Файл: Воспитание у детей интереса к совместным играм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На другой день можно внедрить в игру еще одну куклы – подружку Оксаны. Воспитатель провел знакомство с новой куклой, рассказал об увлечениях и интересах.

Спустя несколько дней воспитателю достаточно было напомнить детям о возможных ролях «кто будет кормить, умывать, кто будет учить новому?». Таким образом длительная игра возобновляется. Каждый начинал выполнять свои обязанности. В конце первой недели дети самостоятельно научились распределять роли и организовывать игру в целом.

В процессе формирования положительных взаимоотношений с помощью совместных игр, игр-занятий надо сосредоточивать внимание главным образом на воспитании нравственных чувств, чтобы одновременно формировать умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за оказанную услугу, соблюдать очередность и т.д.

Такие моральные задачи реализуются постепенно, усложняясь от занятия к занятию. На уровень усвоения моральных требований оказывает влияние опыт семейного воспитания. Дети, которые растут в семьях со сложившимися традициями уважительного отношения к старшим, заботятся друг о друге, наиболее быстро усваивают нормы. Вместе с тем имеют место и такие факты, когда, например, ребенок отказывается выполнять роль бабушки, а если кто-либо из детей берет эту роль, он выражает неуважительное отношение к ним. Очевидно, влияют сложившиеся плохие взаимоотношения между взрослыми в семье и ребенок по - своему реагирует на это. Работе с родителями такого ребенка надо уделять особое внимание.

Важно показать детям, как правильно выделять места для игры. Если с детьми не проводится работа, они не придают значения тому, что ставят на стол плиту, умывальник, здесь же варят и едят иногда прямо из кастрюли. Поэтому в совместных с воспитателем играх прежде всего планируется, где будет организована игра, вместе с детьми обсуждается, какие нужны игрушки и оборудование.

5.2 Повышение уровня детских взаимоотношений под влиянием совместных игр

В результате совместных с воспитателем игр у детей повышается уровень игровых умений. Сравним содержание игр с куклами детей четвертого года жизни до и после проведения целенаправленной работы (табл. 2).

Таблица 2

Название игры

Характер игры до проведения работы

Характер игры после проведения работы

Укладывание куклы спать

Играли три девочки, но активной была только одна. Вторая и третья выполняла отдельные поручения. Игровые действия: приготовили постель, уложили, не снимая одежды. Играли 10 мин.

Играли три девочки и мальчик. У девочек были активные роли. Мальчик - папа помогал маме, уходил на работу и снова включался в игру. Игровые действия: сестры готовила постель, мама раздевала куклу, мыла, заботливо укрывала, говорила кукле "спокойной ночи", целовала и уходила. Игра длилась 30 мин.

Кормление куклы

Играли три девочки с куклами. Они были соседками. Игровые действия: посадили кукол, приготовили посуду, покормили, пошли гулять. Общались между собой мало, с куклами также почти не разговаривали. Игра длилась 20 мин.

Играли четыре девочки: мама разбудила дочку, умыла, одела ее, сестрички застелила постель, бабушка расставила на столе посуду. Мама покормила куклу и с двумя дочками пошла гулять. Бабушка вымыла посуду, поставила ее на место. Во время игры не наблюдалось никаких конфликтов. Игра длилась 30 мин.


Педагогическая работа способствовала формированию интереса к играм с куклами, формированию положительных взаимоотношений между детьми. Они свободно пользовались уже приобретенными знаниями и навыками, и использовали их в деятельности. Расширение кругозора детей и овладение навыками способствовали увеличению количества ролей, игровых действий и времени на игру. Важным качественным показателем во взаимоотношениях ребят во время игр с куклами было проявление чувств ответственности за куклы, нежное отношение, как к члену семьи.

Совместные игры должны проходить на длительном количестве времени, т.к. это является существенным показателем детских взаимоотношений. Когда у детей нет еще достаточного опыта в совместной деятельности, одиночные игры, как правило, более длительны, чем совместные.

Для детей четвертого года жизни совместная деятельность длительностью от 15 до 30 мин является характерной. Отдельные игры продолжаются до 50 - 60 мин.

Поэтому, в педагогическом процессе должны быть предоставлены условия для развития детских интересов, воображения, накопления опыта детей, воспитания их активности и самостоятельности в реализации знаний. С этой целью могут быть использованы игры - беседы как один из методов, позволяющих уточнить и обобщить определенные знания, а также упражнять детей в применении этих знаний. В отличие от игр - занятий игры-беседы имеют непосредственное влияние на реальные отношения.

Игра планируется во второй части занятия с целью закрепить знания, полученные в результате беседы. Участие воспитателя в игре не должно быть длительным и постоянным, так как дети теряют инициативу, активность, самостоятельность, попадают в определенную зависимость от взрослых, отчего игра теряет большую часть своего воспитательного значения, дети перекладывают ответственность на воспитателя, таким образом они ничему не учатся.

В педагогический процесс могут быть включены игры-драматизации. Использование игр-драматизаций как одного из методов обогащения самостоятельных игр и формирования положительных взаимоотношений осуществляется несколькими путями. Во-первых, используются элементы игр-драматизаций, во-вторых, проводятся игры-драматизации с использованием кукольного театра. [21] Различные сценки, по составленным сценариям помогают формировать у детей определенное мнение о поведении героев, отношение к их поступкам. В конце четвертого, года жизни дети сами могут подготовить показ сказок.


В процессе целенаправленной работы, когда педагогический процесс строится с учетом связей между различными видами детской деятельности, главным образом между обучением и игрой, возрастает уровень взаимоотношений детей. Но иногда наблюдаются некоторые различия в интересах девочек и мальчиков. Педагог должен учитывать это обстоятельство и стремится к их объединению в самостоятельных играх.

Обобщая сказанное выше, можно сделать следующие выводы:

1. Формирование положительных взаимоотношений детей четвертого года жизни наиболее успешно осуществляется в совместной игровой деятельности.

2. В этих целях целесообразно использовать такие педагогические средства, которые способствуют одновременному повышению уровня самой деятельности и детских отношений в ней. К ним следует отнести тематическое планирование некоторой части программного материала и развитие характерных игр, организацию систематического общения со взрослыми и старшими детьми, использование в педагогическом процессе различных методов обучения игре.

3. Взаимоотношения детей в совместных играх строятся на основе возникновения нравственных качеств. Формирование этих качеств, являющихся основой взаимоотношений младших дошкольников, лучше всего осуществляется в совместных играх с куклами.

5.3 Повышение уровня игры и взаимоотношений детей в средней группе

Взаимоотношения детей к началу пятого года жизни еще достаточно неустойчиво. Поэтому важно формировать положительные взаимоотношения. Целью обучения является расширение кругозора детей и укрепление их нравственных позиций. Опираясь на знания и умения ребят, приобретенные в предыдущем возрасте, работа направляется на усиление и углубление их познавательных интересов, развитие у них активности и самостоятельности.

Мышление ребенка в среднем дошкольном возрасте, так же как и в раннем, характеризуется конкретностью. В связи с этим особое значение в воспитательно-образовательной работе с детьми этого возраста имеют экскурсии, наблюдения. Они позволяют детям непосредственно наблюдать труд взрослых, создают условия для живого эмоционального общения с людьми труда. Это способствует развитию у детей психологических основ взаимоотношений: общественных мотивов поведения, нравственных чувств, коллективных интересов, воли, навыков, привычек правильного поведения.

Так, для детей пятого года жизни можно организовать прогулки в зоопарк и др. Для развития различных игровых тем используют разное количество экскурсий. Для игры в зоопарк бывает достаточно одной экскурсии.


При работе с детьми пятого года жизни меняется соотношение использования в педагогическом процессе различных игр: игр-занятий, игр-бесед, игр-драматизаций и совместных игр с воспитателем и старшими детьми. Значительно чаще используются игры-драматизации. Можно организовать игру-драматизацию по отрывкам из. Текст от автора читает воспитатель, а дети выполняют действия соответственно тексту и произносят отдельные реплики.

Таким образом, драматизации помогают лучше усваивать содержание рассказа, обогащают речь детей, способствуют улучшении воображения. Под влиянием игр-драматизаций дети приобретают положительный опыт поведения, начинают свободнее чувствовать себя в общении со взрослыми и сверстниками.

5.4 Ознакомление с правилами поведения

Знакомство детей с основными правилами поведения возможно уже во второй младшей группе. Хотя социальный опыт трех - четырех - летнего ребенка еще ограничен, тем не менее ему вполне доступны такие понятия, как «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо».

Прежде всего воспитатель должен определить правила поведения детей на протяжении всего нахождения в детском саду. В небольшом количестве правил должны отразиться основные нормы поведения ребенка в обществе сверстников. Например, для игры характерными правилами будут следующие:

1. Играть нужно дружно.

2. Игрушки надо беречь и убирать на место.

3. В группе надо соблюдать порядок; не перебивать друг друга; знать, в какие игры можно играть в группе, а в какие - на улице.

4. Товарищам надо помогать.

Так, педагог поможет ребят, чтобы процесс усвоения правил опирался на естественное стремление ребенка быть хорошим, достойным похвалы и уважения взрослого. По мере обогащения социального опыта детей круг правил поведения расширяется, уточняются и закрепляются уже знакомые правила и вводятся новые.

Чем старше дети, тем большее значение в их взаимоотношениях приобретает игра. В группе пятого года жизни в основе педагогической работы по формированию взаимоотношений лежит совершенствование самостоятельной игровой деятельности детей. Уровень этой деятельности, знание норм поведения имеют решающее значение для становления нормальных отношений. Вследствие углубления знаний детей об окружающем количество ролей значительно возрастает, что дает возможность удовлетворить интересы каждого ребенка в совместной игре.

Однако в этом возрасте увеличивается число ребят, не умеющих поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками, часто вступающих в конфликты, поэтому с ними проводится индивидуальная работа.


Определяя взаимоотношения детей четвертого года жизни как положительные, имеем в виду прежде всего бесконфликтность, умение не мешать сверстнику, не ссориться, а также начальные попытки оказать помощь.

На пятом году жизни большое значение приобретают взаимоотношения, основанные на личных склонностях и симпатиях детей. Общение между ними становится более устойчивым и длительным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С помощью игры можно развивать важные аспекты ребенка: мышление, воображение, сотрудничество, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания и развивать уже имеющиеся способности, даже не догадываясь об этом. Игра учит радоваться успехам сверстников, переносить свои неудачи, уметь искать компромиссы и многое другое. Каждая игра должна полезна для ребенка, положительно влиять на состояние, и только тогда дошкольник будет успешно развиваться. Для детей игра – это жизнь, поэтому важно уметь ее организовывать правильно и разумно. Именно в игре дети начинают чувствовать себя членами своего маленького общества, учатся действовать согласовано со сверстниками, на практике усваивают нормы поведения.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
  2. Акулова О.В. Образовательная область Социализация. Игра: учеб.-метод. пособие. – СПБ.: ДЕТСТВО-Пресс, 2013. – 176 с.
  3. Арсентьева В.П. Игра –ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – М.: Форум, 2014. – 144 с.
  4. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1983.
  5. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: учебник для ВУЗов / Бордовская Н.В., Розум С.И. – СПб.: Питер, 2013
  6. Щербакова Е.И. «Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре» - Москва: Просвещение, 1984 - с.80
  7. Крупская Н. К. Общественное воспитание.- Пед. соч. в 10-ти т., М., 1958, т. 2, с. 134,
  8. Крупская Н. К. Международная детская неделя.- Пед. соч. в 10-ти т. М., 1959, т. 5, с. 95.
  9. Макаренко А. С. О «взрыве».- Соч. в 7-ми т. М., 1958, т. V, с. 508. 14.
  10. Аржанова А. И. Проблема детской общительности и коллективной игры в системе психологии.- В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., 1966, с. 211.
  11. Коломинский Я. Л. О взаимоотношениях в группе детей. - Дошкольное воспитание, 1968, № 1.
  12. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей /Под ред. А. В. Запорожца. М., 1976, с. 23.
  13. Воспитание детей в игре /Под ред. Д. В. Менджерицкой. М., 1979, с. 9.
  14. Крупская Н. К. Пед. соч., т. 6, с. 252.
  15. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М., 1976, с. 57.
  16. Жуковская Р. И. Игры-занятия как педагогическое условие становления самостоятельной сюжетной игры и взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста.- В кн.: Нравственное воспитание дошкольников /Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1972; Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975.
  17. Иванкова Р. А. Влияние условий игровой деятельности на характер детских объединений. Тезисы Всесоюзной научной конференции. Минск, 1971.), В. Ф. Кушина (См.: Кушина В. Ф. Строительные игры-занятия с малышами - Дошк. виховання, 1975, № 6 (Киев).
  18. Нечаева В. Г. Усвоение детьми младшего и среднего дошкольного возраста правил поведения и их влияние на детские взаимоотношения.- В кн.: Нравственное воспитание дошкольников. М., 1972, с. 62.
  19. Артемова Л. В. Нравственное воспитание дошкольников. Киев, 1974, с. 95 - 98 (на укр. яз.
  20. Владимирова Т. А. Взаимоотношения детей 5-го года жизни.- В кн.: Проблемы формирования личности школьника и дошкольника. Кемерово, 1974.
  21. Крупская Н. К. Об игрушках для дошколят.- Пед. соч. в 10-ти т., М., 1959, т. 6, с. 352..
  22. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975, с. 30 - 38.
  23. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963; Воспитание детей в игре /Под ред. Д. В. Менджерицкой. М., 1979; Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М., 1981; Михайленко Н. Я., Пантина Н. С. Формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста.- Дошкольное воспитание, 1975, № 3; Михайленко Н. Я., Пантина Н. С. Формирование игровых действий у детей раннего возраста.- Дошкольное воспитание, 1975, № 6.
  24. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975, с. 68 – 77.