеют 6 человек, второй группу – 6 человек, третью группу здоровья имеют 2 человека.
Состав семей первоклассников:
- человек воспитываются в полных семьях:
- 1 ученица из многодетной семьи.
- 2 человека воспитываются в неполной семье (нет отца или в разводе), Условия проживания:
- у 10 детей есть свое рабочее место в квартире
- у 2 детей отсутствует свое рабочее место, им приходится выполнять рекомендации учителя на кухонном столе.
На начало обучения в 1 классе умели бегло читать 2 человека; читали по слогам 11 человек; 1 ученица – не владела навыками чтения.
Показатели исследования стартовой диагностической работы, представленные учителем, имели следующий результат:
В предметной области «Математика» высокий уровень сформированности предметных умений у первоклассников составляет - 72%, средний - 27%. Низкий - 0%.
Низкий уровень в области «Математика» не выявлен у учащихся.
В предметной области «Русский язык» высокий уровень сформированности предметных умений у первоклассников составляет по школе - 0%, средний – 18%. Низкий - 81%.
В предметной области «Окружающий мир» высокий уровень сформированности предметных умений у первоклассников составляет по школе – 36 %, средний – 27%. Низкий – 36%.
При наблюдении за учащимися было заметно, что дети работоспособны, любознательны и социально активны.
Многие из ребят ведут себя довольно расковано, но есть и такие дети, которым еще трудно адаптироваться к новой школьной жизни и требованиям со стороны учителей. Такие дети имеют неустойчивое внимание, часто отвлекаются на внешние раздражители, выкрикивают с места, вступают в словесные перепалки, нарушая процесс обучения. Они стремятся постоянно быть в центре внимания. Как правило, они стараются выполнить свою работу раньше других, но она зачастую оказывается неправильно выполненной.
В первые месяцы обучения первоклассников в школе, с помощью комплексной диагностической работы, которая проводилась учителем, удалось выявить учащихся, которые имеют высокий уровень познавательного интереса, это такие учащиеся как: Даша А, Даша С, Маша К, Кирилл С, Настя П.
Есть учащиеся, которые пока не проявляют активности, они присматриваются к новому коллективу, боятся обратить на себя внимания, поэтому на уроках не проявляют инициативу. С предложенными заданиями,
в устной или письменной форме, справляются без помощи учителя. (Алена Г, Захара Х).
Есть и такие учащиеся, которые проявляют активности на уроке, но во время перемены или группы продленного дня являются очень активными – Платон Д, Кирилл К.
Явного ученика, который бы являлся лидером, еще не присутствует, но многие ребята уже пытаются занять статусное место в коллективе, что служит причиной частых конфликтов и драк. Конфликты случаются каждый день.
В результате наблюдения за учащимися были выявлены следующие особенности:
- на уроках класс собран, работоспособен и активен. Дети читающие, любознательные. Но есть ребята, требующие индивидуального подхода на уроках, так как не могут работать в одном темпе с классом по той или иной причине (Платон Д, Кирилл К);
- у детей сформированы навыки самообслуживания: они самостоятельно переодеваются, убирают за собой в столовой после завтрака, берегут школьное имущество;
- во внеурочное время большая часть детей (13человек) посещают разнообразные кружки и спортивные секции города;
- на данный момент в классе есть группы людей, которые плотно общаются между собой и во внеучебное время. Есть и те, которые до сих пор не могут найти общий язык – в классе регулярно случаются драки и словесные потасовки, которые мешают учебному процессу.
Вместе с положительными данными коллектива, существуют и отрицательные. Ребята еще не могут до конца самостоятельно преодолевать трудности в обучении, есть сложности с планированием своего учебного времени, начатое дело часто остается невыполненным до конца.
Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности. Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью.
С целью определения эмоционального отношения к школьному обучению была проведена методика «Краски» Г.Ф Кумариной. Дети получили лист бумаги, на котором нарисовано 10 кружков одинакового размера. Их задача закрасить эти кружки в определенный цвет. Каждый кружок, обозначает какой – либо предмет. Предметы, которым необходимо дать ту или иную окраску, это: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, школа, урок, домашнее задание, тетрадь. В зависимости от цвета закрашенного кружка определяется: испытывает ученик трудности в обучении или нет. Чем темнее цвет кружка, связанного с определенным предметом, тем сильнее этот предмет заставляет испытывать первоклассника негативные эмоции, и наоборот.