Файл: Адаптация ребенка к школе (Теоретические аспекты исследования проблемы адаптации ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Так же поступление в школу обуславливается сменой вида игровой деятельности на учебную. Педагоги, родители и психологи прилагают массу усилий, чтобы: сделать этот процесс менее трудным и безболезненным; развить в детях интерес к обучению, чтобы процесс стал более эффективным и приятным. Особое внимание при этом уделяется психическому здоровью ребенка и гармоничному развитию его личности. Это хорошо заметно на примере образования новых направлений психологических наук: детской практической психологии, школьной психологии, профилактического направления детской и подростковой медицинской психологии [3, с. 64].

Проблема дезадаптации возникает тогда, когда социопсихологический и психофизический статус первоклассника не соответствует школьным требованиям к обучению, овладение, которым становится, для ребенка, слишком затруднительным или совсем невозможным. (М.Ю. Кистяковская, Л.С. Выготский, Г.Г. Кравцов, А.П. Сманцер, Н.Н. Куинджи и др.).

Проблема адаптации является одной из основных проблем в организации успешного обучения школьников, поэтому изучением этой проблемы занимались многие научные деятели. В педагогике, это такие деятели, как: Ш.А. Амонашвили, Г.А. Белов, Е.Д. Гранкина, Е.А. Кудрявцева, И.П. Подласый, А.П. Сманцер, В.Г. Щур, Е.А. Ямбурги и многие другие. В медицине это процесс изучался Н.К. Барсуковой, Г.В. Бородкиной, Е.К. Глушковой, Л.А. Ждановым и т. д.. Известные физиологи и психологи, которые сделали большой вклад в изучение данной проблемы: И.А. Аршавский, П.К. Анохин, М.В. Григорьева, М.Ю. Кистяковская, В.А. Кудрявцев, Л.А. Ясюкова и многие другие.

Причины нарушений адаптации, типы дезадаптивного поведения, пути профилактики и коррекции дезадаптации школьников исследовали Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Ж.М. Грюзман, А.К. Мункоев.

Адаптированность к школьным условиям – является главным фактором, влияющим на успешность обучения первоклассников. Новый коллектив, смена обстановки, непривычный режим дня – все это предъявляет большие требования, к еще неустойчивой, психике ребенка и требует от него активного приспособления к новой общественной организации. У многих детей процесс проходит очень болезненно – в связи с неготовностью к школьному обучения, по ряду самых различных на это причин. По мнению А. А. Люблинской: «Современная школа предъявляет к ребенку жесткие, даже завышенные требования. Это зависит от системы обучения. Многие педагоги признают, что перегруженность учебных программ – бич современной школы. Проблема развития младшего школьника фактически решается, как правило, за счет его же и без того ограниченных физических и психических ресурсов и адаптационных возможностей» [27, с. 24].


Актуальность перечисленных проблем определила выбор темы исследования.

Цель исследования: выявить условия адаптации первоклассников.

Объект исследования: адаптация детей к обучению в школе.

Предмет исследования: психологические аспекты адаптации первоклассников к школе.

Гипотеза исследования: психологическим условием адаптации детей поступающих в первый класс является развитие навыков социального взаимодействия со сверстниками.

Задачи исследования:

      1. Изучить и проанализировать научную литературу по

5

теме исследования.

      1. С помощью диагностического инструментария определить уровень адаптации детей к школе.
      2. Определить психологические условия успешной адаптации первоклассников к школе.
      3. Разработать программу коррекционно – развивающих игр провести ее с детьми в адаптационный период, позволяющий реализовать выявленные нами условия, проверить их эффективность.

Методы и методики исследования:

  1. Методы теоретического анализа, систематизации, обобщения научных источников по теме.
  2. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент с применением следующих психодиагностических методик
  • анкетирование (анкета школьной адаптации Н.Г. Лускановой);
  • тестирование (рисуночный тест «Краски» Г.Ф. Кумариной);
  • беседа.

Курсовая работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы.

1. Теоретические аспекты исследования проблемы адаптации первоклассника к обучению в школе

Исследование проблемы адаптации, социальной адаптации

Понятие слова «адаптация» имеет различные значение, в зависимости от того, биологические или социальные ее аспекты рассматривают в конкретном исследовании.

С биологической точки зрения, адаптация – (от лат. adaptation – приноравливание, привыкание) – это благоприятное приспособление к окружающей среде, действительности.

Если брать социальные аспекты, то тут адаптация – это приспособление к новому социуму, нормам поведения в коллективе.


Кроме того, что процесс адаптации имеет разную терминологию, он также поделен на внутреннюю и внешнюю адаптацию.

Внутренняя адаптация имеет разновидность:

─ адаптация, направленная на разрешение внутренних конфликтов и других внутренних проблем личности;

  • структурная адаптация, в узком смысле – процесс координирования какого – либо механизма с теми уже образованными механизмами, с которыми он составляет комплекс;
  • структурная адаптация в широком смысле – приспособление ее механизма или комплекса ко всей структуре личности [3, с. 84].

Для понимания сущности процесса адаптации важным представляется вопрос о соотношении понятий социальной адаптации и социализации.

Первооткрывателем в изучении процесса адаптации стал известный психолог Ж. Пиаже, который стал рассматривать данный процесс – как взаимодействие личности с социальной средой окружения. На территории

советского государства, его труды получили дальнейшее развитие благодаря выдающемуся русского психологу А.Н. Леонтьеву.

А.Н. Леонтьев считал, что дошкольный возраст – это период первоначально фактического склада личности. Именно в этот период происходит становление основных личностных новообразований и механизмов, а также запускается развитие познавательных и эмоционально – личностных сфер жизни ребенка [26, с. 84].

Как писал выдающийся ученый А.В. Запорожец, по своим наблюдениям, что только отношение к детству, как к самоценному времени жизни ребенка, делает его в будущем полноценным школьником, формирует у него самостоятельность, ответственность, инициативность, компетентность и другие положительные качества, которые пригодятся ему в дальнейшем обучении.

Одна из наиболее актуальных проблем в начальной школе – это успешная реализация данных положений, связанных с проблемой школьной адаптацией у первоклассников. Нужно понимать, что одна из главных причин снижения адаптации, всё-таки в слабом здоровье и отклонении его в психосоматическом развитие. В образовательной политике нашего государства, сохранение здоровья является приоритетным направлением. Однако при поступлении в школу и в процессе школьного обучения у многих младших школьников наблюдается ослабленное состояние здоровья.

Исследования, которые проводила физиолог М.М. Безруких, показало, что 20 – 25 % детей имеют, на момент поступления в школу, хорошее состояние здоровья. А по данным диспансеризации только 10 % являются в действительности, полностью здоровыми. Остальные 90 % имеют отклонения в психическом и физическом здоровье. 30 – 35 % первоклассников, на момент поступления в школу, уже имеют в медицинских карточках записи о хронических заболеваниях.


Многие из этих 90 % детей, имеющих отклонения от нормы, не справляются с предложенной стандартной программой обучения. Эти учащиеся нуждаются в особом внимании и контроле со стороны учителей, медиков и психологов школы, так, как хроническое отставание от школьной программы может привести к серьезным последствиям в обучении и отрицательно сказаться на личностное и интеллектуальное развитие школьника. В ряде случая ребенку необходима помощь, в виде индивидуальной психолога – педагогической коррекционной программы, которая предполагает знания факторов, вызывающих неуспеваемость [7].

К счастью, на сегодняшний период времени, в педагогике активно разрабатывается концепция адаптивной модели школьного обучения, которая учитывает уровень индивидуальных адаптационных возможностей современных учащихся. Е.А. Ямбург, считал, что каждая школа должна быть ориентированной на индивидуальные способности и потребности своих воспитанников.

Процесс адаптации идет параллельно с процессов мотивации, они имеют прямую связь друг с другом. В ряде случаев, при наблюдении дезадаптации у школьников, наблюдается, также, и низкая мотивация к обучению. Высокий же уровень мотивации будет указывать на то, что адаптационный процесс протекает успешно. Мы делаем вывод, что мотивация является одним из главных критериев уровня адаптации. Помимо мотивационной сферы, есть еще масса причин, от которых зависит успешность рассматриваемого нами процесса.

Адаптация школьника – это достаточно длительный процесс, который протекает от 5 до 6 недель, при благоприятных условиях, которые будут способствовать успешности.

Период адаптации протекает в несколько этапов:

  • ориентировочный (фаза острой адаптации);
  • фаза подострой адаптации;
  • компенсаторная фаза.

Ориентировочная фаза характерна бурным реагированием на новые изменения в привычном устое жизни, напряжением всех систем органов. Длиться она примерно от 10 дней до 2 недель.

Фаза подострой адаптации протекает от 1 до 2 недель. Ребенок начинает находить новые пути для решения сложившихся проблем, подстраивается под новую, для него, систему. Бурные реакции начинают постепенно стихать, вместе с этим уходит и постоянно сопровождавшее напряжение.

Компенсаторная фаза. Напряжение уходит. Организм научился правильному реагированию на непривычные ситуации и действует по уже изученному алгоритму.

Тема нашей работы обязывает рассмотрение понятия адаптации в системе школы.


У школьной адаптации есть свои компоненты. Один, из которых, уже был ранее нами рассмотрен – мотивационная сфера, помимо нее также входят когнитивный, поведенческий и эмоциональный компоненты. Если один из них будет нарушен, то может возникнуть обратный процесс процессу адаптации – дезадаптация.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушения учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Ложное убеждение, что симптомы дезадаптации могут наблюдаться только у детей, имеющих различные медицинские диагнозы. Здоровые дети также подвержены данному процессу, если у них плохо сформирован один из компонентов адаптации.

Перейдем к фактору возникновения дезадаптации. Факторов,

способствующих обратному процессу адаптации достаточно много. Они

могут носить как физиологический, так и социально – психологический характер.

К физиологическим факторам относят:

  1. Дефекты устной и письменной речи, как системы восприятия и донесения информации.
  2. Соматическая озлобленность здоровья, частые признаки болезни.
  3. Психомоторное расстройство – нарушение движений, мимики

лица.

К социально – психологическим можно отнести:

  1. Неблагополучная домашняя обстановка.
  2. Психическая депривация – лишение всего, что предоставляло

возможность удовлетворения психических потребностей.

  1. Педагогическая запущенность.
  2. Индивидуальные отрицательные качества личности ребенка.

Большую роль в успешности адаптационного периода играет возраст ребенка, на момент которого, он познакомился с системой школьного обучения. По данным ученых – физиологов, лучший возрастом для поступления в школу – 6, 5 – 7 лет, именно в этот период у ребенка начинает формироваться отделы коры головного мозга, отвечающие за регуляцию собственного поведения. Кроме того, на этот возрастной этап жизни ребенка приходится второй физиологический кризис (изменение эндокринной системы). Ребенок становится заложником, не только новой, для него социально – значимой, системы, но и собственного организма.

Пожалуй, поступление в школу – это самый важный момент в жизни маленького человека. Но и здесь не обходиться без трудностей. К проблемам или трудностям, связанным с самим фактором поступления в школу.

  1. Трудности, связанные с перестройкой режима дня. Наиболее значимы они для детей, которые ранее не посещали дошкольные