Файл: Органы местного самоуправления (Теоретические основы местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отдельные государственные задачи, которые могут быть решены эффективно только при участии органов МСУ. Более того, органы МСУ прямо заинтересованы в решении указанных задач, т.к. многие из них направлены на устранение проблем, пробелов и противоречий, актуальных для МСУ в течение многих лет.

Общегосударственные задачи (т.е. актуальные для всех уровней власти), можно условно разделить на 6 групп:

  1. Организационные:
  • уточнение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ, совершенствование их финансового обеспечения и организация эффективного исполнения указанных полномочий (с максимальным привлечением населения к участию в государственном и муниципальном управлении);
  • обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по актуальным вопросам государственного и муниципального управления и др.
  1. Бюджетные и финансовые:
  • развитие механизмов бюджетного планирования, повышение эффективности бюджетных расходов;
  • ежегодное определение в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период перечня приоритетных расходных обязательств субъектов РФ и МО, подлежащих софинансированию из федерального бюджета и др.
  1. Территориальные (пространственные):
  • совершенствование системы территориального планирования и создание системы пространственного планирования в РФ с учетом вызовов и угроз национальной безопасности России;
  • развитие стратегического планирования;
  • совершенствование национальной системы расселения;
  • совершенствование механизмов регулирования внутренней и внешней миграции;
  • создание условий для развития городских агломераций и др.
  1. Социально-экономические:
  • развитие межрегиональных и межмуниципальных хозяйственных связей, формирование производственных кластеров;
  • переход к цифровой экономике и использованию инфраструктуры электронного правительства (электронного муниципалитета), входящей в информационную инфраструктуру РФ;
  • инфраструктурное обеспечение развития экономики и социальной сферы России;
  • привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном и местном уровнях;
  • совершенствование механизмов стимулирования субъектов РФ и МО к наращиванию собственного экономического потенциала;
  • снижение уровня социального и имущественного неравенства населения за счет роста его доходов и др.

  1. Упрочение позиций РФ как одного из влиятельных центров современного мира и содействие формированию положительного имиджа России за рубежом:
  • развитие конструктивного диалога и партнерства в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур, использование механизмов приграничного сотрудничества и установления побратимских связей, популяризация и распространение за рубежом русского языка и культуры народов РФ, налаживание партнерских отношений в рамках международных организаций;
  • оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом.
  1. Взаимодействие с гражданами и гражданским обществом:
  • развитие человеческого потенциала МО, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан;
  • вовлечение граждан в муниципальное управление;
  • привлечение социально ориентированных структур гражданского общества к оказанию общественно полезных услуг по региональным и муниципальным программам;
  • объединение усилий государственных и муниципальных органов и институтов гражданского общества для укрепления единства российского народа, достижения межнационального мира и согласия;
  • содействие развитию межнациональных (межэтнических) и межрегиональных культурных связей и др.[16]

Согласно законодательству, органы МСУ всех видов муниципалитетов в первую очередь выполняют свои задачи — вопросы местного значения. Но при этом они участвуют в решении государственных задач (как приведенных выше, так и других), в том числе — в рамках реализации федеральных и региональных программ.

Принципы и функции местного самоуправления

Принципы местного самоуправления - это основополагающие начала и идеи, лежащие в основе организации и функционирования местного самоуправления.

Рисунок 1. Принципы местного самоуправления

На рисунке 1 можно рассмотреть основные принципы местного самоуправления.

1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения. В ст.12 Конституции РФ гарантируется, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это значит, что органы местного самоуправления наделяются компетенцией, принадлежащей только им, свободны в осуществлении своих полномочий и несут за это ответственность. Никто не вправе вмешиваться в решения вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать отменять или приостанавливать их решения, если они приняты в рамках закона.


Принцип самостоятельности местного самоуправления находит свое выражение также в ч.1 ст.130, ч.1 ст.131 Конституции РФ.

Вместе с тем самостоятельность местного самоуправления ограничивается лишь вопросами собственного ведения. В соответствии с ч.2 ст.132 Конституции РФ реализация государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, подконтрольна государству.

2. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом & государством.

Конституция РФ впервые закрепила принципиальное положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12). Это также означает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. В то же время органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч.2 ст.132 Конституция РФ).

Конечно, деятельность органов местного самоуправления, будучи инициативной и самостоятельной, не является абсолютно независимой и обособленной от деятельности государственных органов. Ведь создание органов местного самоуправления и их функции определены актами органов государственной власти и они действуют в рамках общегосударственной политики.

3. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления.

Как уже отмечалось, установление общих принципов организации местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст.72 Конституции РФ).

В самих субъектах РФ закрепляются с учетом исторических и иных местных традиций организационные основы и различные формы осуществления местного самоуправления (ч.1 ст.131 Конституции РФ). Кроме того, ч.2 ст.130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами через различные формы прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.

4. Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Для осуществления своих функций и полномочий местное самоуправление должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства. Реальность и эффективность местного самоуправления определяются прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении местного самоуправления.[20]


В Конституции выражены условия местного самоуправления:

  • в признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст.8):
  • в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ч.1 ст.130);
  • в праве органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (ч.1 ст.132).[1]

При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями им в СО РФ определяются экономические самоуправления, которые находят в соответствии с ч.2 ст.132 Конституции РФ должны передаваться необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

В проекте федерального закона РФ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", наряду с вышеуказанными, закрепляются такие основные принципы:

  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед местным сообществом;
  • государственная гарантия местного самоуправления.[5]

Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Эти функции обусловлены природой местного самоуправления, его принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится. местное самоуправление.

Рисунок 2. Функции местного самоуправления

Перечень полномочий местного самоуправления позволяет выделить следующие его основные функции (рисунок 2).

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.

Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления.

Важное значение для осуществления данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления.

2. Управленце муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой местного самоуправления.


3. Обеспечение развития соответствующей территории.

Органы местного самоуправления принимают программы развития соответствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

4. Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.

Одной из важных функций местного самоуправления является функция обслуживания населения. Население соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории.

Согласно ч.1 ст.132 Конституции РФ органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При осуществления этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов. 6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами.[20]

Органам государственной власти РФ и ее субъектов запрещается ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в соответствии со ст.133 Конституции РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

Все вышеуказанные функции местного самоуправления между собой взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Глава 2. Развитие местного самоуправления в России

2.1 Органы местного самоуправления

Как указывается в ч.1 ст.131 Конституции РФ, структура органов местного самоуправления определяется население самостоятельно. Местное самоуправление - это самостоятельная форма реализации народом своей власти. Его органы не являются структурным подразделением государственного механизма управления (ст.12 Конституции РФ). В то же время органы местного самоуправления неразрывно связаны с государственными органами, и в соответствии с ч.2 ст.132 Конституции РФ, могут наделяться отдельными государственными полномочиями, т.е. участвовать в осуществлении государственных функций. Реализация переданных полномочий подконтрольная государству.[1]