Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (Теоретические аспекты влияния сюжетно-ролевой игры дошкольников на развитие их личности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
Завершение игры: положительная оценка, анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений [28, с. 182].
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог формирует личность ребёнка, её духовную и общественную направленность. Руководство сюжетно – ролевыми играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.
2. Педагогический проект «Учи играя»
Согласно задачам данной курсовой работы, мною был разработан и реализован проект под названием «Учи играя» на базе МАУСОШ № 8 с УИМ и АЯ г. Боровичи. Так же мною были разработаны сюжетно – ролевые игры «Аэропорт», «Кафе – пиццерия», «Батискаф». Данные игры способствуют развитию личности детей старшего дошкольного возраста.
Новизна опыта заключается в комбинировании игровых технологии при проведении непосредственной образовательной деятельности. В сюжетно-ролевых играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.
Актуальность проекта
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.
Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, то есть приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Реализация проекта проходила на базе МАУСОШ № 8 с УИМ и АЯ г. Боровичи с группой детей старшего дошкольного возраста в количестве 10-ти человек. Проект разработан сроком на 6 месяцев.
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста, является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные качества, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Через игру дети знакомятся с современными профессиями: «Курьер», «Администратор», с новыми современными атрибутами: меню «Кухня мира», «Безналичный расчет», «Книга жалоб и предложений». Сюжетно-ролевая игра способствует развитию речевых навыков и умений. Дети в игре разговаривают с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению самолета, поезда и так далее.
Сюжетно – ролевая игра «Аэропорт».
Цель: учить детей выполнять определенную роль в игре: летчиков, техников, диспетчеров, стюардесс, таможенников. Учить взаимодействию в сюжете. Выполнять постепенно усложняющиеся правила: развивать речевую активность детей, согласовывать действия со словами.
Задачи:
- Закрепить знания детей об уже известных профессиях (кассир, продавец, буфетчица, фармацевт, шофер);
- Развивать представление о новых профессиях (стюардесса, диспетчер, летчик, техник, бензозаправщик);
- Расширять представления об окружающем мире (знакомить с новыми странами);
- Знакомить детей с работой аэропорта и его назначением (таможенный контроль, диспетчерская вышка, регистрация на рейс, регистрация багажа, ремонт самолетов, аптеки, кафе-буфет, аэродром со взлетными полосами);
- Закрепить знания детей о воздушном транспорте (самолеты бывают грузовые, пассажирские, чартерные, военные, спасательные);
- Закрепить обобщающие понятия (аэродром, багаж, аптека, кафе );
- Закрепить знания детей о правилах поведения в общественных местах;
- Обогатить словарный запас: таможенник, стюардесса, техники, бензозаправщики, шасси, трап, борт(самолета), пилотка, штурвал, турбулентность, магнитная лента ( Приложение 3).
- Воспитывать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры. (Распределять роли по считалке)
- Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Предварительная работа:
1.Просмотр видеосюжета об аэропорте. Просмотр мультфильма «Будни аэродрома».
2.Беседа с детьми о своих впечатлениях «Когда я был в аэропорту», «Мы летали отдыхать».
3.Чтение стихотворений:
- из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Аэропорт»)
- из книги И. Винокурова «Самолет летит» («На аэродроме», «Кто водит самолеты»).
- стихи «Я сегодня самолет» Ростислав Медведь.
- загадки.
4.Просмотр иллюстративного материала, изображающего летящий самолет, самолет на аэродроме, самолет с сидящим летчиком, беседа с детьми по содержанию рассмотренных картинок.
5.Беседа о профессии летчик, о качествах личности присущих людям этой профессии.
6.Дидактические и словесные игры: «Кто лишний», «Да или нет», «Четвертый лишний», «Похож – не похож», «Найди пару».
7.Подвижная игра «Самолеты».
8.Создание коллажа «Аэропорт».
9. Рисование «Рекламные буклеты», «Вывески» (по замыслу).
10.Рассматривание необходимых для пилотов атрибутов Штурвала, наушников, спасательного жилета.
11.Изготовление с детьми атрибутов к игре.
12.Изготовление из строительного материала взлетной полосы. Конструирование самолета. Строить самолет из стульчиков, картона.
13.Консультация родителей на тему «Игрушки для развития» (Приложение 1).
Таблица 1
Сюжетно-ролевая игра «Аэропорт». Игровые роли и действия.
Сюжет |
Роли |
Атрибуты |
Игровые действия |
Речевые обороты |
Аэропорт |
Пассажиры (4 человека) |
Багаж: чемоданы сумки; кошельки; «деньги»; документы (паспорт) |
Обращаться за помощью в покупке билета на рейс самолета к кассиру. Обращаться за помощью в выборе лекарств к аптекарю аптечного киоска. Покупать продукты в буфете аэропорта. Общаться со стюардессой в выборе еды в самолете. |
Здравствуй, будьте так любезны… Подскажите пожалуйста, что лучше выбрать… Большое спасибо, Вы очень нам помогли. |
Агент по регистрации пассажиров и богажа. (1 человек) |
Телефон, ноутбук для регистрации пассажиров, «деньги», билеты, печать, ширма (прилавок) кассовый аппарат. |
Отвечать на звонки, вести регистрацию пассажиров, выдавать билеты, регистрировать багаж, приклеивать ярлык на багаж. |
Здравствуйте, чем я могу вам помочь? Предъявите свои документы… Вот ваша сдача. Счастливого полета. |
|
Техник- шофер (1 человек) |
Игрушки- инструменты: молоточки, гаечные ключи, отвертки. Машины каталки, трубки (скакалки) – шланги, руль, водительское удостоверение. |
Осматривать самолет, подкручивать гайки, простукивать корпус. Подъезжать к самолету на машинах – каталках. Вставлять трубки – шланги в топливный бак, заправлять самолет, проверять наполненность бака. Доставлять вещи в самолет. |
Шасси исправны. Двигателя работают. Самолет к полету готов… Топливный бак наполнен. Самолет к полету готов… |
|
Пилоты (2 человека) |
Пилотки, штурвал, наушники, бортовые приборы. |
Приветствовать пассажиров на борту самолета. Проверять исправность всех бортовых приборов. Следить за температурой за бортом и высотой полета. |
Наш экипаж рад приветствовать вас на борту нашего самолета. Температура за бортом… Наш полет продлится … часов, на высоте… Приятного полета! Запрашиваю разрешение на взлет. Убрать шасси, выпускаю закрылки. Приборы работают нормально. Не волнуйтесь, мы вошли в грозовую зону, поэтому самолет немного трясет. Во время взлета оставайтесь на своих местах. Скоро к вам подойдет стюардесса. Полет окончен, просим пройти к выходу. |
|
Стюардесса (2 человек) |
Косынка, тележки-каталки, подушки, посуда, продукты (игрушки) спасательные жилеты. |
Приветствовать пассажиров на борту самолета. Проверка билетов. Объяснять где что лежит. Объяснять, как вести себя в самолете. Приносить напитки и еду. |
Предъявите свои билеты. Проходите на свои места. У каждого под сиденье находится спасательный жилет. В случае не предвиденной ситуации оденьте жилет на себя. Во время взлета и посадки ходить по самолету строго запрещено. Отключите свои телефоны. Пристегните ремни безопасности. Что вам предложить? Приятного аппетита. Располагайтесь поудобнее. |
|
Служба безопасности |
Бейджик, кепка, цветной скотч, рация, магнитная лента (дорожка здоровья) |
Приветствовать пассажиров. Осмотр личного багажа, досмотр пассажиров, проход через турникет, погрузка в машину. |
Здравствуй, будьте так любезны поставьте ваши вещи на транспортную ленту. Пройдите через турникет. Большое спасибо. Откройте ваш чемодан. Эти предметы провозить нельзя. Все в порядке. Вы можете пройти в зал ожидания. Счастливого пути. |
|
Диспетчер |
Рация, наушники, приборы. |
Дать разрешение на взлет. Следить за полетом самолета по приборам. Следить за погодными условиями. Дать разрешение на посадку. |
Борт ТУ134самолет требует заправки топливом. Борт ТУ 134 самолет готов к взлету. Займите 4 полосу. Борт ТУ 134 как проходит полет. Борт ТУ134 посадку разрешаю. |
|
Аптека |
Фармацевт |
Прилавок, «деньги», медикаменты, кассовый аппарат, халат, мед. шапочка. |
Выслушивать покупателей киоска, отпускать (продавать) лекарства. Давать рекомендации по приему лекарств. |
Здравствуйте, что вы хотите купить? Я бы вам посоветовала…Это очень хорошие таблетки. Таблетки следует принимать до еды, запивая водой. Сумма вашей покупки… Спасибо за покупку |
Буфет |
Буфетчица |
Фартук, колпак, прилавок, столики и стулья, подносы, посуда, продукты (муляжи - игрушки), деньги, кассовый аппарат. |
Выслушивать покупателей, отпускать (продавать) приготовленную пищу и напитки Давать рекомендации по выбору блюда. |
Здравствуйте, что вы хотите купить? Я бы вам посоветовала… Попробуйте вот эти булочки, их только что испекли. Это очень вкусно. Сумма вашей покупки… Спасибо за покупку… |
Сюжетно – ролевая игра «Батискаф»
Цель: учить детей выполнять определенную роль в игре: капитана батискафа, исследователей глубин, аквалангиста, медработника, гида. Учить взаимодействию в сюжете. Выполнять постепенно усложняющиеся правила: развивать речевую активность детей, согласовывать действия со словами.
Задачи:
- Закрепить знания детей об уже известных профессиях (медсестры), развивать представление о новых профессиях (капитана, гида, исследователях, аквалангист).
- Закрепление знаний у детей о рыбах (пресноводные).
- Помочь детям запомнить особенности внешнего вида, разнообразие названий рыб и их детёнышей.
- Учить выделять характерные особенности пресноводных рыб.
- Формировать знания детей о пресноводных рыбах родного края.
- Расширять представления об окружающем мире.
- Закреплять знания детей о батискафе (отличие батискафа от подводной лодки).
- Закреплять счетные навыки (при отсчете при погружении).
- Закрепить обобщающие понятия (речные обитатели).
- Закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах.
- Создать условия для изготовления атрибутов (пульт управления, фотоаппараты, медикаменты, ласты, акваланг, компасы, бинокли, карты).
- Обогащать словарный запас: шлюз, иллюминатор, аквалангист, водолаз, давление, балласт, гондола, снаряжение, акваланг.
- Активизировать словарь детей: Байкал, глубина, погружение, всплытие, открытие, исследование, трос, дно.
- Развивать диалогическую речь.
- Воспитывать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры. (Распределять роли по считалке).
- Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Предварительная работа:
1.Просмотр познавательного мультфильма «Батискаф»
2.Беседа с детьми «Какие озера вы знаете?», «На каком озере вы бывали?» «Что мы знаем о рыбах», «Почему рыбы живут в разных водоёмах?». Беседа о пользе рыб для человека, о редких рыбах, занесённых в Красную книгу, о природоохранной деятельности человека по отношению к водоёмам, в которых водятся рыбы.
3.Свободное общение.
4.Рассказы из личного опыта: «Как я с папой был на рыбалке».
5.Рассматривание иллюстраций с изображением различных рыб. Описательные рассказы о внешнем виде рыб. Использовать в речи прилагательных (хищная, глубоководная, изумительная, быстрая, ловкая и т.д.), глаголов-действий (ныряет, прыгает, плавает, извивается, заглатывает и т.д.)
6.Дидактические игры «Назови ласково», «Где спряталась рыбка?», «Узнай по описанию», «Кто какой окраски?» «Чьи хвосты?», «Назови части тела рыбы».