Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
1.1 Советская дошкольная педагогика о значении развития взаимоотношений дошкольников
1.2 Значение совместной игровой деятельности детей
1.3 Повышение уровня совместных игр
1.4 Установление связей между видами деятельности
2 ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы изучения взаимоотношений
2.2 Критерии определения взаимоотношений детей
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ И СРЕДНЕЙ ГРУППАХ
Взаимоотношения в игре определяются количеством ролей, чем больше их будет, тем большее количество детей может объединиться в одной игре. Количество ролей, зависит от знаний детей о явлениях окружающей жизни. Дошкольникам бывает достаточно затруднительно выбрать интересные и ценные роли в воспитательном отношении игры, которые не будут повторяться изо дня в день. Осуществляя руководство игрой, педагог использует явления жизни для обогащения игры, а игровую деятельность для того, чтобы ребенок глубже познал эту действительность. С этой же целью педагог использует и детскую художественную литературу. Только при таком условии игровая деятельность позволит детям глубже познать действительность, проникнуть в мир социальных отношений окружающих людей.
Характер взаимоотношений детей зависит от формы организации игровой деятельности и взаимодействий в ней. Положительные взаимоотношения активнее строятся на высоком уровне взаимодействий, обусловленном содержанием игры, личными склонностями и интересами детей.
В отличие от индивидуальных в совместных играх возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, установление отношений друг с другом. Воспитатель обязан создавать самые благоприятные условия для того, чтобы дети продвигались «от игр одиночных к играм различного взаимодействия или к играющим группам и, наконец, как уже самый высокий уровень от игровых групп к играющим коллективам». [16]
Характер взаимоотношений влияет уровень воспитанности нравственных чувств детей - степень овладения нравственными представлениями, умениями, навыками, привычками и др. Из этого следует, что не всегда содержательная игра обусловливает хорошие взаимоотношения; бывает и наоборот - в малосодержательной, бедной в нравственном отношении игре устанавливаются длительные бесконфликтные отношения детей, однако такие взаимоотношения не оказывают развивающего фактора на ребенка. Поэтому очень важно знать, как и при каких условиях самостоятельная игровая деятельность будет способствовать формированию и развитию положительных взаимоотношений, какие качества личности должны быть сформированы у детей в процессе всей учебно-воспитательной работы.
1.4 Установление связей между видами деятельности
Накопленные у детей знания, умения, навыки являются важным условием развития игр в группах четвертого и пятого года жизни. Систематичность в накоплении знаний приводит к формированию глубоких, устойчивых интересов у групп детей. Так усиливается желание играть вместе, в коллективе налаживаются взаимоотношения.
Важным требованием при организации педагогического процесса является установление связей между различными видами деятельности, а также между различными видами занятий. Реализовать это можно путем применения методов игровой деятельности, которые одновременно способствуют формированию положительных взаимоотношений: это тематическое планирование некоторой части программного материала, игры-занятия, игры-драматизации и т. д.
Особое значение имеют игры – занятия, организуемые с детьми младшего дошкольного возраста и обеспечивающие формирование устойчивых чувств, общих интересов, взаимных привязанностей.
Р. И. Жуковская рассматривает игры-занятия как своеобразную форму обучения, которая помогает формировать культуру поведения, нравственные чувства, интересы, сосредоточивать внимание детей на доступных их пониманию жизненных явлениях. Подражая играм-занятиям, дети самостоятельно развивают содержание совместных сюжетно-ролевых игр.
Игры-занятия являются популярными среди педагогов и эффективным средством формирования взаимоотношений детей, которое способствует положительному взаимоотношению детей, повышает уровень самостоятельных игр и культуры нравственных чувств, так же способствует накоплению знаний, формированию навыков поведения, социально значимых мотивов, интересов, воспитанию воли.
Развитие игр осуществляется путем сообщения знаний, показа того, как дети могут перенести их в самостоятельные игры. При этом уровень игровой деятельности значительно повышается: длительность игр увеличивается до 90 мин, а число участников в одной игре - до 12.
Изучение опыта педагогической практики дошкольных учреждений показало, что уровень совместной игровой деятельности и взаимоотношений детей не всегда удовлетворителен, т.к. игры кратковременные, бедные по содержанию, частые конфликты. Создание атмосферы доброжелательности, участие в игре воспитателя и похвала детей, объединение ребят в игре – все эти приемы помогает управлять детскими взаимоотношениями, однако без активного влияния на содержание деятельности дошкольников. При таком подходе наблюдается некоторый разрыв между воспитанием, обучением и организацией жизни детей.
Важно развивать интерес к явлениям общественной жизни для того, чтобы повышать уровень игр детей и взаимоотношений в них. С помощью экскурсий, наблюдений, чтения художественной литературы можно сформировать общественные представления у детей.
Необходимо совершенствовать педагогический процесс в целом и отдельных его компонентов, чтобы формировать положительные взаимоотношения детей .
2 ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Методы изучения взаимоотношений
В теоретических исследованиях и на практике используются различные методы изучения взаимоотношений детей: наблюдения, беседы, эксперимент. Наиболее распространенными в настоящее время являются различные варианты социометрического метода, который впервые был предложен социопсихологом Д. Морено (США), в СССР же этот метод разработан и использован Я. Л. Коломинским. Данный метод широко использовался в советской дошкольной педагогике (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, Л. В. Артемова, Н. А. Бойченко, Т. А. Владимирова и др.). Социометрический метод позволяет дать количественную оценку взаимоотношений в группе и тем самым сделать данные наблюдения более объективными.
Одним из вариантов социометрического метода является ситуация «выбора в действии» (Я. Л. Коломинский). Такой выбор используется детьми в процессе подвижных и ролевых игр, а также в специально созданной ситуации. Ребенок стоит перед выбором, т.к. правила игры обязывают выбрать от одного до трех наиболее близких ему по интересам детей. На основе этого исследователь затем выводит социограмму группы.
Методика «одномоментных срезов структуры дошкольного коллектива» (Т. А. Репина) позволяет фиксировать все имеющиеся в данный момент времени подгруппы детей и детей, играющих в одиночку. С помощью данных, полученных данной методикой, можно определить особенности общения детей и положение каждого в отдельности ребенка в группе сверстников.
Л. В. Артемова предлагает методику «временных срезов состояния взаимодействий» через 10-минутный интервал. Методика заключается в следующем: воспитатель каждые 10 минут записывает детей, которые играют индивидуально и тех, кто объединяются в группы, фиксирует все их действия, в том числе перемещения из группы в группу. Таким образом можно увидеть состав и длительность существования всех игровых группировок. Эти данные покажут разнообразие взаимоотношений между детьми.
Перечисленные методы помогают выявить внешнюю картину детских взаимоотношений. Так же важно понимать по какой причине дети вступают в контакт, что именно является основополагающим в формировании положительных взаимоотношений, почему та или иная группировка сравнительно скоро распалась и т. д. Поэтому большинство исследователей отдают предпочтение длительным систематическим наблюдениям за детьми, что позволяет устанавливать связь между уровнем взаимоотношений и уровнем деятельности, на фоне и в процессе которой формируются детские взаимоотношения.
Наблюдения лучше проводить в часы, во внеурочное время, а именно: с прихода в детский сад до завтрака, после утренних занятий до обеда, после полдника до окончания дня в детском саду. При этом следует фиксировать факты поведения, наличии контактов и их отсутствие между детьми, характер использования свободного времени (занят ли ребенок и чем именно, проходит время с пользой или бесцельно и т.д.).
С помощью длительных наблюдений можно установить характер взаимоотношений детей в группе. Поэтому такие наблюдения лучше всего проводить двум-трем лицам, при этом регистрировать поведение каждого ребенка. После чего наблюдения сверить и занести в дневник, на основе полученных данных составить характеристику деятельности группы за определенный промежуток времени. Данный метод длительного наблюдения позволяет получить объективные данные, установить объединения детей в играх, а также характерные игры в данных группах.
В методике наблюдений особое внимание следует уделить изучению содержания речевого общения детей, т.к. по этому фактору можно обрисовать картину об их моральных представлениях, отношении к поступкам сверстников. Высказывания детей в процессе совместной деятельности создают определенную эмоциональную и нравственную атмосферу, через их желания и советы, указания и комментарии осуществляется взаимовлияние друг на друга (Л. В. Артемова). Содержание, форма, тон, количество высказываний являются косвенными показателями интеллектуальной и моральной сущности личности.
Регулярно с целью возможно более точного отображения изучаемых явлений необходимо вести подробные записи, наблюдая за отдельными детьми в течение нескольких часов.
Приведем пример записи наблюдений за деятельностью и поведением Наташи К. (возраст 3 года 4 месяца.)
Наташа зашла в группу в 7 ч 28 мин. Поздоровалась и сразу направилась к девочкам в игрушечную кухню. Постояла возле них 1 минуту, затем побежала к шкафу с игрушками. Вначале взяла одну куклу, подержала ее и положила, потом взяла мягкую игрушку, пошла к группе детей, играющих в «дочки-матери». Постояла около них 4 минуты, отошла, через 3 минуты снова возвратилась к ним. До 8 часов 10 минут, т. е. в течение 42 мин, Наташа так ничем и не занялась. Она переходила от одной группы детей к другой, наблюдала в течение 3 - 4 минут за их игрой, после уходила.
На прогулке, Наташа попрыгала на скакалке, побегала вокруг песочницы за птицами. Эта деятельность длилась 10 минут. На вопрос «Какой игрой ты занята?» не ответила. Потом Наташа включилась в прятки, но уже через пару минут закончила игру. Побегала по участку за Колей В., пока мальчика не толкнули и он упал. Наташа даже не остановилась, побежала дальше.
В процессе изучения детских взаимоотношений важно установить, осознают ли дети свое поведение по отношению к сверстникам, понимают ли они, что относятся к ним безразлично или же наоборот с большой симпатией. Для этой цели используется один из распространенных методов - метод беседы. Такой метод рекомендуется применять в непринужденной обстановке в свободное время, в доброжелательном тоне, чтобы ребенок не давал стереотипные ответы на вопросы воспитателя. Это позволит сблизиться с дошкольником, завоевать его доверие, а так же охарактеризовать особенности его личности и понять его отношение к сверстникам. Эмоциональность и насыщенность ответов, позволит судить о чувствах детей.
Такие беседы помогают выяснить склонности ребенка к общению с отдельными детьми. Метод беседы более точен, когда применяется по отношению с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. дети данного возраста более осознанно отвечают на вопросы, их уровень развития позволяет достаточно точно выразить собственные переживания. Нередко дети младшего возраста на поставленный вопрос: «С кем ты больше всего дружишь?», указывают на человека, который попал в поле зрения или с кем только что говорил. Таким образом, в ответах часто констатируется лишь существующее положение, дети еще не умеют отвлечься от этой действительности и, мысленно оценивая достоинства и недостатки товарищей, выбирать из них лучших.
Путем бесед удается также выяснить знание детьми некоторых правил поведения. В беседе можно определить, какие правила знают дети, нарушают ли правила сами и как помогают другим соблюдать их (За основу взята методика В. Г. Нечаевой.). Иногда, чтобы получить более точную характеристику взаимоотношений, существующей между детьми, используются задания и отдельные поручения, которые обязывают выбрать себе пару. Такие игры позволяют выявить симпатии у детей друг к другу, авторитетность тех или иных, раскрыть причины, порождающие хорошие или плохие отношения в коллективе.
С помощью метода анкетирования можно изучить нравственный опыт, полученный в семье. В анкету включаются вопросы, на которые должны ответить родители о ребенке, о его взаимоотношения с близкими, хобби и интересах. Ответы родителей дают дополнительную информацию об условиях и средствах воспитания ребенка в семье, что позволяет сделать некоторый вывод о его отношениях в группе сверстников. С помощью этого метода, педагог, учитывая особенности социального семейного опыта, выбирает наиболее подходящие приемы в коррекции воспитания ребенка.