Файл: Контроль за оперативно – розыскной деятельностью (Сущность, правовые основы и формы осуществления контроля и надзора в оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) запрос члена Совета Федерации, депутата Госдумы (депутатский запрос) – оформленный надлежащим образом документ по вопросам, входящим в компетенцию осуществляющих ОРД органов и их должностных лиц.

Запрос члена Совета Федерации, депутата Госдумы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса, срок.

Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов, с соблюдением требований, предусмотренных ст. 18 рассматриваемого Закона. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до дня заседания соответствующего органа;

3) обращение члена Совета Федерации, депутата Госдумы – документ члена Совета Федерации, депутата Госдумы, направленный в осуществляющие ОРД органы с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений и документов по вопросам, связанным с их деятельностью, не оформленный как запрос. [10]

В федеральном законодательстве выделено, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не имеет права вторгаться в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность

Парламентский контроль за органами, осуществляющими ОРД, вменен в обязанность Федерального Собрания РФ, т.е. за исполнением ими законов и других правовых актов и, следовательно, за результативностью их работы, которые прописано в ст. 101-104 Конституции РФ.

Федеральное Собрание РФ осуществляет надзор:

  1. Реализацией законов и нормативных актов в процессе работы органов, проводящих оперативно – розыскную деятельность, вносит конкретные поправки и согласованных действий борьбе с преступностью;
  2. Качественной деятельностью оперативно-розыскных органов, юридической защищенностью работников, особенно тех, чья деятельность связана с профессиональным риском;
  3. Правильность и законность использования государственных бюджетных средств, выделяемых на осуществление оперативно – розыскной деятельности.

Основными видами контроля являются:

  1. Подготовка, рассмотрение и принятие законов РФ о деятельности оперативно-розыскных органов (приняты Закон об ОРД, федеральные законы «О внешней разведке», «О федеральной службе безопасности», «О государственной охране», «Об оружии» и др.);
  2. Определение и утверждение комиссий, которые вправе запрашивать у органов, осуществляющих ОРД, и их должностных лиц необходимые для работы документы и материалы;
  3. Государственная Дума ФС РФ создает специальные комиссии по расследованию деятельности оперативно-розыскных органов, что является составной частью парламентских расследований;
  4. Парламентские комитеты и комиссии палат совместно со Счетной палатой РФ используют данные им полномочия по контролю расходования бюджетных средств на осуществление оперативно – розыскной деятельности;
  5. Министры, руководители федеральных служб, в том числе руководители органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность, отчитываются о свой проводимой работе на парламентских слушаниях;
  6. Депутатский запрос, который регламентирован Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Предоставлять определенные сведения оперативно – розыскные органы обязаны по запросу, за исключением информации о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках, а также лицах, оказывающих или оказавших им конфиденциальное содействие.

Вектор парламентского контроля направлен:

  1. Обсуждение и принятие (отклонение) законопроектов, касающихся сферы оперативно – розыскной деятельности;
  2. Применение бюджетных средств выделенных из федерального бюджета на осуществление ОРД;
  3. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Установлены определенные рамки данного вида контроля за оперативно – розыскной деятельностью, границы которых нарушать не рекомендовано. Как пример, расходование материальных средств, выделенных из федерального бюджета на оперативно – розыскную деятельность, подвергается проверке только в рамках обоснованности их использования.. Счетная палата обязана проводить проверку и контроль за правильностью и обоснованностью использования финансовых средств, выделяемых государством. Должностные лица Счетной палаты РФ (аудиторы) осуществляют контроль в рамках своей компетенции, не затрагивая сферу деятельности сотрудников оперативно – розыскной деятельности, и соблюдать конфиденциальность информации до завершения своей проверки.


Защита прав и свобод гражданина РФ реализуется конституционным правом, парламентская комиссия осуществляет непосредственный контроль в порядке расследований фактов нарушения прав человека, в том числе допущенных в процессе осуществления оперативно – розыскной деятельности.

Парламентский контроль очень важен в процессе законотворческой деятельности и особо отличителен, когда парламентарии наделены правом принять (отклонить) законопроект в области оперативно – розыскной деятельности.

А также не допускается вмешательство членов Совета Федерации ФС РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ в оперативно – розыскную деятельность.

2.4. Правительство РФ как субъект внешнего контроля

Третьим субъектом вневедомственного контроля законодателем указано Правительство РФ. Именно оно осуществляет исполнитель­ную власть России.[11]

Полномочия Правительства определены Конституцией и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Оно наделе­но широкими полномочиями по общим вопросам руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, а также в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ[12].

Президент РФ руководит деятельностью фе­деральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел и некоторых др., утвержда­ет по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ. Правительство РФ же только координирует деятельность этих федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ может осуществлять проверку правомерности применения государственными органами полномочий по ведению оперативно – розыскной деятельности с целью качественной работы по борьбе с преступностью. Указанные мероприятия находят свое применение по результатам заслушивания докладов и отчетов на заседании Правительства РФ.

Важный вектор контроля Правительства РФ – проверка соответствия ведомственных актов, касающих­ся ОРД, Конституции РФ и федеральному законодательству. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, которые касаются защиты прав, свобод и законных интересов граждан или носящие межведомственный характер, вступают в силу после их государственной регистрации. Государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств регламентирована Указом Президента РФ от 21 января 1993 г. «О нормативных актах центральных органов государственного управ­ления Российской Федерации», правительственными постановле­ниями от 8 мая 1992 г. «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов», «О регистрации и опубликовании ведомственных нормативных актов».


Суть государственной регистрации ведомственных нормативных актов сводится к тому, что акт после подписания руководителем федерального министерства и ведомства представляется в Министер­ство юстиции РФ. Там он оценивается на предмет соответствия Конституции, действующему законодательству и ему присваивается соответствующий номер государственной регистрации. Только после этого данный акт вступает в силу.

Однако, при несоответствии действующему законодательству, нормативный акт не регистрируется и отправляется на доработку.

Правительство имеет право отменять другие правовые акты мини­стерств и ведомств, правомочных осуществлять ОРД, в тех случаях, когда они противоречат закону и выходят за пределы компетенции органов исполнительной власти.

Прерогатива Правительства РФ – проверка целевого использования денежных средств, выделяемых на оперативно – розыскную деятельность. В связи с этим, в Министерстве финансов РФ определен круг специалистов, проводящих проверку.

Следует отметить, что в предмет контроля Президента РФ, Федерального собрания РФ и Правительства РФ не может входить законность и обоснованность деятельности субъектов ОРД по конкретным делам. Данные органы государственной власти не праве вмешиваться в технологию ОРД, контролировать правомерность проведения ОРМ, оперативной разработки, а также работу с негласным (специальным) аппаратом. Никто из них не вправе по этим направлениям ОРД давать какие-либо обязательные указания. Этим обеспечивается необходимая автономия правоохранительного механизма ОРД и в то же время исключается использование возможностей спецслужб вразрез с целями и задачами, указанными в Законе об ОРД.

Невмешательство указанных органов государственной власти в вопросы организации проведения конкретных ОРМ закреплено в оперативно-розыскном законодательстве[13].

2.5. Судья в оперативно-розыскной деятельности его функции, обязанности и права

Судья - должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти в России; гражданин России (достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж: работы по юридической профессии не менее пяти лет), в конституционном порядке наделенный полномочиями осуществлять правосудие и исполняющий обязанности на профессиональной основе.

 Каждое оперативно – розыскное мероприятие, влекущее ограничение конституционных прав граждан, может быть проведено только по решению судьи.


Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких ОРМ или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Указанные материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и незамедлительно. Судья не вправе отказать в рассмотрении таких материалов в случае их представления[14].

В оперативно – розыскной деятельности судья обладает емкими полномочиями. Судья обладает набором следующих полномочий в оперативно – розыскной деятельности:

Рассмотрение материалов о нарушении конституционных прав и свобод граждан при проведении оперативно – розыскных мероприятий. В ФЗ об ОРД изложен порядок санкционирования не всех оперативно – розыскных мероприятий, ограничивающих конституцион­ные права гражданина, а только их части. Федеральным законом определен круг требований судебного рассмотрения материалов только тех оперативно – розыскных мероприятий, которые еще не начаты, а также начатых по разрешению судьи, но которые необходимо продлить. Вместе с тем законодателем при­веден специальный перечень конституционных прав гражданина, которые могут быть локализированы в оперативно – розыскной деятельности. В перечень данных прав включены: тайна переписки, теле­фонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (причем передаваемых только по сетям электрической и почтовой связи), а также право на неприкосновенность жилища;

Законодательно предусмотрена степень защиты данных сведений, которая включает в себя набор действий, главным центром которого является обеспечение факторов, способствующих надежной охране сведений. Судебные органы законодательно наделены правом по созданию этих условий, с возложением конкретных обязанностей на председателей соответствующих судов, которые предварительно сообщают судьям о рассматриваемых материалах от ОРО с их обязанностью соблюдения тайны сведений, полученных в результате расследования, а так же исключения огласки принятых ими решений. Руководители несут ответственность по рассматриваемым ходатайствам, которые должны быть защищены от посторонних лиц. Кроме того, все служебные материалы не должны передаваться третьим лицам. Например, запрещается работать с документацией другим лицам вспомогательного персонала, оформлять принятые судебные решения.