Файл: Воспитание у детей интереса к совместным играм.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст является решающим и уникальным периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, инициативность, творчество. Все эти важнейшие качества формируются не в образовательной деятельности, а в главной деятельности дошкольника - в игре, и чем она будет разнообразнее, тем разнообразнее будет личность ребенка. Игра для дошкольника – это основной вид деятельности, форма организации, средство развития духовных и физических сил, внимания, воображения, дисциплинированности, памяти, ловкости. Игра позволяет познать мир, самого себя, свои возможности и способности. Является важным средством воспитания. Кроме того, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта. А. П. Усова считала, что «в игровой деятельности дошкольников существуют реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими. Эти общественные отношения — главное, что создается в процессе игры». Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывал А.М. Горький; «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят изменения в его психике, что представляют собой переход к новой стадии развития

Наблюдая с первых дней за детьми, за их процессом в игровой деятельности, мы пришли к выводу, что большинство из них не умели играть вместе, частые конфликты из-за неспособности разделить обязанности. Прежде всего необходимо создать благоприятную обстановку для игры, подобрать игрушки, соответствующие тематике игры. Необходимо подводить детей к пониманию назначения игрушек, учить правильно пользоваться ими. Побуждать детей помогать друг другу в игре, а также уборке этих игрушек на места. Важно отмечать их совместную деятельность, давать советы и хвалить. Необходимо подводить детей к тому, что совместная деятельность намного интереснее одиночной. Учить правильно разрешать конфликты, развить у ребят умение согласовывать свои действия с действиями других играющих. Если учесть все факторы, приведенные выше, то в последствии у ребят появится стремление к совместным играм, в их взаимоотношениях будут проявляется дружелюбие, организованность, дисциплинированность, желание помочь товарищу. В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Для детей – это труд, требующий настоящих усилий. Они преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные привычки и умения. В ней ребенок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным.


В дошкольной педагогике игра рассматривается с разных сторон:

Во – первых: как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитывать заранее намеченные качества и способности. Во – вторых: как форма организации жизни и деятельности детей – дошкольников, когда в свободно избранной и свободно протекающей игре, направляемой воспитателем, создаются играющие детские коллективы, складываются между детьми определенные отношения, личные симпатии и антипатии, общественные и личные интересы.

Целью данной темы является- понять, как правильно воспитать интерес к совместным играм. Исходя из цели, выявим задачи: изучить материал, провести собственные наблюдения за поведением детей в определенных условиях, сделать вывод по данной теме.

1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

1.1 Советская дошкольная педагогика о значении развития взаимоотношений дошкольников

Советские педагоги Н. К. Крупская и А. С. Макаренко внесли значительный вклад в разработку проблемы детского коллектива и его роли в общественном воспитании личности ребенка. Н. К. Крупская неоднократно заявляла о том, что, чем раньше ребенок начинает жить коллективной жизнью, тем больше шансов вырасти человеком, умеющим всей душой отдаваться общему делу. Особое значение она придавала таким чувствам, как совместные переживания и эмоции, потому что именно они создают повышенный интерес к общественной жизни. Ребенок с ранних лет должен прожить такие ситуации, чтобы он смог поделиться своими переживаниями с другими ребятами, в ребенке должны развиваться такие важные личностные характеристики. Н. К. Крупская убеждала педагогов в том, что совместная жизнь детей должна быть как можно радостнее, чтобы коллективные переживания ассоциировались у ребенка с положительными эмоциями. Совместная деятельность была для нее основным средством воспитания личности в коллективе, при этом коллективная жизнь детей должна быть радостной, свободной деятельностью, и тогда она «воспитает людей с сильно развитым общественным инстинктом». [7] «Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т. д....», - говорила Н.К. Крупская. [8]


Так же, значительный вклад к формированию общественной направленности личности придавал в своей педагогической практике А. С. Макаренко. «...Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы...- говорил он.- Выключить личность, изолировать ее, вынуть ее из отношения совершенно невозможно, технически невозможно, следовательно, невозможно себе представить и эволюцию отдельной личности, а можно представить себе только эволюцию отношения». [9]

Коллектив рассматривался, как важнейший фактор формирования направленности личности. Для того, чтобы происходило всестороннее развитие личности, организационная форма воспитанников должна быть плодотворной, содержательной, с деловым общением. Работая с коллективом, он стремился к формированию личности в сочетании ее интересов с интересами коллектива, к развитию в ней подлинной коллективности и вместе с тем индивидуальности.

По мнению А. С. Макаренко, воспитание коллективистических черт личности должно начинаться с ранних лет, ребенка необходимо готовить к жизни в коллективе, воспитывать у него интерес к товарищам и к совместной деятельности. Эта идея нашла свою дальнейшую разработку в советской педагогике и психологии. А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая и многих других. Они считали, что главными показателями воспитанности ребенка являются характер взаимоотношений со сверстниками, поведение ребенка в совместной игровой деятельности. Совместный труд помогает решать проблемы формирования взаимоотношений детей, т.к. именно там создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, формирования нравственных представлений, чувств, коллективных переживаний, для осознания оценки собственных поступков и поступков товарищей. Однако, как подчеркивается в дошкольной педагогике, взаимоотношения наилучшим образом формируются в основной, характерной для дошкольников деятельности - игре. Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская отмечают, что взаимоотношения насыщеннее проявляются там, где сама деятельность создает условия для объединения детей. Наиболее ценной в этом отношении является совместная игра, которая прежде всего имеет общественный характер. Личные желания и интересы, порожденные личными потребностями, уступают общественным мотивам, общественным правилам, коллективным интересам.

Советская педагогика рассматривает в диалектическом единстве развитие личности ребенка и его отношений в коллективе сверстников. Взаимоотношения в детском коллективе во многом определяются уровнем развития личности ребенка, и наоборот, именно положительные взаимоотношения способствуют становлению и развитию его личности. Наряду с этим психолого-педагогические исследования (В. Г. Нечаева, Я. Л. Коломинский, А. И. Аржанова) убеждают в том, что стихийно складывающиеся в детских коллективах взаимоотношения не всегда вырабатывают у ребенка гуманные - чувства, а иногда ведут к появлению прямо противоположных качеств. «...Не сразу заметишь в группе беду - чрезмерно активного, «агрессивно» общительного ребенка, «хозяина», запугивающего одних, упрашивающего других, заискивающего перед третьими, но всех себе подчиняющего деспотического эгоиста. Как будто играют дружно, дети не жалуются... Так и складывается тип отношений: одни всегда только командуют, другие - только подчиняются». [10]


Считая дошкольную группу генетически ранней ступенью социальной организации людей, Я. Л. Коломинский подчеркивает, что не все дети чувствуют себя комфортно среди сверстников. В каждой группе есть несколько чрезвычайно активных детей, которых воспитатель нередко считает ядром группы, поддерживает их и опирается на них в воспитательной работе с другой стороны, есть дети, находящиеся в подчинении у первых. Это вредно отражается на развитии личности и тех, и других. [11] Неумение согласовывать свои действия с действиями других ребят, нежелание поделиться, а иногда уступить товарищу игрушку, роль в игре, оказать помощь, проявить заботу – это все является недостатками в нравственном воспитании детей.

Несмотря на то, что общий фон взаимоотношений детей четвертого-пятого года жизни эмоционально положительный, в группах все равно возникает большое количество конфликтов. Из этого следует, что проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации педагогического процесса в целом. Основой детских взаимоотношений являются средства, которые обеспечивают содержательную игровую деятельность детей, эффективно повышают уровень взаимоотношений, способствуют росту и развитию социальных мотивов, нравственных чувств, коллективных интересов.

1.2 Значение совместной игровой деятельности детей

Сюжетно-ролевые игры проявляют интерес детей, благодаря чему ребенок вживается в моделируемую ситуацию, развивает свои умения, контактирует со сверстниками, происходит совместная деятельность. Совместные игры создают условия для переживания, способствуют становлению коллективных интересов, так ребята учатся взаимодействовать друг с другом, планировать свои действия, распределять роли, включать воображение для насыщенности игры. Под влиянием критических оценок партнеров по игре у детей происходит осознание хороших и плохих качеств сверстника, становление основ жизненной позиции ребенка.

В дидактических и подвижных играх с правилами важное значение приобретают составляющие содержания игры - сюжет, правила и игровые действия. В таких играх правила определяются заранее, что значительно уменьшает конфликтные ситуации. Правила ограничивают ребенка в действиях, однако ребенок получает удовлетворение в сюжетно - ролевой игре, т.к. он легко подчиняется ролевому правилу, потому что оно имеет внутреннее оправдание (Д. Б. Эльконин). В игре у ребенка впервые возникает соподчинение мотивов, вот почему ее можно считать «школой произвольного поведения», овладения правилами. Но эти правила внутренние по отношению к действительности, они приняты ребенком добровольно и вполне осознаны им. Нормы и правила становятся регулятором положительных взаимоотношений в игре, они помогают решать конфликтные ситуации и становятся важнейшим условием укрепления нравственного поведения.


Педагог должен четко определять объем и содержание правил, их соответствие возрастным возможностям детей. Ребенок постепенно начинает выделять «смысловое и руководящее значение правил» [12] Вместо личных побуждений выступают общественные: нельзя выходить из автобуса, если он не остановился; нельзя ехать без билета и т. д. Усвоение дошкольниками правил происходит в процессе преодоления ими трудностей, что воспитывает стремление к усилиям (волевым и физическим), желание достичь более высоких результатов.

1.3 Повышение уровня совместных игр

Содержание игры определяет степень организованности детей и уровень взаимоотношений, поэтому в игре должны отражаться наиболее положительные явления окружающей жизни. В советской педагогике данное положение рассматривается как один из ведущих принципов организации всей учебно-воспитательной работы: «Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, то есть на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов». [13]

В содержании игр отражаются быт семьи и детского сада, отношения между людьми, труд людей разных профессий, явления общественной жизни. В педагогике сюжетно - ролевые игры делятся на бытовые, производственные, общественные. Для детей четвертого и пятого года жизни более характерны игры на бытовые и несложные производственные темы. Задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений «самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры... Единственно правильный управления игрой - создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей». [14]

Опыт у ребенка четвертого-пятого года жизни еще мал, он только накапливает факты социальной жизни, а они, тем самым, вызывают первые желание опробовать впечатления в игре. В связи с этим необходимо побуждать активность дошкольника, содействовать расширению его личного опыта, с помощью различных приемов. Н. К. Крупская указывала на то, что педагоги «должны, изучая окружающую жизнь, найти те формы, которые перебросили бы мост между этой жизнью и игрой». [15]

Уровень игровой деятельности определяет характер, длительность общения детей и их взаимоотношения. На этом основании Д. Б. Эльконин рассматривает сюжет и выполнение ролей в игре как главные средства первоначального вхождения ребенка в те сферы жизни общества, в которых он не может еще принять непосредственное участие.