Файл: Контроль за оперативно – розыскной деятельностью (Сущность, правовые основы и формы осуществления контроля и надзора в оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На начальном этапе контроля руководитель осуществляет последовательность действий: выясняет состояние дел в оперативном подразделении, проверяет оперативно-служебные документы, представляемые на утверждение, обоснованность заведения дел оперативного учета, законность и целесообразность принимаемых решений оперативными сотрудниками на стадии планирования и подготовки ОРМ, про­гнозирования их результатов и др. Эти этапы контроля играют огромную роль в предотвращении всяческих нарушений законодательства.

Данный контроль характеризуется как составная часть руководства опе­ративными подразделениям и сотрудниками. Он осуществляется руководите­лем в процессе исполнения принятых решений и наиболее часто обеспечивается путем их личного участия в оперативно-розыскных мероприятиях. На данном этапе им изучаются оперативно-служебные документы, составляемые в ходе проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, своевременность и обоснованность их оформления, конт­ролируются законность, сроки и полнота проведения мероприятий. Кроме того, проверяется действенность мероприятий, обеспечение конспирации, право­мерность использования технических средств, а также обеспечивается выбор наиболее эффективных тактических приемов, обеспечивающих успешное рас­крытие преступления.

Часто используемый контроль в действиях оперативных подразделений выполняется по результатам принятых решений руководителя, оценки оперативных документов.

Дополнительной формой контроля предусмотрена проверка исполнения проведенных оперативно-розыскных мероприятий, их качественная оценка, совокупность и законность всех проведенных действий. При этом проверяется обоснованность прекращения дел оперативного учета или их продления, рас­ходования финансовых средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность, заслушиваются отчеты исполнителей, определяется обоснованность итоговых решений и направле­ния использования полученных материалов, рассматриваются жалобы и за­явления граждан о нарушении законности, решаются иные вопросы оперативно-розыскной деятельности.

В целях проверки соблюдения законности, выявления недостатков в опе­ративной работе и внесения предложений по ее совершенствованию выше­стоящими подразделениями могут осуществляться комплексные и контрольные проверки. Комплексные проверки — это контроль, охватывающий все направления в работе проверяемого оперативного подразделения, как правило, за определенный период. Контрольные проверки проводятся обыч­но через год после комплексных в целях устранения недостатков, выявлен­ных в процессе комплексных проверок, а также реализации вынесенных проверяющими органами предложений по совершенствованию работы.


Руководителям оперативно – розыскных органов предусмотрен контроль за проведением оперативно – розыскных мероприятий с их персональной ответственностью, что включает в себя законность проведения оперативно – розыскных мероприятий, соблюдение прав и законных интересов граждан, обеспечение конспирации, и организацию оперативно – розыскной деятельности в целом.

Глава 2. Субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность

Предметом надзора за оперативно- розыскной деятельностью является соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, соблюдение порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законность решений, принимаемых органами, осуществляющими такую деятельность.

2.1. Понятие и классификация субъектов

Исполнителями, контролирующими оперативно – розыскную деятельность и надзирающими за ней являются государственные органы и их должност­ные лица, уполномоченные законодательно функцией контроля за организа­цией, обеспечением и осуществлением оперативно – розыскной деятельности.

Осуществляя функции контроля и надзора, эти исполнители выполняют установленные российским законодательством обязанности и пользуются соответствующими правами.

Исполнителей классифицируют в зависимости по трем составляющим:

Во-первых, их подразделяют на две группы по функциям:

1) субъекты, контролирующие ОРД (реализующие функцию контроля),

2) субъекты, надзирающие за исполнением законов в ОРД (реализующие функцию прокурорского надзора).

Согласно законодательству за реализацией законов в ОРД надзи­рают Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры[5].

Во-вторых, по сфере осуществления предоставленных «контроле­рам» полномочий различают субъектов, которые проводят вневедомственный контроль и надзор и ведомственный контроль.

В соответствии с ФЗ об ОРД ведомственный контроль осуществ­ляют руководители ОРО и должностные лица специальных контролирующих подразделений ОРО (инспекторских, организационных, кадровых и др.)[6].


В-третьих, всех субъектов, контролирующих ОРД и надзирающих за ней, делят на юридических и физических лиц. Первыми являются соответствующие государственные органы (их подразделения), вторыми — их должностные лица (например, руководитель ОРО, прокурор).

2.2. Президент РФ как субъект внешнего контроля

Согласно Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Основным законом страны и федеральными законами Президент РФ вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует ФЗ; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. 

Президент РФ формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, который рассматривает вопросы внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности, стабильности и правопорядка, осуществляет подготовку решений Президента РФ, касающихся состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.[7] 

Президентский контроль включает в себя контроль как самого гаранта Конституции РФ, так и его аппарата, который глава государства в соответствующих указах наделил контрольными функциями.

Рабочим аппаратом, с помощью которого Президент РФ выпол­няет контрольные функции, является Главное контрольное управле­ние (ГКУ) Президента РФ. В соответствии с положением о нем оно призвано проверять исполнение федеральными органами исполни­тельной власти, их должностными лицами ФЗ, указов и распоря­жений Президента РФ и готовить на этой основе информацию для Президента РФ с конкретными предложениями по устранению выявленных нарушений.

ГКУ Президента РФ предоставлено право:

  • Создавать комиссии с привлечением представителей и специали­стов соответствующих органов и учреждений для проверки рабо­ты конкретных органов исполнительной власти;
  • Направлять своих должностных лиц на заседания Правительства РФ, его Президиума, коллегий федеральных органов исполни­тельной власти и на совещания, проводимые федеральными орга­нами исполнительной власти РФ;
  • Требовать самостоятельно или через привлеченных к проверке представителей соответствующих органов исполнительной власти от федеральных органов исполнительной власти, от организаций документы, объяснения и другую информацию, необходимые для проведения проверок;
  • Вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ;
  • Вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверки;
  • Ставить перед соответствующими руководителями федеральных
    органов исполнительной власти вопрос о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими возложенных на них обя­занностей, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;
  • Направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти.

При этом, однако, ГКУ Президента РФ не вправе вмешиваться в технологию ОРД, контролировать правомерность проведения конкрет­ных ОРМ.

Президент РФ осуществляет контроль за оперативно – розыскной деятельностью в пределах полно­мочий, определяемых Конституцией, федеральными конституцион­ными законами и федеральными законами. Согласно ст. 80—90 Кон­ституции Президент РФ наделен широкими полномочиями, но за которые он не вправе выходить.

Президент РФ как высшее должностное лицо государства осу­ществляет стратегический контроль за деятельностью федеральных министерств и ведомств, в функции которых входит организация и осуществление ОРМ, практическое исполнение ФЗ об ОРД. В ходе его оценивается:

Полнота и эффективность исполнения Закона в целом на терри­тории России и в разрезе соответствующих министерств и ведомств;

Соответствие ведомственных схем организации ОРД задачам успешной борьбы с преступностью в реальных условиях оператив­ной обстановки, складывающейся в стране;

Состояние подзаконной правовой базы ОРД, ее соответствие ФЗ;

Общий уровень профессионализма субъектов ОРД;

Выполнение государственными органами и органами местного самоуправления гарантий правовой и социальной защиты, уста­новленных для субъектов ОРД.

Президентскому контролю подлежит также исполнение изданных им правовых актов и поручений по вопросам, связанным с ОРД.

Согласно Положению о полномочном представителе Президен­та РФ в федеральном округе, утвержденном указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. № 849 президентский контроль за осуществлением ОРО в субъектах РФ реализуется также через институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах[8].

14 декабря 2017 года прошла тринадцатая по счету большая пресс-конференция главы государства, где была дана оценка действий силовых структур, соблюдения законности и Конституции в целом. Что соответствует дальнейшему развитию на последующие годы высокого уровня выполнения поставленных задач, в том числе по контролю за ОРД.

2.3. Федеральное собрание РФ как субъект внешнего контроля

Федеральное Собрание РФ — парламент, является представительным и законодательным органом. Парламент состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституцией закреплено, что парламент осуществляет контроль – в результате разработки и принятия законов в области оперативно – розыскной деятельности, и над использованием денежных средств на реализацию данных проектов. Предопределенность этого вида контроля, так же как и Президентского обусловлено тем, что, во-первых, он находится в пределах контроля за реализацией федерального бюджета, в некоторых статьях которого оговаривается распределение материальных средств тем или иным органам, осуществляющим оперативно – розыскную деятельность, и, во-вторых, через полномочия счетной палаты РФ Государственной Думой и Советом Федерации[9].


На основании Федерального закона ««О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ» к такому расследованию относятся обстоятельства серьезного или многочисленного нарушения прав и свобод граждан. Прописанных в Конституции РФ. Непосредственно, в федеральном законодательстве выделено, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не имеет права вторгаться в оперативно – розыскную деятельность органов дознания. Однозначно в Федеральном законе о парламентском расследовании закреплено, что это расследование не дублирует собой органы дознания, предварительного следствия и судопроизводство, и является самостоятельной частью в рамках закона. В полномочиях Совета Федерации и Государственной Думы предусмотрено формировать отдельные комиссии для осуществления проверки и контроля конкретного дела в области оперативно – розыскной деятельности. Можно резюмировать, что палаты Федерального Собрания РФ осуществляют общий контроль над исполнением ФЗ об ОРД. Данным видом контроля определяется общее состояние действий и применения ФЗ об оперативно – розыскной деятельности.

В соответствии с ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»формами деятельности члена Совета Федерации, депутата Госдумы (применительно к осуществлению контроля за осуществлением ОРД) являются:

1) парламентский запрос – запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания РФ с соблюдением требований вышеназванного Закона в порядке, установленном их регламентами большинством голосов от общего числа членов или депутатов соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной, установленный соответствующей палатой Федерального Собрания РФ, срок. Ответ должен быть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности. Письменный ответ на парламентский запрос оглашается председательствующим на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ. Копии письменного ответа направляются всем членам палаты Федерального Собрания РФ, от имени которой был направлен парламентский запрос;