Файл: Контроль за оперативно – розыскной деятельностью (Сущность, правовые основы и формы осуществления контроля и надзора в оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
На начальном этапе контроля руководитель осуществляет последовательность действий: выясняет состояние дел в оперативном подразделении, проверяет оперативно-служебные документы, представляемые на утверждение, обоснованность заведения дел оперативного учета, законность и целесообразность принимаемых решений оперативными сотрудниками на стадии планирования и подготовки ОРМ, прогнозирования их результатов и др. Эти этапы контроля играют огромную роль в предотвращении всяческих нарушений законодательства.
Данный контроль характеризуется как составная часть руководства оперативными подразделениям и сотрудниками. Он осуществляется руководителем в процессе исполнения принятых решений и наиболее часто обеспечивается путем их личного участия в оперативно-розыскных мероприятиях. На данном этапе им изучаются оперативно-служебные документы, составляемые в ходе проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, своевременность и обоснованность их оформления, контролируются законность, сроки и полнота проведения мероприятий. Кроме того, проверяется действенность мероприятий, обеспечение конспирации, правомерность использования технических средств, а также обеспечивается выбор наиболее эффективных тактических приемов, обеспечивающих успешное раскрытие преступления.
Часто используемый контроль в действиях оперативных подразделений выполняется по результатам принятых решений руководителя, оценки оперативных документов.
Дополнительной формой контроля предусмотрена проверка исполнения проведенных оперативно-розыскных мероприятий, их качественная оценка, совокупность и законность всех проведенных действий. При этом проверяется обоснованность прекращения дел оперативного учета или их продления, расходования финансовых средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность, заслушиваются отчеты исполнителей, определяется обоснованность итоговых решений и направления использования полученных материалов, рассматриваются жалобы и заявления граждан о нарушении законности, решаются иные вопросы оперативно-розыскной деятельности.
В целях проверки соблюдения законности, выявления недостатков в оперативной работе и внесения предложений по ее совершенствованию вышестоящими подразделениями могут осуществляться комплексные и контрольные проверки. Комплексные проверки — это контроль, охватывающий все направления в работе проверяемого оперативного подразделения, как правило, за определенный период. Контрольные проверки проводятся обычно через год после комплексных в целях устранения недостатков, выявленных в процессе комплексных проверок, а также реализации вынесенных проверяющими органами предложений по совершенствованию работы.
Руководителям оперативно – розыскных органов предусмотрен контроль за проведением оперативно – розыскных мероприятий с их персональной ответственностью, что включает в себя законность проведения оперативно – розыскных мероприятий, соблюдение прав и законных интересов граждан, обеспечение конспирации, и организацию оперативно – розыскной деятельности в целом.
Глава 2. Субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность
Предметом надзора за оперативно- розыскной деятельностью является соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, соблюдение порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законность решений, принимаемых органами, осуществляющими такую деятельность.
2.1. Понятие и классификация субъектов
Исполнителями, контролирующими оперативно – розыскную деятельность и надзирающими за ней являются государственные органы и их должностные лица, уполномоченные законодательно функцией контроля за организацией, обеспечением и осуществлением оперативно – розыскной деятельности.
Осуществляя функции контроля и надзора, эти исполнители выполняют установленные российским законодательством обязанности и пользуются соответствующими правами.
Исполнителей классифицируют в зависимости по трем составляющим:
Во-первых, их подразделяют на две группы по функциям:
1) субъекты, контролирующие ОРД (реализующие функцию контроля),
2) субъекты, надзирающие за исполнением законов в ОРД (реализующие функцию прокурорского надзора).
Согласно законодательству за реализацией законов в ОРД надзирают Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры[5].
Во-вторых, по сфере осуществления предоставленных «контролерам» полномочий различают субъектов, которые проводят вневедомственный контроль и надзор и ведомственный контроль.
В соответствии с ФЗ об ОРД ведомственный контроль осуществляют руководители ОРО и должностные лица специальных контролирующих подразделений ОРО (инспекторских, организационных, кадровых и др.)[6].
В-третьих, всех субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней, делят на юридических и физических лиц. Первыми являются соответствующие государственные органы (их подразделения), вторыми — их должностные лица (например, руководитель ОРО, прокурор).
2.2. Президент РФ как субъект внешнего контроля
Согласно Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Основным законом страны и федеральными законами Президент РФ вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует ФЗ; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, который рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности, стабильности и правопорядка, осуществляет подготовку решений Президента РФ, касающихся состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.[7]
Президентский контроль включает в себя контроль как самого гаранта Конституции РФ, так и его аппарата, который глава государства в соответствующих указах наделил контрольными функциями.
Рабочим аппаратом, с помощью которого Президент РФ выполняет контрольные функции, является Главное контрольное управление (ГКУ) Президента РФ. В соответствии с положением о нем оно призвано проверять исполнение федеральными органами исполнительной власти, их должностными лицами ФЗ, указов и распоряжений Президента РФ и готовить на этой основе информацию для Президента РФ с конкретными предложениями по устранению выявленных нарушений.
ГКУ Президента РФ предоставлено право:
- Создавать комиссии с привлечением представителей и специалистов соответствующих органов и учреждений для проверки работы конкретных органов исполнительной власти;
- Направлять своих должностных лиц на заседания Правительства РФ, его Президиума, коллегий федеральных органов исполнительной власти и на совещания, проводимые федеральными органами исполнительной власти РФ;
- Требовать самостоятельно или через привлеченных к проверке представителей соответствующих органов исполнительной власти от федеральных органов исполнительной власти, от организаций документы, объяснения и другую информацию, необходимые для проведения проверок;
- Вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ;
- Вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверки;
- Ставить перед соответствующими руководителями федеральных
органов исполнительной власти вопрос о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими возложенных на них обязанностей, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей; - Направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти.
При этом, однако, ГКУ Президента РФ не вправе вмешиваться в технологию ОРД, контролировать правомерность проведения конкретных ОРМ.
Президент РФ осуществляет контроль за оперативно – розыскной деятельностью в пределах полномочий, определяемых Конституцией, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Согласно ст. 80—90 Конституции Президент РФ наделен широкими полномочиями, но за которые он не вправе выходить.
Президент РФ как высшее должностное лицо государства осуществляет стратегический контроль за деятельностью федеральных министерств и ведомств, в функции которых входит организация и осуществление ОРМ, практическое исполнение ФЗ об ОРД. В ходе его оценивается:
Полнота и эффективность исполнения Закона в целом на территории России и в разрезе соответствующих министерств и ведомств;
Соответствие ведомственных схем организации ОРД задачам успешной борьбы с преступностью в реальных условиях оперативной обстановки, складывающейся в стране;
Состояние подзаконной правовой базы ОРД, ее соответствие ФЗ;
Общий уровень профессионализма субъектов ОРД;
Выполнение государственными органами и органами местного самоуправления гарантий правовой и социальной защиты, установленных для субъектов ОРД.
Президентскому контролю подлежит также исполнение изданных им правовых актов и поручений по вопросам, связанным с ОРД.
Согласно Положению о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, утвержденном указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. № 849 президентский контроль за осуществлением ОРО в субъектах РФ реализуется также через институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах[8].
14 декабря 2017 года прошла тринадцатая по счету большая пресс-конференция главы государства, где была дана оценка действий силовых структур, соблюдения законности и Конституции в целом. Что соответствует дальнейшему развитию на последующие годы высокого уровня выполнения поставленных задач, в том числе по контролю за ОРД.
2.3. Федеральное собрание РФ как субъект внешнего контроля
Федеральное Собрание РФ — парламент, является представительным и законодательным органом. Парламент состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституцией закреплено, что парламент осуществляет контроль – в результате разработки и принятия законов в области оперативно – розыскной деятельности, и над использованием денежных средств на реализацию данных проектов. Предопределенность этого вида контроля, так же как и Президентского обусловлено тем, что, во-первых, он находится в пределах контроля за реализацией федерального бюджета, в некоторых статьях которого оговаривается распределение материальных средств тем или иным органам, осуществляющим оперативно – розыскную деятельность, и, во-вторых, через полномочия счетной палаты РФ Государственной Думой и Советом Федерации[9].
На основании Федерального закона ««О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ» к такому расследованию относятся обстоятельства серьезного или многочисленного нарушения прав и свобод граждан. Прописанных в Конституции РФ. Непосредственно, в федеральном законодательстве выделено, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не имеет права вторгаться в оперативно – розыскную деятельность органов дознания. Однозначно в Федеральном законе о парламентском расследовании закреплено, что это расследование не дублирует собой органы дознания, предварительного следствия и судопроизводство, и является самостоятельной частью в рамках закона. В полномочиях Совета Федерации и Государственной Думы предусмотрено формировать отдельные комиссии для осуществления проверки и контроля конкретного дела в области оперативно – розыскной деятельности. Можно резюмировать, что палаты Федерального Собрания РФ осуществляют общий контроль над исполнением ФЗ об ОРД. Данным видом контроля определяется общее состояние действий и применения ФЗ об оперативно – розыскной деятельности.
В соответствии с ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»формами деятельности члена Совета Федерации, депутата Госдумы (применительно к осуществлению контроля за осуществлением ОРД) являются:
1) парламентский запрос – запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания РФ с соблюдением требований вышеназванного Закона в порядке, установленном их регламентами большинством голосов от общего числа членов или депутатов соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.
Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания РФ, срок. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Копии письменного ответа направляются всем членам палаты Федерального Собрания РФ, от имени которой был направлен парламентский запрос;