Файл: Воспитание у детей интереса к совместным играм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применяя в работе различные методы, можно выявить более точную картину детских взаимоотношений в группе. На основании полученных данных определяется уровень взаимоотношений у отдельных подгрупп детей.

2.2 Критерии определения взаимоотношений детей

Начальным этапом в формировании является изучение характера и содержания в конкретной группе. Для этого необходимо выделить критерии, по которым воспитатель будет ориентироваться. Таких показателей может быть немного, однако, они должны отражать всю полноту отношений между детьми.

Р. А. Иванкова за основу берут уровни взаимодействий ребенка со сверстниками. Р. А. Иванкова выдвигает 6 уровней: I- неорганизованное поведение, II- одиночная игра, III-игра рядом, IV-кратковременные взаимодействия, V-длительное взаимодействие на основе содержания игры, VI- постоянное взаимодействие. Вместе с тем вся гамма отношений между детьми не может быть раскрыта лишь через взаимодействия. Часто при достаточно высоком уровне взаимодействий среди детей младшего дошкольного возраста наблюдаются низкие по нравственному содержанию взаимоотношения. Приведем пример (выписка из протокола наблюдения игры в «семью» в группе пятого года жизни).

Начали игру семь мальчиков: Дима, Миша, Женя, Олег, Игорь, Слава, Юра. Инициатор и организатор игры - Дима:

- Я - машинист, вы – мои подчиненные рабочие. Идите пока гуляйте, я буду строить поезд из стульев. Не трогайте ничего! Я буду делать сам!

Он отталкивает детей от стульев. Сам начинает заниматься строительством поезда. Достаточно высокий навыков позволяет ему одновременно строить, командовать, давать указания, что конкретно необходимо принести для постройки.

- Не мешайте мне работать! Уходите все, слышите?!

Дима грубо отталкивает детей, берет средства управления поездом и его подручные в свои руки и не дает никому притрагиваться, звонит по телефону диспетчеру. Разговаривает грубо, кричит в трубку. Дети смеются, а Дима начинает еще больше кричать и привлекать внимание.

Подошел Женя со своим стулом, чтобы сесть рядом с машинистом Димой, берет в руку телефон, чтобы позвонить диспетчеру. Дима отбирает у него телефон. Женя молча отходит.

Через 5 минут после начала игры остается трое играющих: Слава, Юра, Олег.

- Дайте мне карту! Да не трогайте вы ничего! Слава принес карту, отдает Диме. Он взял, но не поблагодарил за помощь.


Воспитатель говорит:

- Дима, у вас много лишних игрушек. Отнесите половину на место.

Дима молчит, недовольно смотрит. Воспитатель, сделав замечание, отходит. Игра продолжается.

Подбежала Ксюша:

- Я – пассажир, хочу ехать с вами. Дима толкает ее:

- Ты мне мешаешь! У нас нет места. Игра только для мальчиков. Снова подходит воспитатель. Она привела Кирилла – новенького мальчика.

- Дима, Кирилл хочет с вами играть, возьмите его. Воспитатель уходит, Дима показывает Кириллу игрушки:

- Смотри, это у нас стоп-кран, это пульт управления, это телефон для связи с диспетчером. Только тебе ничего тут трогать нельзя, этим всем управляю я, ты просто смотри.

Подошел Юра к телефону. Дима тут же оттолкнул и передвинул ближе к себе, хотя явно он был не нужен. Слава и Олег молча наблюдают за работой Димы. Через 22 минуты за Димой приходит мама. Дима уходит домой, оставив вместо себя Юру:

- Теперь ты будешь машинистом.

Юра сразу берет телефон, звонит: «Алло, Алло!» Потом смотрит по сторонам, молчит, кладет трубку. Слава, Юра, Олег, Кирилл играют вместе, делят игрушки и мешают друг другу. Подошел воспитатель:

- Ну, чего вы расшумелись? Слава и Олег идите за другой стол. Возьмите себе игрушки и идите, а Юра и Кирилл будут здесь играть.

Еще через 3 минуты все дети разошлись, оставив игрушки на столе. В общей сложности игра длилась 25 мин.

Из данного примера видно, что, по нравственному содержанию игра оказалась на низком уровне, хотя взаимодействия в игре были достаточно, долго по времени. Дима умело развивал сюжет игры, но с детьми был резок. Действия детей не были подчинены основным правилам взаимоотношений в коллективе.

Соблюдение правил поведения в обществе сверстников содействует становлению начал коллективных отношений, положительным взаимоотношениям, в бережном отношении к общим вещам.

Л. В. Артемовой выделены пять уровней детских взаимоотношений в зависимости от их соответствия правилам поведения. Она считает, что самостоятельность в использовании норм и правил поведения, повысить взаимовлияние детей друг на друга. Воспитатель должен учитывать уровень социального развития ребенка, прежде чем распределять их по подгруппам.

При определении уровней детских взаимоотношений правильно учитывать все позиции ребенка, а именно его потребность в общении, мотивы, чувства. Данные качества личности определяют круг контактов и положение ребенка в коллективе.

Учитывая, что основой положительных взаимоотношений являются гуманизм и коллективизм, некоторые исследователи в качестве основных взаимоотношений принимают такие критерии поведения в обществе, как стремление к общению, умение бесконфликтно контактировать достаточно длительный промежуток времени, проявлять внимание, заботу и другое. Эти качественные показатели положены в основу классификации уровней взаимоотношений детей пятого года жизни в работе Т. А. Владимировой. Ею выделены 4 уровня взаимоотношений. К I уровню были отнесены дети общительные, умеющие дружно играть, проявлять симпатию и дружеские чувства к товарищам, подчиняться правилам, решать возникающие конфликты. Ко II уровню также были отнесены общительные, инициативные дети, но несколько эгоистичные. К III уровню относились дети, не умеющие дружно играть, самостоятельно распределять роли и т. д. К IV уровню относились дети, нарушающие правила поведения в' играх. Как видим, при характеристике уровней автор в основном выдвигает умения ребенка общаться, проявлять инициативу, самостоятельность, черты коллективизма и др.


На уровень взаимоотношений оказывает влияние целый комплекс нравственно-волевой воспитанности ребенка, где особое внимание придается воспитанию моральных чувств, общественных мотивов, навыков и привычек. При таком подходе основными показателями будут: 1) взаимодействие со сверстниками в игре (умение не мешать товарищу, организовать игру или принять участие в совместной игре); 2) умение играть длительно, увлеченно, сосредоточенно; 3) знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками (разговаривать спокойно, вежливо попросить, предложить товарищу свою игрушку, уступить роль, оказать помощь); 4) проявление нравственных чувств (сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками и др.).

Характеристики взаимоотношений детей четвертого и пятого года жизни могут быть выделены одни и те же критерии, но отличаться по качеству. Так, для детей четвертого года жизни - это попытки проявить заботу, оказать помощь товарищу, для детей пятого года жизни – это уже привычка и норма. Если уровень овладения игровой деятельностью для ребенка четвертого года это в основном умение не мешать товарищу, выбрать роль для себя, организовать собственную деятельность, то для детей пятого года - это умение организовать совместную игру, распределить роли и другое. В усвоении детьми четвертого и пятого года жизни правил поведения также обнаруживается качественное различие, заключающееся в устойчивости и осознанности поведения с опорой на правило.

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППАХ

3.1 Вторая младшая группа

Используя комплексную методику изучения детских взаимоотношений, можно получить данные об уровнях взаимоотношений и уровнях той деятельности, в недрах которой они возникают и развиваются.

В качестве примера остановимся на характеристике детских взаимоотношений в одной из групп четвертого года жизни, находившейся под нашим наблюдением. Преобладающее большинство детей вступают во взаимоотношения со сверстниками, но отношения их при этом различны. Прежде всего контактные взаимоотношения крайне непродолжительны (до 7 минут). В них, как правило, отсутствует забота, взаимопомощь. Значительную часть времени занимает индивидуальная деятельность - индивидуальные игры или наблюдения за играми других. Многие бесцельно проводят время, не проявляя интереса к играм, не заняты какой-либо другой полезной деятельностью. Дети разделены на некие подгруппы, в том числе мальчики и девочки играют не вместе. В качестве примера приводим 25 хронометражей самостоятельной деятельности детей на протяжении 30 мин с целью определения основных параметров: совместная деятельность со сверстниками и воспитателем, характер индивидуальной деятельности и уровень взаимодействий (Характеристика дается по исследованию Р. А. Иванковой.).


Одной из характерных особенностей поведения детей четвертого года жизни является стремление к индивидуальным играм. Если дошкольники этого возраста и объединяются для совместных игр, то такая деятельность кратковременна. Некоторые переходят от одной группы играющих к другой, выбирая для себя игру, более интересную и близкую их желаниям и склонностям, но такие игры для них кратковременные, быстро теряется интерес.

Одиночные игры детей четвертого года жизни по содержанию бедны, т.к. часто повторяются однотипные действия, однако они длительны. В них ребенок претворяет все то, что ему интересно, что он запомнил в жизни (оставило впечатление). Таким образом, одиночную игру можно рассматривать как накопление опыта в развитии сюжета. Обычно ребенок предлагает сверстнику в общей игре то, что им испробовано в одиночной игре. В таких играх хорошо отрабатывается сюжет.

У детей данного возраста ограничен запас представлений об окружающей жизни, и в совместных играх они избирают небольшое количество ролей, которые им уже извсетны и встречаются довольно часто (мама, папа, дочь, сын, водитель, солдат, летчик, продавец и др.). В самостоятельных играх дети редко используют весь накопленный потенциал. Эти факты свидетельствуют о недостаточной взаимосвязи различных занятий с общим содержанием воспитательно-образовательной работы, в частности с играми.

Большинство детей четвертого года жизни в утренние часы предпочитают одиночные игры, совместная деятельность практически отсутствует. Этот факт, по-видимому, объясняется тем, что недостаточное развитие воображения младших дошкольников не позволяют им самостоятельно и сразу развернуть совместную игру. Воспитатель же в это время занят приемом детей и не может контролировать процесс игры, распределение ролей в ней.

Нельзя игнорировать и тот факт, что у детей во второй младшей группе уже сложились устойчивые игровые группировки на основании личных склонностей и симпатий. В результате нередко можно видеть ребят, бесцельно проводящих время в ожидании своих постоянных партнеров.

Дневные прогулки и особенности поведения детей в это время дня наилучшим образом способствуют установлению контактов в совместной деятельности. Однако на протяжении полуторачасовой прогулки совместная деятельность претерпевает некоторые изменения: в начале прогулки менее половины детей группы объединяются в совместных играх, а спустя 40 - 60 мин совместная деятельность является преобладающей. В конце же прогулки значительно увеличивается количество одиночных игр. Это объясняется, с физиологическими особенностями детей четвертого года жизни (неустойчивостью и быстрой утомляемостью нервной системы).


Деятельность детей во второй половине дня характеризуется увеличением количества индивидуальных игр и соответственно снижением уровня совместной деятельности. К концу вечерней прогулки количество детей в группе уменьшается, совместная деятельность теряет интерес, т.к. часть детей уходит домой и игры расстраиваются, теряются роли, а замена ролей снижает вовлеченность.

Исходя из этого, дневная прогулка является наиболее оптимальным моментом в режиме дня для организации совместной деятельности и установления относительно длительных положительных взаимоотношений.

С помощью специально заданных игровых ситуаций и игровых заданий устанавливаются склонности детей к общению с отдельными сверстниками. Почти все называют 1 - 2 детей, с которыми часто играют. Но называют также и тех, с которыми хотели бы играть. На вопрос «Почему ты с ним играешь?» отвечают односложно («люблю», «дружу», «хорошая», «все мне дает», «не дерется» и др.). Такие беседы помогают обнаружить некоторые особенности в социальном опыте детей. На вопрос «Как бы ты поступил, если бы у тебя был красивый медведь, а у другого мальчика (девочки) не было и ему бы очень хотелось играть с ним?» большое количество детей отвечает, что отдали бы игрушку. Однако в реальности складывается другая ситуация.

В соответствии с критериями, определяющими уровень взаимоотношений, можно выделить четыре группы детей четвертого года жизни. [17]

К I относятся дети, легко и свободно включающиеся в совместную деятельность. Они сами проявляют в этом инициативу, у них широкий круг общения, есть постоянные друзья. Такие дети редко вступают в конфликты, умеют самостоятельно регулировать отношения, соблюдают правила поведения в совместной деятельности, делятся игрушками. Они доброжелательны, внимательны. Совместная деятельность с другими детьми у них относительно продолжительная (до 20 мин).

Во II группу входят дети, которые с положительной стороны проявляют себя во взаимоотношениях со старшими и дошкольниками. Они готовы оказать помощь товарищу, делятся игрушками, положительно относятся к правилам в совместных играх, но сами почти не проявляют инициативы в установлении контактов. В совместных играх выполняют второстепенные роли, однако могут играть длительно и бесконфликтно.

У детей III группы явно выражено стремление к совместной деятельности, они умеют организовать общую игру, пригласить в нее товарища. Однако выполнение правил поведения неустойчивое, контакты с детьми кратковременны (6 - 7 мин), нередко по их вине возникают конфликты.