Файл: Контроль за оперативно – розыскной деятельностью (Сущность, правовые основы и формы осуществления контроля и надзора в оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
Ведомственный контроль – это функции начальников оперативно – розыскных ведомств по контролю за соблюдением прав и свобод граждан в соответствии с законодательством при проведении оперативно – розыскных мероприятий.
Ведомственный контроль включает в себя действия внутри оперативно – розыскного органа со стороны руководителей и должностных лиц в строгом соответствии с ведомственными нормативными документами.
Руководством, обеспечивающим контроль за оперативно – розыскной деятельностью в системе ОВД являются:
- министр внутренних дел РФ и его заместители по оперативной работе;
- начальники главных управлений и управлений МВД России, имеющих в своей структуре оперативные подразделения, и их заместители;
- министры внутренних дел республик и их заместители по оперативной работе;
- начальники главных управлений и управлений внутренних дел на транспорте; их заместители по оперативной работе
- начальники отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, районов (округов) в городе, на транспорте и на режимных объектах, их заместители, а также работники аппарата министра, Главного управления собственной безопасности, Департамента государственной службы и кадров, организационно-штатного управления, контрольно-ревизионного управления, сотрудники подчиненных им территориальных служб, имеющие соответствующий допуск.
Задача ведомственного контроля состоит из:
- своевременного предупреждения нарушений закона и вскрытия недостатков в процессе осуществления оперативно – розыскной деятельности;
- определения соответствия этой деятельности требованиям законодательства Российской Федерации и ведомственным нормативным актам;
- обеспечения конспирации и безопасности граждан, сотрудничающих с оперативно-розыскными органами на конфиденциальной основе;
- привлечения к ответственности лиц, допускающих нарушения установленных законом и ведомственными нормативными актами оперативно-розыскных процедур проведения оперативно – розыскных мероприятий и оформления оперативно-служебных документов.
Главный метод и порядок проведения ведомственного контроля заключается в:
1. Рассмотрении должностным лицом оперативно – служебных документов, убеждающих в необходимости и обоснованности проведения оперативно – розыскных мероприятий;
2. Личной работе руководителя оперативного подразделения при проведении оперативно – розыскных мероприятий, а также в наблюдении за их производством и выдаче письменных распоряжений;
3. Оценке проведенных оперативно – розыскных мероприятий на оперативном совещании;
4. Отчете отдельных оперативных сотрудников по вопросам эффективности проведения оперативно – розыскных мероприятий;
5. Изучении документов о затратах финансовых средств на проведение оперативно – розыскных мероприятий.
6. Рассмотрении руководителем оперативного подразделения дел оперативного учета;
7. Оценке общественного мнения о деятельности оперативного подразделения по предотвращению и раскрытию преступлений и др.
Ведомственный контроль подразделяется на предварительный, текущий и последовательный.
Предварительный контроль – оценка состояния дел в оперативном подразделении. Руководитель проверяет оперативно – служебные документы, требующие утверждения, обоснованность открытия дел оперативного учета, обоснованность и рациональность принимаемых решений оперативными сотрудниками на стадии планирования и подготовки оперативно – розыскных мероприятий, оценки их результатов. Указанный тип контроля играет большую роль в исключении всевозможных правонарушений.
Текущий контроль – основное управление оперативным подразделением и сотрудниками, который выполняется руководителем по результатам принятых решений, и фактически всегда осуществляется путем его личного участия в оперативно – розыскных мероприятиях. В этом контроле изучаются оперативно-служебные документы, составляемые в ходе проведения конкретных ОРМ, своевременность и обоснованность их оформления, контролируются законность, сроки и полнота проведения мероприятий. Кроме того, проверяются действенность мероприятий, обеспечение конспирации, правомерность использования технических средств, а также обеспечивается выбор наиболее эффективных тактических приемов, способствующих успешному раскрытию преступления.
Последующий контроль характеризуется деятельностью оперативных подразделений после исполнения принятых решений. Как правило, он объединяет проверку качества проведенных оперативно – розыскных мероприятий, их результативность и оценку деятельности по производству оперативной проверки. При этом проверяется обоснованность прекращения дел оперативного учета или их продления, расходования финансовых средств, выделяемых на оперативно – розыскную деятельность, заслушиваются отчеты исполнителей, определяются обоснованность итоговых решений и направления использования полученных материалов, рассматриваются жалобы и заявления граждан о нарушении законности, решаются иные вопросы оперативно – розыскной деятельности.
Дополнительно, для выявления недостатков в оперативной работе и соблюдения законности, вышестоящими подразделениями используются комплексные и контрольные проверки.
Комплексная проверка – полная ревизия оперативного подразделения за конкретный период.
Контрольная проверка проводится непосредственно через год после комплексных проверок с устранением недостатков, выявленных в процессе комплексных проверок, а также выполнение предписаний, проверяющими органами.
Ведомственный контроль раскрывает имеющиеся недостатки, которыми являются преднамеренное изменение оперативно-розыскных данных, некорректное ведение оперативно-служебных документов; некомпетентность сотрудника, утечка закрытой информации, неправомерные действия при проведении отдельный оперативно – розыскных мероприятий, подтасовка оперативных документов и умышленное завышение показателей служебной деятельности.
Для качественно работы подчиненного оперативно подразделения, в соответствии с проводимым контролем, руководитель оперативно – розыскного органа имеет право: поручить оперативную проверку определенному сотруднику, произвести замену одного работника на другого, создать оперативную группу, лично руководить созданной оперативной группой и непосредственно участвовать в проведении оперативно – розыскных мероприятий.
Федеральный закон запрещает передачу полномочий по ведомственному контролю другим лицам кроме руководителей или из заместителей оперативных подразделений, не относящихся к руководству органу, осуществляющего оперативно – розыскную деятельность. В связи с этим, только высшие руководители выполняют контрольные функции по организации деятельности подчиненных лиц и подразделений.
Компетенция руководителя оперативно – розыскного органа состоят из общих и специальных прав.
Общие права состоят в формировании специальных подразделений, наделенных правом осуществлять оперативно – розыскную деятельность. Определение порядка использование денежных средств, предназначенных для оперативно – розыскной деятельности. Предоставление оперативно-служебных документов по требованию уполномоченного прокурора[17].
Специальные права руководителя применяются в процессе проведения оперативно – розыскных мероприятий в исключительных случаях, способом утверждения постановления о разрешении прослушивания телефонных переговоров лиц, в отношении которых возникла угроза жизни, здоровью, собственности. А также проведением проверочной закупки, контролируемой поставки предметов и продукции, свободная реализация которых запрещена, либо оборот ограничен, в том числе оперативного внедрения и оперативного эксперимента.
В процессе проведения оперативно – розыскных мероприятий, задействованные при этом сотрудники подчиняются непосредственно руководителю. Оперативные работники должны строго руководствоваться законом.
Оперативно – розыскная деятельность проводится по письменным или устным указаниям руководителя оперативно – розыскного органа. Указания руководителя могут быть обжалованы вышестоящему руководству без приостановки их исполнения. Если обнаружен случай нарушения законности, правил конспирации, допущенных в ходе оперативно – розыскной деятельности, утечка негласной информации руководитель обязан назначить служебную проверку и информировать прокурора, осуществляющего надзор за оперативно – розыскной деятельностью.
Выполнение оперативно – розыскных мероприятий с нарушениями руководителями и исполнителями законов, влечет за собой материальную, дисциплинарную, административную, уголовную ответственность. Кроме того, предусмотрено возмещение вреда должностными лицами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность, допустившими нарушение.
Следовательно, ведомственный контроль помогает оперативно - розыскным органам предостеречь, исключить принятие неверных действий, восстановить нарушенные права и законные интересы граждан, а также вынести вердикт по вопросам выполнения оперативно – розыскных функций.
Непосредственно, ведомственный контроль является отдельной ветвью надзора и не дублирует президентский и парламентский контроль, а также не уменьшает весомости прокурорского надзора за оперативно – розыскной деятельностью.
Главная обязанность государственных органов оперативно – розыскных служб состоит в устранении недочетов в каждодневной работе, предоставлении практической помощи подчиненным, повышении их профессионализма, вместе с контрольными функциями.
Ведомственный контроль направлен на соблюдение законности при организации и проведении оперативно – розыскных мероприятий. Одной из важных функций является повышение эффективности, проверяемой деятельности и предупреждение возможных нарушений закона.
Ведомственный контроль проводится на начальных этапах подготовки и проведения оперативно – розыскных мероприятий и оперативно – розыскной деятельности. Проверяются условия и основания для проведения оперативно – розыскных мероприятий. Окончательная стадия ведомственного контроля позволяет предупредить, пресечь и раскрыть преступления, выявить лица, скрывающиеся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания.
Заключение
Контроль государства за оперативно – розыскной деятельностью осуществляется посредством уполномоченных органов и их должностными лицами широкого спектра направлений деятельности, которые отражают выполнение законов, соблюдении прав и интересов всех участников общественных отношений.
Система государственного контроля за оперативно–розыскной деятельностью – правовой механизм, с функциональными направлениями деятельности вневедомственного и ведомственного контроля.
Вневедомственный контроль это – контроль со стороны федеральных органов государственной власти Российской Федерации по проверке уполномоченных органов и должностных лиц задачам в соответствии с Федеральным Законом. Основная функция этого контроля состоит в том, что бы в оперативно – розыскной деятельности было возможно полностью исключить какие - либо нарушения законных нормативов и актов.
Ведомственный контроль представляет собой деятельность руководителей правоохранительных органов, оперативных подразделений, в соответствии с действующим законодательством с персональной ответственностью должностных лиц за соблюдением законности и проведением оперативно – розыскных мероприятий. Ведомственный контроль – широкий спектр действий в процессе оперативно – розыскной деятельности, без каких - либо ограничений. Также, характерной чертой этого контроля является наделение непосредственными административными полномочиями руководителя оперативного ведомства с возможностью управления оперативным процессом на любой стадии. Приостановке незаконных действий и наложение дисциплинарных взысканий на сотрудников, допустивших несоблюдение закона.
Контроль и надзор защищает права и свободы человека. Это основная цель демократического государства. Требуется неустанная работа по совершенствованию законодательства в этой области.
Итоговое значение контроля за оперативно – розыскной деятельностью состоит в повышении эффективности мероприятий по недопущению нарушений и реабилитации прав и свобод граждан с помощью правильной налаженной системы, обеспечивающей действие всех видов контроля и надзора. Объединенные способы контроля и надзора образуют высокую гарантию по исполнению законов в процессе осуществления оперативно – розыскной деятельности.
Проанализировав в своей работе контроль и надзор за оперативно - розыскной деятельностью можно резюмировать, что контроль нужен для того, что бы в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности не создавались предпосылки к нарушениям действующего законодательства Российской Федерации.