Файл: Формы государственного устройства (Понятия «форма правления» в юридической науке: история и современность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Нетипичные:

1) полупрезидентская республика – в ней устанавливается ответственность перед парламентом отдельных министров, главы государства [17; c.118].

Полупрезидентская система — это система правления, в которой премьер-министр и президент являются активными участниками повседневного функционирования администрации страны [2; c.31].

Полупрезидентская форма правления предлагает золотую середину между” чистой "президентской и” чистой" парламентскими системами правления, и может по этой причине быть особенно привлекательной для новых или переходных демократий. "Полупрезидентское правительство в пост-авторитарном контексте: конституционная реформа после арабской весны" рассматривает имеющиеся варианты структурирования полупрезидентской системы под тремя рубриками:

  • конституционная архитектура;
  • распределение исполнительной власти;
  • безопасность и чрезвычайные полномочия [26].

При президенте-парламентаризме премьер-министр и Кабинет министров несут двойную ответственность перед президентом и большинством в собрании, где президент выбирает премьер-министра и Кабинет министров, но должен иметь подтверждение собрания. Для отстранения от должности премьер-министра или кабинета президент может уволить одного из них или собрание может отстранить их с помощью вотума недоверия. Эта форма полу-президентства гораздо ближе к чистому президентству. Этот подтип используется в Намибии, Мозамбике, Армении, Перу, Тайване, России, Грузия (между 2004 и 2013), и Украина между 1996 и 2005. Он был использован в Германии во времена Веймарской республики.

2) полупарламентская республика – в ней устанавливается усложненный порядок объявления вотума недоверия правительству.

Правительство парламентской республики — это правительственная система, которая действует в рамках парламентской системы, где исполнительная власть подотчетна законодательной власти. Большинство этих правительств возглавляется главой государства, а другие-смешанным руководством главы государства и главы правительства [3; c.11].

Этот тип правительства может быть распущен парламентом, если он считает, что лидер больше не может выполнять свои обязанности по мере своих возможностей, или он может быть распущен главой государства, если человек считает, что правительство больше не может функционировать по назначению[24].

Президентская и парламентская системы являются двумя возможными формами правления в условиях демократии.


3) монархическая республика (республиканская монархия) – в ней монарх переизбирается через определенный срок (восточные эмираты – через 5 лет).

В монархических республиках нет такого юридического признака республики, как выборность главы государства. Таким образом, главы государства - президент - приобретает черты монарха. Президент становится несменяемым, пожизненным, единоличным правителем. Разновидностью монархических республик являются президентско-монократические республики, где президенты несменяемы (в КНДР пожизненным президентом стал вождь и учитель корейского народа Ким Чен Ир, объявленный преемником еще при жизни своего отца Ким Ир Сека).

4) суперпрезидентская республика – характеризуется чрезвычайным усилением власти президента (Северная Корея).

В суперпрезидентских республиках конституции предусматривали периодическое переизбрание главы. В отличие от суперпрезидентских президентско-монократические республики существовали при однопартийной системе, их конституции предусматривали пожизненных президентов, "руководителей государства".

Начало этому явлению было положено, видимо, в Индонезии (президент Сукарно), затем последовала социалистическая Югославия. Согласно ст. 220 конституции 1963 г. переизбрание не распространялось на первого президента И. Броз Тито. Несменяемым президентом провозгласил себя Маркое на Филиппинах (в 1986 г. он все-таки провел выборы, где потерпел поражение). В 60-80-х годах пожизненными президентами провозгласили себя главы государств в Малави, Уганде, Тунисе, Экваториальной Гвинее и некоторых других странах, а пожизненный президент Центральной Африканской Республики Бокасса стал императором. Впоследствии почти все они были свергнуты в результате военных переворотов, лишь президент Туниса Бургиба был смещен конституционным путем в возрасте 84 лет после заключения медицинского консилиума о его неспособности выполнять обязанности президента. Ныне осталось лишь два пожизненных президента - в Малави и КНДР, причем в последней сын президента уже при жизни отца провозглашен его преемником [24].

5) президентско-монократическая республика – существует при однопартийных системах, а ее конституция предусматривает пожизненных президентов (Куба).

В основе организации государственной власти лежит принцип единовластия. Государственная власть сосредоточена в руках либо одного лица (теократический монарх в султанате Оман), либо одного государственного органа (Высший совет эмиров семи частей федерации ОАЭ) или системы определённого рода государственных органов (фашистский режим в Германии и Италии, режим Иди Амина в Уганде до 1979 г.). Для такой государственной власти характерна закрытая тоталитарная система, власть закрыта для давления на неё со стороны заинтересованных групп, тем более что подобные попытки могут встретить суровую расправу. В государстве существует идеологический монизм, однопартийность или принят принцип несменяемости одной руководящей партии.


Монократическая форма государства может иметь следующие разновидности:

  • Теократическая монократия, существующая в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ);
  • Экстремистская (фашистская) монократия (в прошлом фашистская Германия и Италия, диктатура Франко в Испании, Камбоджа при Пол Поте);
  • Милитаристская монократия, когда государственная власть принадлежит военному совету, а фактически — его руководителю (Ирак при Саддаме Хусейне, в настоящее время Мьянма, Фиджи);
  • Монократия тоталитарного социализма (СССР до 1953 г., КНДР) [23].

6) военная диктатура (временное) - форма правления, в которой всей властью обладают военные, как правило, захватившие власть в результате государственного переворота (Чили, Пиночет).

Как и любые диктатуры, военная диктатура может быть официальной или неофициальной, и в результате она не может фактически квалифицироваться как стратократическая (некоторые военные диктаторы, такие как Мануэль Норьега из Панамы, номинально подчинены гражданскому правительству). Существуют также смешанные формы, когда военные оказывают очень сильное влияние, не будучи полностью доминирующими.

Заявление, с помощью которого военный переворот становится официальным, называется pronunciamento, от португальского или испанского pronunciamiento, "прокламация" [11; c.116].

Типичная военная диктатура в Латинской Америке правили хунты (производное от португальского/испанского слова, которое можно перевести как "конференция" или "доска"), или комитет, состоящий из нескольких сотрудников, часто из военных высшего руководства, но в других случаях (например, когда их военным начальством остались верны, или действительно были, предыдущий режим) менее старших, о чем свидетельствует термин "черных полковников" - режима. Другие военные диктатуры полностью находятся в руках одного офицера, обычно старшего командующего армией. В любом случае, председатель хунты или единоличный командир часто может лично вступать в должность главы государства.

На Ближнем Востоке и в Африке военные правительства все чаще становились во главе с одним могущественным человеком и были автократией в дополнение к военным диктатурам. Такие лидеры, как Иди Амин, Муаммар аль-Каддафи и Гамаль Абдул Насер, работали над развитием культа личности и стали лицом нации внутри и за пределами своих стран [8; c.45].

Большинство военных диктатур формируются после того, как государственный переворот сверг предыдущего правительства. Одна весьма иная модель заключалась в том, что за ним последовал режим Саддама Хусейна в Ираке, который начинался как однопартийное государство, управляемое партией Баас, но за время своего существования превратился в военную диктатуру (поскольку ее лидеры надевали униформу и военные стали тесно участвовать в правительстве). И наоборот, другие военные диктатуры могут постепенно восстанавливать значительные компоненты гражданского правительства, в то время как старший военный командир по-прежнему поддерживает верховную власть политическая власть. В Пакистане правящие генералы Мухаммад Зиа-уль-Хак (1977-1988 гг.) и Первез Мушарраф ( с 1999 г. по настоящее время) провели единичные референдумы для избрания себя президентом Пакистана еще на несколько лет, а также всеобщие выборы, на которых голосовали гражданские премьер-министры (политически подчиненные президенту). Несмотря на это, пакистанская армия сохранила монополию на структуру власти в обоих случаях, при этом четыре провинции страны полностью перешли под диктаторское военное правление старших генералов в кабинете президента, таких как генерал Авторитарное и беспрецедентно длинное правление рахимуддина хана над Белуджистаном, крупнейшей провинцией страны[17; c.156].


В прошлом военные хунты оправдывали свое правление как способ установления политической стабильности для нации или спасения ее от угрозы "опасных идеологий". Это форма строительства угрозы. В Латинской Америке часто использовалась угроза коммунизма или капитализма, а на Ближнем Востоке-желание противостоять Израилю и позже Исламский фундаментализм оказался важным мотивирующим примером. Военные режимы, как правило, изображают себя в качестве беспартийной," нейтральной " партии, которая может обеспечить временное руководство во времена беспорядков, а также, как правило, изображают гражданских политиков как коррумпированных и неэффективных [12]. Одной из почти универсальных характеристик военного правительства является Институт военного положения или постоянное чрезвычайное положение.

Хотя есть исключения, военные режимы, как правило, мало уважают права человека и используют все необходимые средства, чтобы заставить замолчать политических оппонентов. Военный режим также редко готов покинуть власть, если его не заставит народное восстание, будь то активное или неминуемое.

Латинская Америка, Африка и Ближний Восток были общими областями для военных диктатур. Одной из причин этого является тот факт, что военные зачастую имеют большую сплоченность и институциональную структуру, чем большинство гражданских институтов общества.

Военные диктатуры можно противопоставить другим формам диктатуры. Например, в большинстве нынешних и исторических коммунистических государств центр власти находится среди гражданских партийных чиновников, и очень тщательные меры (такие как политические комиссары и частые ротации) принимаются для того, чтобы военные не могли осуществлять независимую власть.

С 1990-х годов военные диктатуры стали менее распространенными. К числу причин этого относятся тот факт, что военные диктатуры больше не имеют большой международной легитимности, а также тот факт, что многие военные, безуспешно правившие многими странами, теперь склонны не участвовать в политических спорах. Кроме того, окончание "Холодной войны" и распад Советского Союза затруднили использование военными режимами угрозы коммунизма в качестве оправдания их действий или получение поддержки из иностранных источников.

По мере того, как "холодная война" начала сворачиваться, военные режимы во всей Латинской Америке были заменены на демократические. На Ближнем Востоке такие режимы, как Сирия и Египет, которые когда-то были явно военными диктатурами, перешли на другие формы деспотизма.


7) теократические система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению — политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства (Ватикан).

Носитель полноты государственной власти – Бог. Получение власти от Бога (а именно это обстоятельство выступает основанием легитимности теократической власти) не может быть подтверждено прямо никем, кроме самого божественного преемника [4; c.79].

Суверенитет Бога — существенный элемент теократической государственности, который получил свое закрепление в Основных законах многих теократических государств. Конституция Ирана определяет, что управление делами государства и всей мусульманской общины вечно и постоянно находится в руках двенадцатого имама. В Саудовской Аравии суверенитет Бога проявляется в том, что Основным законом здесь является книга божественных откровений — Коран. Также производна от божественной власть главы Ватикана.

В теократическом государстве функции законодательства, суда, а иногда и верховного руководства осуществляют религиозные лидеры. Как правило, они входят в состав совещательного органа при главе государства (Консультативный Совет при монархе в Саудовской Аравии, Совет экспертов при Руководителе в Иране и т. д.), а в некоторых случаях глава государства одновременно является лидером духовенства (Иран, Ватикан, государство Тибет и т. д.).

Теократические формы правления, реально существующие в своих основных чертах, очень сильно отличаются от идеала теократических стремлений — Царства Божьего. Исторические теократии всегда являются попытками воплощения в действительность религиозных представлений о Царстве Божьем, причем всегда неудачными. По-другому не может быть, так как в теократической идее и в практике ее реализации содержатся непреодолимые противоречия, обусловливающие их несбыточность. Теократическая идеология представляет собой отклонение религиозного сознания от стандартов религиозного мышления. Которая заключается в логическом несоответствии теократической идеи и попыток ее воплощения в реальности религиозным взглядам как таковым и в ценностном несоответствии теократии и религиозного учения.

Е. Трубецкой, критикуя проект вселенской теократии В. Соловьева, очень верно отметил: «Теократического идеала цельности и предельности жизни нельзя достичь не только в пределах государства, но и в пределах всего вообще греховного, несовершенного, а потому — становящегося мира»[25; c.32]. Теократический идеал осуществить нереально. Союза небесного града и града земного без изменения их сущностных свойств не может быть.