Файл: Контроль за оперативно – розыскной деятельностью (Сущность, правовые основы и формы осуществления контроля и надзора в оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
Для воплощения круга обязанностей судье предоставлены конкретные права:
- судья вправе разрешить или отказать проведение соответствующего оперативно – розыскного мероприятия;
- судья вправе продлить срок действия постановления об ограничении прав лица;
- по требованию судьи ему могут представляться дополнительные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ;
- судья в особом случае может обязать ОРО предоставить заявителю сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 5 ФЗ об ОРД;
- судья вправе потребовать от ОРО предоставить оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю[15].
1. Порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении ОРМ предусмотрен в ст. 9 ФЗ об ОРД. Федеральный закон регламентирует следующие этапы:
- основание к судебному рассмотрению материалов об ограничении конституционного права лица;
- место рассмотрения материалов;
- субъекта, принимающего решение (должностного лица, которое рассматривает материалы);
- срок рассмотрения материалов; ход рассмотрения материалов; итоги рассмотрения материалов;
- срок действия решения (постановления) по сути предоставленных материалов;
- порядок продления срока действия решения (постановления) по сути предоставленных материалов.
2. Единственным основанием для решения судьей вопроса об обоснованности и законности проведения оперативно – розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права гражданина, является мотивированное постановление одного из руководителей оперативно – розыскного органа.
Мотивированное постановление – это соответствующим образом документально оформленное обращение оперативного подразделения в суд для получения разрешения на проведение конкретного оперативно – розыскного мероприятия, влекущего ограничение того или иного конституционного права человека и гражданина на частную жизнь. Постановление должностного лица оперативно – розыскного органа рассматривается судьей как ходатайство, и принимает статус «Постановление о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении проведения...» (далее указывается название ОРМ). Законодатель предъявляет ряд требований к постановлению руководителя ОРО. Оно должно быть мотивированным, законным и обоснованным.
Законность мотивированного постановления предполагает:
- его вынесение надлежащим должностным лицом;
- соответствие его формы требованиям, предъявляемым к документу;
- соответствие его содержания полученной фактической информации.
Обоснованность постановления означает, что должностное лицо при его вынесении исходило из анализа документально оформленных материалов и строило свои выводы на фактических данных в их совокупности, которые исключают другое решение, кроме принятого.
Мотивированность подразумевает то единственное решение, которое должностное лицо приняло в качестве решающего значения по соответствующим фактам, доводам и объяснениям. Стоит заметить, что мотивированное постановление выносится одним из руководителей оперативно – розыскного органа (начальник или его заместители).
3. Рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну частной жизни при проведении оперативно – розыскного мероприятия осуществляется судом, как правило, по месту проведения таких мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Из этого нормативного документа выделяются три группы:
- поступившие материалы должны рассматриваться судом;
- материалы с ходатайством об ограничении конституционного права гражданина должны рассматриваться по общему правилу судами первого звена;
- необходимо соблюдать порядок, в соответствии с которым с ходатайством на проведение ОРМ руководителю ОРО необходимо обращаться в первую очередь в суд по месту осуществления конкретного ОРМ.
Нет конкретного правила, установленного законом, для предоставления материалов в суд первого звена. Предусмотрено дополнительное принятие первичного обращения в системы общих судов, в том числе и военных.
4. Материалы рассматриваются единолично судьей. Вместе с тем конкретные полномочия по рассмотрению поступивших оперативно-служебных документов судья, как правило, получает от председателя соответствующего суда. Не исключен вариант, при котором материалы могут быть рассмотрены дежурным судьей.
Рассмотрение материалов судьей единолично означает, что, во-первых, не требуется принятия решения на судебном заседании и, во-вторых, именно конкретный судья обязан и вправе принять юридически значимое решение по существу ходатайства оперативно – розыскного органа. Вместе с тем судья может консультироваться у председателя соответствующего суда. С его согласия при изучении оперативно-служебных документов может присутствовать и давать необходимые пояснения представитель оперативно – розыскного органа, который ходатайствует о проведении оперативно – розыскных мероприятий.
5. Материалы рассматриваются судьей незамедлительно. Из этого следует, что должностное лицо оперативно – розыскного органа без проволочек или искусственно созданных препятствий, должно быть принято судьей, в обязанность которого входит предоставление служебных материалов, непосредственно связанных с оперативно – розыскными мероприятиями, и рассмотреть их.
6. Ход рассмотрения материалов заключается в изучении обоснованности постановления руководителя ОРО, поступившего судье. Вместе с тем согласно предписаниям ч. 3 ст. 9 по требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно – розыскных мероприятий.
7. По результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего ОРМ, либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Причем постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения ОРМ одновременно с возвращением представленных им материалов.
Таким образом, при любом решении (как положительном, так и отрицательном) судья обязан вынести мотивированное постановление. Он не вправе ограничиться, допустим, резолюцией (как разрешающей, так и запрещающей) на представленном ему оперативным подразделением постановлении.
2.6. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
Прокурорский надзор за ОРД представляет собой определенную работу специалистами и служащими прокуратуры, наделенных особыми полномочиями в сочетании с алгоритмом действий и применением технических и иных средств для исполнения законов, актов оперативно-розыскными органами.
Вектор действия прокурорского надзора за оперативно – розыскной деятельностью направлен:
- Способствовать выполнению органами, осуществляющими ОРД, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных, розыску лиц, без вести пропавших, а такие скрывающихся от органов дознания, следствия, суда либо уклоняющихся от уголовного наказания;
- Содействовать комплексному и активному осуществлению оперативными подразделениями всего объема ОРМ, разрешенных ФЗ об ОРД;
- Содействовать надлежащему документированию результатов ОРД и использованию их в процессе доказывания по уголовным делам.
- Цели и задачи прокурорского надзора за ОРД определяются общими положениями, содержащимися в уголовно-процессуальном законодательстве, относительно надзора в стадии дознания и предварительного следствия. Речь идет о быстром и полном раскрытии преступлений, изобличении виновных и обеспечении правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности. Прокурор обязан следить, чтобы нормы оперативно-розыскного законодательства не нарушались, а при обнаружении нарушений принимать меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина.
Круг обязанностей прокурорского надзора заключается в :
- Изучении документов, содержащих сведения об основаниях, порядке и решениях о проведении оперативно – розыскных мероприятий;
- Выдаче письменных указаний об осуществлении по уголовным делам оперативно – розыскных мероприятий, расширении их комплекса либо требования их прекращения;
- Отмене необоснованных постановлений органа дознания (следователя) о возбуждении уголовного дела, вынесенного на основании оперативно-розыскных материалов;
- Направлении в суды жалоб, проверка которых относится к исключительной компетенции судей;
- Требовании письменных объяснений от должностных лиц, допустивших нарушения закона при проведении оперативно – розыскных мероприятий;
- Опротестовании противоречащих закону приказов руководителей органов, осуществляющих оперативно – розыскную деятельность;
- Внесении представлений по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и потребовать от руководителей отстранения их от дальнейшего проведения оперативных разработок.
УПК РФ предусматривает ответственность за нарушения, выявленные при прокурорской проверке. По запросу прокурора ответственные руководители оперативно – розыскной деятельности обязаны предоставить все оперативно – служебную документацию, связанную с оперативно – розыскными действиями, применяемыми оперативно – техническими средствами и учетно-регистрационную документацию. Дополнительно предоставляются ведомственные нормативные акты, регламентирующие проведения оперативно – розыскных мероприятий.
В процессе контрольных проверок и изучений материалов оперативно – розыскной деятельности, прокурору предоставлено право ознакомления с секретным делопроизводством. В исключительных случаях, прокурор снимает копии с предоставленных ему документов и делает из них выписки. При нарушении правил обращения с секретной документацией и информацией, ставших причиной утечки и огласки проводится служебное расследование.
В случае непредоставления необходимых документов прокурору, данные действия расцениваются как противозаконные. Как следствие, при наличии достаточных оснований, по данному нарушению виновные должностные лица привлекаются к ответственности.
С санкции Генерального прокурора руководители оперативно – розыскных органов обязаны предоставлять уполномоченным прокурорам подлинные оперативно – служебные документы, кроме той части документов, которые не входят предмет прокурорского надзора.
В процессе изучения подлинных документов и обнаружения при этом нарушений законности, прокурор обязан отреагировать и принять необходимые меры по исключению данных нарушений, не подменяя тем самым руководителей оперативных служб и других лиц, осуществляющих ведомственный контроль за их деятельностью.
Следует отметить, что прокурор не обязан контролировать исполнение предписаний и ведомственных актов (приказов, инструкций), кроме положений нормативных актов, которые определяют механизм оперативно – розыскных мероприятий в соответствии с установленным законом.
Прокурор обязан, при наличии фактов нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении ОРМ, принять соответсвенные меры по исключению подобных нарушений, вплоть до привлечения к ответственности виновных лиц.
Указанием Генерального прокурора РФ и законодательством в области оперативно – розыскной деятельности прокурорский надзор имеет определенные границы полномочий. Т.е, прокуратура не должна контролировать оперативно – хозяйственную деятельность поднадзорных органов. Она создает условия для вертикалей власти способствовать независимости, равенству при соблюдении требований закона.
Согласно законодательству исполняться могут только законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий по надзору за оперативно – розыскной деятельностью[16].
Запрещается прокурору участвовать в оперативно – розыскных мероприятиях, вести их подготовку, влиять на оперативно – тактические решения.
Глава 3. Ведомственный контроль за оперативно – розыскной деятельностью.
При исполнении оперативно – розыскных действий важное место занимает ведомственный контроль. Это объясняется тем, что оперативно – розыскная деятельность проводится, главным образом, закрытыми средствами, что сужает возможность контроля над оперативными подразделениями со стороны граждан и общественных организаций. Аналогично ограничен контроль со стороны органов государственной власти.
Вектор ведомственного контроля направлен на оценку законности, обоснованности и эффективности оперативно – розыскной деятельности, а также не дает возможности принятия неправомерного решения. Ведомственный контроль способствует реабилитации нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц. Кроме того, руководитель имеет возможность автономно принимать решения реализации оперативно – розыскных функций.