Файл: Воспитание у детей интереса к совместным играм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.2 Оборудование педагогического процесса в группе

Оборудование в группе является значительным фактором для процесса адаптации детей к новым условиям и формирования у них положительных взаимоотношений. Игрушка доставляет ребенку положительные эмоции, дает возможность самостоятельно действовать, изобретать, комбинировать. Н. К. Крупская подчеркивала, что младшему дошкольнику надо давать «те игрушки, которые его самостоятельность стимулируют, организуют ее, направляют в определенное русло». [18] Благодаря совместному использованию игрушек, создается положительный опыт общения между детьми, что является предпосылкой формирования коллективистских навыков.

При первом знакомстве с детьми в группе третьего года жизни воспитатель отмечает, во что и как любит играть каждый ребенок, что больше его привлекает. Таким образом воспитатель может воспользоваться ими в соответствии со склонностями детей. К приходу детей в группе обязательно должен быть минимум игрушек: набор строительного материала, несколько автомашин, игрушки - животные, несколько больших кукол, мебель для оборудования комнаты, постельные принадлежности и другое.

Большое внимание воспитатель должен уделить созданию условий, способствующих проявлению положительных эмоций. Главным средством для этого является внесение и обыгрывание игрушек. Желательно ежедневно вносить что-то новое в игровой уголок. Особенно важное значение следует придавать кукле, так как она для ребенка не предмет, не вещь, а личность.[19]

Дети третьего года жизни в основном играют с куклами в одиночку, поэтому эти игры мало действуют на становление и развитие детских взаимоотношений, хотя даже такие игры вполне могут быть коллективными и вносить огромное развитие в личности ребенка. Между тем, игры с куклами могут и должны стать одним из эффективных средств воспитания. В игре с куклой у детей распределяются роли (мать, отец, сын, дочь и т.д.), дошкольник, как правило, берет на себя роль взрослого и сам при этом «взрослеет», потому что выполняет обязанности взрослого члена семьи. Детям этого возраста уже доступно понимание нравственного смысла деятельности по уходу за малышами в семье. Игры с куклами всегда социально мотивированы, способствуют воспитанию положительных чувств, создаются благоприятные условия для упражнения в нравственных поступках.

4.3 Установление связей между видами деятельности

Для того, чтобы появился интерес к деятельности, необходима соответствующая подготовка, которая предполагает пополнение личного опыта детей, накопление элементарных знаний и навыков. Однако не стоит забывать о том, что младшие дошкольники затрудняются в переносе знаний в самостоятельную деятельность.


Эпизодическое тематическое планирование определенного познавательного материала позволяет не только дать сведения, но и показать возможные пути переноса их в самостоятельные игры. Поэтому воспитатель должен планировать урочную деятельность так, чтобы он мог использовать разнообразные методы и приемы, помогающие реализовать программные образовательные и воспитательные задачи в единстве. Такие методы направлены на сближение ребят с людьми различных профессий. К таким методам следует отнести наблюдения, экскурсии, игры-занятия, игры-беседы, игры-драматизации, чтение художественной литературы.

Так, например, игры с машинами являются популярными для большинства детей четвертого года жизни. Они возникают по нескольку раз в день, но чаще всего бывают индивидуальными, совместные же отличаются кратковременностью и бедны по содержанию. В основном они катают машины, иногда перевозят в них что-то, ремонтируют. Перспективный план обогащения содержания игры включал следующие моменты:

1. Наблюдения за машинами (на прогулке).

2. Прогулка к автопарку, бензоколонке (по возможности).

3. Встреча с работником автогаража и игра-занятие «Шоферы готовятся в рейс».

4. Рассматривание картины «Автобус» (на занятии по развитию речи).

5. Игра «Шоферы» (совместно с воспитателем во второй половине дня).

6. Беседа с детьми о том, как можно играть в «шоферов» (с использованием фотографий).

7. Разучивание стихотворения А. Барто «Грузовик».

8. Чтение дополнительной художественной литературы и рассматривание иллюстраций в книге.

9. В утренние и вечерние часы для игр индивидуальное обучение конструированию автогаражей.

Как видно из приведенного плана, педагогический процесс ориентирован на связь различных видов игр, игры с занятиями и конструктивной деятельностью. Реализация заданного плана осуществляется на протяжении всего учебного года с промежутками в 2 - 3 месяца. Педагогическое руководство данной игрой началось с наблюдения за машинами во время прогулки на улице. Внимание детей привлекали к разнообразию машин, к тому какие обязанности выполняют машины (пассажирские, грузовые). После прогулки детям были заданы вопросы по теме. На вечерней прогулке ребята возвратились к игре и попросили включиться воспитателя в их деятельность. Включение в игру педагога является очень ценным, ибо оно предопределяет дальнейшее развитие сюжета, установление взаимоотношений между детьми.

Поскольку центральным моментом творческой игры является выполнение взятой роли, воспитатель стремился всемерно расширять круг ролей, интересующих детей.


В дошкольном возрасте детям важно увидеть, услышать, и воспроизвести в игре ту или иную ситуацию. Неотъемлемой частью сюжетно-ролевых игр с машинами являются элементы строительства (гаражи, дороги, мастерские и т.п.).

Целенаправленное руководство детскими взаимоотношениями обеспечивает реализацию программных задач и одновременно способствует развитию детских интересов. Дети развивают интересные игры на основании знаний, полученных на занятиях и прогулках, дополняя их впечатлениями из своего жизненного опыта, поэтому интерес к такой игре не угасает.

Педагогическое руководство взаимоотношениями детей до игры, в ходе и в конце ее различно. В период подготовки к игре основное внимание педагога концентрируется на обогащении дошкольников представлениями о труде взрослых, ознакомлении их с основными правилами взаимоотношений во взрослом коллективе (работают дружно, помогают друг другу). Дети переносят в творческие игры эти представления, отражают жизненные нормы поведения. В процессе развития игры педагогическое руководство заключается в соединении знаний детей о правилах поведения с действительными поступками. Дошкольникам бывает трудно воспроизвести образец поведения взрослых на собственные поступки и отношения. Не все, что задается педагогическим процессом, одинаково свободно переносится детьми в самостоятельную деятельность.

Таким образом, сочетание коллективных, групповых и индивидульных форм педагогического воздействия на игру, постоянное руководство детскими взаимоотношениями со стороны воспитателя и осуществление дифференцированного подхода к детям - основные средства повышения уровня игровой деятельности и детских взаимоотношений. В процессе целенаправленной работы сглаживаются индивидуальные различия в осознании детьми нравственных норм поведения и умении подчинить свое поведение общеустановленным нормам и правилам.

5 РУКОВОДСТВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ В ИГРЕ

5.1 Обучение игре детей второй младшей группы

В педагогической работе важно учитывать возрастные особенности детей, их потребность к подражанию, стремление к общению в совместной игровой деятельности и уровень знаний, умений и навыков, и т.д. Исходя из этих параметров, используются игры - занятия, игры - беседы, игры - драматизации, совместные игры воспитателя с детьми вне занятий. Воспитатель показывает процесс игры, дает указания, тем самым организовывает совместную деятельность. Взаимоотношения детей будут зависеть от личного уже приобретенного опыта от взрослых и сверстников. Необходимым условием, без которого не могут развиваться детские взаимоотношения, является накопление социального опыта в совместной деятельности.


Совместное участие в игре воспитателя и детей, сближает, активизирует играющих, создает у них положительное эмоциональное отношение к деятельности. Участвуя в совместной деятельности со взрослыми, ребенок испытывает желание быть достойным похвалы, в результате чего у него развивается оценка собственных умений и достоинств.

Обучение игре сочетает в себе задачи умственного и нравственного воспитания детей, формирование общих интересов. Научить ребят самостоятельно развивать сюжетно-ролевые игры, формировать интерес к совместным играм и умение согласовывать собственные действия с действиями сверстников – все это педагогическая задача.

В современных теоретических работах имеются разные подходы к изучению проблемы воспитательного значения сюжетных игр. [20] В некоторых воспитательные задачи рассматриваются в контексте сюжетно-ролевых игр, развиваемых самими детьми. В ходе педагогического руководства воспитатель акцентирует внимание детей на играх с запрограммированными положительными взаимоотношениями.

Развитие самостоятельной игровой деятельности под влиянием обучения игре рассматривается как овладение деятельностью по образцу. Успешное формирование положительных взаимоотношений, заключается в подражательной деятельности ребенка четвертого года жизни. Чтобы развитие подражания происходило, во-первых, дети должны быть психологически подготовлены к данному процессу, т. е. наличие интереса к данной игре, во-вторых, важно, чтобы образец для подражания обладал особой силой воздействия, влиял на эмоциональную сферу детей. Поэтому в начале года внимание в педагогическом процессе должно быть уделено играм с куклами и игрушками-животными. Так, например, если у детей был развит интерес к строительным играм и играм с машинами, целесообразно использовать также элементы конструирования и сюжетно-ролевые игры с машинами. В начале учебного года внимание сосредоточивается на плановом развитии наиболее близкой детям игры в «семью». Естественно, наряду с этим осуществляется педагогическое руководство играми, возникающими по инициативе детей.

Игры в «семью» развиваются как игры с куклами. Куклы живут вместе с детьми, у каждой есть своя личностная характеристика и особенности.

Особое значение в этот период придается играм-занятиям. Обращаясь к играм-занятиям, на первое место выдвигаются воспитательные задачи: формирование нравственных чувств, положительных взаимоотношений, опосредованное влияние на развитие самостоятельных игр.


Образовательный материал в основном повторный, и только незначительная часть его новая. Игры-занятия проводятся в обстановке, приближенной к условиям творческих игр. Они не требуют большой предварительной подготовки детей, поскольку воспитатель, с помощью взятой на себя роли подсказывает развитие сюжета, показывает образец выполнения некоторых игровых действий. Приводим перечень сюжетов игр-занятий с куклами (При разработке перспективного плана развития игр с куклами использованы рекомендации Р. И. Жуковской, А. А. Анциферовой, Н. А. Бойченко с учетом особенностей возраста и интересов детей четвертого года жизни к игре в «семью».): «Встреча куклы Оксаны. Постройка комнаты», «Встреча маленького Андрейки», «Купание Андрюши», «День рождения Оксаны», «У кукол новоселье. Постройка комнаты и мебели» (на занятии по конструированию).

Основная цель внеурочных занятий – это обогащение детей жизненными впечатлениями и создание эмоционального контакта с воспитателем.

В первый день пребывания детей в новой группе для проведения игры-занятия воспитатель вносит большую красивую куклу. «Дети,- говорит он,- куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать, играть».

Ребята вместе с воспитателем строят комнату для куклы из строительного материала. Затем воспитатель напоминает, как можно играть с куклой. При этом подчеркивает, что с куклой следует бережно обращаться, нежно разговаривать, проявлять заботу о ней, как это делают мамы с вами. Иногда интерес к игре с куклой быстро угасает. Тогда воспитатель сам организует игру, помогает распределить роли, и последовательность действий. В такой игре воспитатель может контактировать с каждым ребенком. Именно при такой форме общения можно применить тот прием, который больше соответствует уровню развития и индивидуальным особенностям ребят.

На следующий день интерес к этой кукле может пропасть, тогда воспитатель берет ситуация под контроль и привлекает детей к игре с куклой, например: «Оксану нужно накормить и умыть». Таким образом у детей формируется интерес к продолжению игры.

В дошкольной педагогике принято рекомендовать детям трех - четырех лет поиграть вместе. При этом сначала надо научить ребенка играть в одиночку, не мешая другому, а потом уже переводить на совместную игру. При организации совместных игр следует также учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек, и правильно распределять роли между ними. Так, пока девочки выполняют работу «мамы» (накормить, умыть, расчесать), мальчики могут взяться за работу «папы» (построить дом, покататься на машине).