Файл: Органы местного самоуправления (Теоретические основы местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 3. Структура органов местного самоуправления

К органам местного самоуправления в Российской Федерации относятся (рисунок 3):

1. Представительные органы местною самоуправления (которые могут именоваться думой, муниципальным собранием и т.п.). Они избираются гражданами соответствующей территории. Возможно также формирование органов местного самоуправления из представителей соответствующих муниципальных органов.

2. Собрания, сходы граждан, посредством которых в небольших населенных пунктах граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление. В проекте федерального закона РФ "06 общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предполагается, что в местных сообществах, где имеется возможность проведения сходов, коллегиальные выборные органы местного самоуправления, наделяемые представительными полномочиями, могут не образовываться. В данном случае представительными полномочиями будет обладать сход, который будет созываться по мере необходимости.

3. Главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.п.), которые могут избираться или назначаться. Они руководят деятельностью местной администрации, структура которой зависит от вида населенного пункта (город, поселок), размера территории, численности населения. Структура, полномочия местной администрации закреплены в уставе (положении) местного самоуправления.[12]

Органы местного самоуправления избираются (формируются) сроком на два года.

Значимая роль в системе местного самоуправления отводится органам территориального общественного самоуправления, которые образуются населением, проживающим в районе и городе (советы, комитеты микрорайонов, жилищных комплексов).

В современных условиях роль органов местного самоуправления (далее МС) в управлении развитием муниципального образования (далее МО) стремительно возрастает, поскольку происходит деконструкция сущности управления социально-экономическим развитием как МО, так и регионального социально- экономического развития и развития страны в целом. При определении стратегических первостепенных задач развития территорий (далее РТ) происходит понимание того, что необходимо ориентироваться на потребности, приоритеты, интересы и мнения населения, проживающего на территории МО. Муниципалитету важна активная позиция и участие населения в управлении процессами РТ. Такое участие населения можно осуществить через различные инструменты, которыми могут являться:


- выборы;

- проведение опросов и составление перечня потребностей населения;

- осуществляя личный прием граждан администрацией МО;

- проведение голосования по поводу осуществления каких-либо проектов посредством интернет-опросов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью», соответственно, от того как эффективно орган МС распорядится данной собственностью будет зависеть развитие МО. Также Конституция РФ говорит нам о том, что «структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».[1]

В настоящее время в Российской Федерации происходит реформирование организационной структуры местного самоуправления.

Следует иметь ввиду, что конкретная схема организации местного самоуправления в регионах, выбор разновидностей органов местного самоуправления определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом мнения населения, сложившихся исторических, географических и национальных особенностей. Федеральное законодательство устанавливает лишь общую принципиальную схему организации местного самоуправления. Поэтому каждая территория, в рамках которой действует соответствующий орган самоуправления будет характеризоваться собственной структурой такого органа.

Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 87-фз внесены изменения в федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации".[4]

Усовершенствована территориальная организация местного самоуправления. Вводится новый вид муниципального образования - муниципальный округ. Это несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через органы местного самоуправления.

Основная особенность муниципального округа - одноуровневость организации местного самоуправления на его территории. Перечень вопросов местного значения муниципального округа соотнесен с перечнем вопросов местного значения городского округа.


Муниципальные округа могут быть образованы путем наделения соответствующим статусом городских округов, а также в результате объединения всех поселений, входящих в состав муниципального района, с утратой поселениями и муниципальным районом статуса муниципального образования.

Уточнено понятие городского округа. Не менее 2/3 населения такого муниципального образования должно проживать в городах или иных городских населенных пунктах.

Также предусмотрена возможность разделения городского округа.

Закреплены требования к наименованиям муниципальных образований.

Органы местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, вопросов местного значения муниципальных, городских округов, городских округов с внутригородским делением, вопросов местного значения внутригородских районов, предусмотренных частью 1 статьи 16.2 настоящего Федерального закона.[4]

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 января 2025 года устанавливается переходный период. В переходный период городские округа, которые не соответствуют требованиям к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, и площади территории городского округа либо к плотности населения на территории городского округа, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), наделяются законом субъекта Российской Федерации статусом муниципального округа.[6]

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований приводятся в соответствие с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона).

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до окончания переходного периода, установленного частью 2 настоящей статьи, муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципальных округов решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено указанными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также переходными положениями или нормами о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа.


В случае, если объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, повлекло образование муниципального округа, в структуре местной администрации муниципального округа, как правило, образуется территориальный орган, на который возлагается осуществление на соответствующих территориях части функций местной администрации.

В современных условиях органы МС проводят самостоятельную экономическую политику, направленную на поддержку малого бизнеса и привлечение инвестиций. Экономическую политику на муниципальном уровне можно воспринимать как комплекс мер, проводимых органами МС направленных на развитие экономического потенциала территории и повышение эффективности его использования, а также повышение конкурентоспособности предприятий находящихся на территории МО.[17]

Главной целью муниципальной экономической политики будет являться повышение качества жизни населения, обеспечение занятости населения, создание надежной налоговой базы для местного бюджета, который может позволить реализовывать важнейшие социальные целевые программы.

2.2 Тенденции и перспективы развития местного самоуправления в Российской Федерации

Многие планы и программы развития, разработанные на муниципальном уровне управления не содержат продуманного пути их реализации, что приводит к появлению расхождений в системе поставленных целей и недостаточности ресурсов для достижения данных целей, а в результате этого не достигаются плановые показатели реализации стратегии и, соответственно, стратегия реализуется неэффективно. В данных условиях проблема управления развитием МО становится особенно актуальной, поскольку органы МС нуждаются в эффективной управленческой деятельности, обеспечивающей устойчивое развитие МО. Для решения проблемы неэффективности использования организационно-управленческого потенциала, а также повышения уровня владения кадрового потенциала инструментами стратегического планирования необходимо систематическое повышение квалификации кадров, занимающихся данным видом деятельности на муниципальной службе. Значительное количество муниципальных служащих не могут организовать свое рабочее время, в следствии этого процесс развития территории осложняется, чтобы минимизировать данный фактор, препятствующий развитию территории, необходимо проведение стимулирующих мероприятий в целях повышения эффективности использования рабочего времени.

Развитие муниципальных территорий является контролируемым процессом, вносимым изменения в социальную и экономическую сферы деятельности и приводящим к повышению качества жизни населения[18].


Основным действующим концептуальным документом, определяющим пути развития МСУ, является Указ Президента от 15 октября 1999 г. № 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития МСУ в РФ».[9]

Указ сыграл огромную роль в становлении и развитии МСУ в РФ. Благодаря этому документу в России распространилась модель двухуровневого местного самоуправления (во всех субъектах Федерации были созданы поселения). Кроме того, в соответствии с Указом № 1370 был разработан и принят действующий Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года. В 1999-2009 годах институт муниципального управления с разделением полномочий органов исполнительной и представительной власти на местах был создан на всей территории РФ и далее развивался в рамках общегосударственной системы территориального менеджмента.[5]

В то же время следует признать, что Указ № 1370 не вполне соответствует многообразию современных взаимоотношений местных властей и местных сообществ. В документе основная роль отводится волеизъявлению граждан на выборах, сходах и референдумах как основному механизму участия населения в управлении. Однако сегодня население формирует приоритеты муниципальных стратегий, программ и проектов, может привлекать к месту своего проживания дополнительные бюджетные и внебюджетные средства, реализовывать инициативы по социально значимым вопросам и осуществлять общественный контроль.

В этих процессах участвует и предпринимательское сообщество, прежде всего в малых городах и на сельских территориях. Такое многообразие гражданской активности (соответственно, многообразие взаимодействий местных властей с населением), к сожалению, не предусмотрено.

Также следует признать, что вне поля зрения Указа оказались и другие тренды современного управления, среди которых следует выделить:

⎯ стратегическое и взаимосогласованное управление развитием территорий в РФ;

⎯ необходимость создания механизмов развития различных видов агломераций и моделей межмуниципального сотрудничества в рамках агломераций;

⎯ необходимость социально-экономического развития неурбанизированных территорий;

⎯ переход на проектные и программные методы управления развитием территорий;

⎯ переход на цифровое автоматизированное обеспечение управленческих процессов и различных их аспектов на всех уровнях;

⎯ внедрение в управленческие практики маркетинга и брендирования территорий;