Файл: Органы местного самоуправления (Теоретические основы местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одномоментно и полностью самостоятельно отказаться от применения устаревших технологий и внедрить проектные и цифровые методы управления в свою работу органы МСУ не могут, т.к. сейчас они представляют собой управленческие структуры, замкнутые на себя и свои ограниченные (и во многом истощенные) ресурсы. Потенциал применения штрафов за невыполнение органами МСУ стоящих перед ними задач практически исчерпан, особенно в сельских муниципалитетах. Суммы накопленных муниципалитетами чрезвычайных расходных обязательств порой превышают фонды денежного содержания органов МСУ, а в отдельных случаях — и размеры местных бюджетов.

Представляется, что решать задачу повышения эффективности МСУ необходимо на федеральном уровне, но не изменениями законодательных норм, регулирующих текущую деятельность органов и должностных лиц МСУ, а в стратегическом масштабе. Необходимо инициировать на федеральном уровне эволюционный процесс, при котором неэффективные управленческие активы в муниципалитетах будут заменены современными, т.е. соответствующими принципам деятельности потенциальных партнеров органов МСУ по развитию муниципальных территорий – бизнеса и некоммерческого сектора. В первую очередь, это ориентация на результат и открытость. Однако нельзя забывать и о том, что органы МСУ решают вопросы местного значения и реализуют полномочия не только ради удовлетворения потребностей. Они выполняют, по сути, государственный наказ.

Государство заинтересованно в том, чтобы на всей его территории были созданы условия для проживания и социально-экономической активности граждан. Развитие различных отраслей народного хозяйства определено в соответствующих федеральных стратегических документах, отдельные из них предусматривают участие и органов МСУ. Практическая реализация каждой отраслевой стратегии происходит на конкретной территории — в муниципальном образовании, где проживает местное сообщество со своими интересами, которые также необходимо балансировать.

Муниципалитеты должны преодолеть отраслевую разобщенность, удобную для государственного планирования, но чреватую неэффективными расходами и высокими издержками при ее предметном воплощении. На муниципальном уровне весь комплекс народного хозяйства представлен в виде элементов единой системы обеспечения проживания и социально-экономической активности граждан. Здесь отраслевые цели и задачи должны быть сведены в единую формулу развития территории, также учитывающую интересы населения. В настоящее время органы МСУ пытаются решить этот вопрос самостоятельно и под свою ответственность, не имея ресурсов для его решения. Либо регионы берут задачу на себя, абстрагируясь от интересов отдельных местных сообществ, ориентируясь (как им и положено) на рост валового регионального продукта и подпадая под влияние все той же отраслевой разобщенности. Сложившаяся ситуация влечет риски не только для имиджа МСУ – она ставит под угрозу успешную реализацию государственных стратегий в целом.[17]


Для устранения и минимизации описанных выше рисков предлагается:

1. Разработать механизмы (в т.ч. финансовые) вовлечения населения РФ в государственное и муниципальное управление.

2. Инициировать разработку подходов к определению государственной политики муниципального развития в РФ.

При этом в рамках разработки будущих подходов к развитию МСУ следует определить пути реализации общегосударственных интересов как на урбанизированных, так и на неурбанизированных территориях. Необходимо учесть специфику и возможности (в т.ч. и для маркетинга своих территорий) различных видов муниципальных образований, их дифференциацию по интересам местных сообществ и характеру социально-экономической активности населения. Целесообразно Доклад о состоянии местного самоуправления в российской федерации, перспективах его развития и предложения по совершенствованию правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления 77 предусмотреть участие МСУ в создании цифровой экономики РФ. Отдельное внимание необходимо уделить многообразию форм межмуниципального взаимодействия и сотрудничества (в т.ч. в рамках агломераций, создания межмуниципальных хозяйственных организаций, ассоциаций межмуниципального сотрудничества, приграничных и побратимских контактов и т.д.).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2017 N 6-ФКЗ, от 24.06.2018 N 7-ФКЗ, от 05.02.2017 N 2-ФКЗ, от 21.06.2018 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 2018.- № 31.- Ст. 4398.
  2. Европейская Хартия о местном самоуправлении // Собрание Законодательства Российской Федерации.- 1998.- № 36.- Ст. 4466.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: Норма-инфра-м. - 2018.
  4. Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 87-фз "о внесении изменений в федеральный закон "об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации" // Российская газета -8 мая 2019 года. - № 98(7856)
  5. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. 03.07.2016 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2003.- № 40.- Ст. 3822; СЗ РФ.- 2016.- № 27.- Ст. 4231.
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2014. -№ 22.- Ст. 2770.
  7. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г.// Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.- № 35. - Ст. 3506.
  8. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - N 19. - ст. 2060.
  9. Указ Президента РФ от 15.10.1999 № 1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития мсу в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18.10.1999. - N 42. - ст. 5011.
  10. Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: утверждены Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года № 13. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. - № 4. - ст. 637.
  11. Васильев, А.А. Муниципальное управление и местное самоупр.: Сл. / А.А. Васильев. - М.: Инфра-М, 2019. - 256 c.
  12. Зотова Е.В. Роль органов местного самоуправления в управлении развитием муниципального образования // научное сообщество студентов 21 столетия. Общественные науки: сб. Ст. По мат. Xli междунар. Студ. Науч.-практ. Конф. № 4(40). URL: https://sibac.info/archive/social/4(40).pdf (дата обращения: 05.06.2019)
  13. Иванов, В.В. Муниципальное управление: Справочное пособие. / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: Инфра-М, 2015. - 304 c.
  14. Кашин, А.В. Системное взаимодействие муниципального и хозяйственного образования: автореф. дис… канд. экон. наук: 08.00.05 [Текст] / А.В. Кашин; Сиб. академия гос. службы. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2008. – 23 с.
  15. Кормишкина, Л.А. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: Учебное пособие / Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г. Коваленко. - М.: Инфра-М, 2018. - 416 c.
  16. Местное самоуправление и муниципальное управление / Под ред. А.С. Прудникова, М.С. Трофимова. - М.: Юнити, 2016. - 553 c.
  17. Основы научного управления социально-экономическими процессами: Учеб. - М.: Мысль, 2000. - 208 с.
  18. Панибратов, Ю.П. Муниципальное управление и социальное планирование в строительстве: Учебное пособие / Ю.П. Панибратов. - М.: Академия, 2017. - 432 c.
  19. Парахина, В.Н. Муниципальное управление / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Панькова. - М.: КноРус, 2018. - 544 c.
  20. Принципы и функции местного самоуправления // [Электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://txtb.ru/33/104.html (дата обращения 07.03.2016)
  21. Пузанов А.С., Попов Р.А. Оценка территориальной доступности местного самоуправления: экономико-географическое исследование//Муниципальное имущество: экономика, право, управление. 2017. №3. С. 24-30
  22. Совершенствование управления развитием муниципального образования / Цвикилевич А. В., [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.monographies.ru/ru/book/section?id=3165 (дата обращения: 07.03.2016)
  23. Широков, А.Н. Муниципальное управление / А.Н. Широков, С.Н. Юркова. - М.: КноРус, 2017. - 158 c.