Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (Теоретические аспекты влияния сюжетно-ролевой игры дошкольников на развитие их личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Завершение игры: положительная оценка, анализ ролевых и товарищеских взаимоотношений [28, с. 182].

Таким образом, сюжетно-ролевая игра  является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог  формирует личность ребёнка, её духовную и общественную направленность. Руководство сюжетно – ролевыми играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

2. Педагогический проект «Учи играя»

Согласно задачам данной курсовой работы, мною был разработан и реализован проект под названием «Учи играя» на базе МАУСОШ № 8 с УИМ и АЯ г. Боровичи. Так же мною были разработаны сюжетно – ролевые игры «Аэропорт», «Кафе – пиццерия», «Батискаф». Данные игры способствуют развитию личности детей старшего дошкольного возраста.

Новизна опыта заключается в комбинировании игровых технологии при проведении непосредственной образовательной деятельности. В сюжетно-ролевых играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.

Актуальность проекта

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении принуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.


Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, то есть приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Реализация проекта проходила на базе МАУСОШ № 8 с УИМ и АЯ г. Боровичи с группой детей старшего дошкольного возраста в количестве 10-ти человек. Проект разработан сроком на 6 месяцев.

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста, является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные качества, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль, успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Через игру дети знакомятся с современными профессиями: «Курьер», «Администратор», с новыми современными атрибутами: меню «Кухня мира», «Безналичный расчет», «Книга жалоб и предложений». Сюжетно-ролевая игра способствует развитию речевых навыков и умений. Дети в игре разговаривают с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению самолета, поезда и так далее.

Сюжетно – ролевая игра «Аэропорт».

Цель: учить детей выполнять определенную роль в игре: летчиков, техников, диспетчеров, стюардесс, таможенников. Учить взаимодействию в сюжете. Выполнять постепенно усложняющиеся правила: развивать речевую активность детей, согласовывать действия со словами.


Задачи:

  • Закрепить знания детей об уже известных профессиях (кассир, продавец, буфетчица, фармацевт, шофер);
  • Развивать представление о новых профессиях (стюардесса, диспетчер, летчик, техник, бензозаправщик);
  • Расширять представления об окружающем мире (знакомить с новыми странами);
  • Знакомить детей с работой аэропорта и его назначением (таможенный контроль, диспетчерская вышка, регистрация на рейс, регистрация багажа, ремонт самолетов, аптеки, кафе-буфет, аэродром со взлетными полосами);
  • Закрепить знания детей о воздушном транспорте (самолеты бывают грузовые, пассажирские, чартерные, военные, спасательные);
  • Закрепить обобщающие понятия (аэродром, багаж, аптека, кафе );
  • Закрепить знания детей о правилах поведения в общественных местах;
  • Обогатить словарный запас: таможенник, стюардесса, техники, бензозаправщики, шасси, трап, борт(самолета), пилотка, штурвал, турбулентность, магнитная лента ( Приложение 3).
  • Воспитывать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры. (Распределять роли по считалке)
  • Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Предварительная работа:

1.Просмотр видеосюжета об аэропорте. Просмотр мультфильма «Будни аэродрома».

2.Беседа с детьми о своих впечатлениях «Когда я был в аэропорту», «Мы летали отдыхать».

3.Чтение стихотворений:

- из книги Б. Житкова «Что я видел?» («Аэропорт»)

- из книги И. Винокурова «Самолет летит» («На аэродроме», «Кто водит самолеты»).

- стихи «Я сегодня самолет» Ростислав Медведь.

- загадки.

4.Просмотр иллюстративного материала, изображающего летящий самолет, самолет на аэродроме, самолет с сидящим летчиком, беседа с детьми по содержанию рассмотренных картинок.

5.Беседа о профессии летчик, о качествах личности присущих людям этой профессии.

6.Дидактические и словесные игры: «Кто лишний», «Да или нет», «Четвертый лишний», «Похож – не похож», «Найди пару».    

7.Подвижная игра «Самолеты».

8.Создание коллажа «Аэропорт».

9. Рисование «Рекламные буклеты», «Вывески» (по замыслу).

10.Рассматривание необходимых для пилотов атрибутов Штурвала, наушников, спасательного жилета.

11.Изготовление с детьми атрибутов к игре.

12.Изготовление из строительного материала взлетной полосы. Конструирование самолета. Строить самолет из стульчиков, картона.

13.Консультация родителей на тему «Игрушки для развития» (Приложение 1).

Таблица 1

Сюжетно-ролевая игра «Аэропорт». Игровые роли и действия.


Сюжет

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Аэропорт

Пассажиры

(4 человека)

Багаж: чемоданы сумки; кошельки; «деньги»; документы (паспорт)

Обращаться за помощью в покупке билета на рейс самолета к кассиру. Обращаться за помощью в выборе лекарств к аптекарю аптечного киоска. Покупать продукты в буфете аэропорта. Общаться со стюардессой в выборе еды в самолете.

Здравствуй, будьте так любезны… Подскажите пожалуйста, что лучше выбрать…

Большое спасибо, Вы очень нам помогли.

Агент по регистрации пассажиров и богажа.

(1 человек)

Телефон, ноутбук для регистрации пассажиров, «деньги», билеты, печать, ширма (прилавок) кассовый аппарат.

Отвечать на звонки, вести регистрацию пассажиров, выдавать билеты, регистрировать багаж, приклеивать ярлык на багаж.

Здравствуйте, чем я могу вам помочь?

Предъявите свои документы… Вот ваша сдача.

Счастливого полета.

Техник- шофер

(1 человек)

Игрушки- инструменты: молоточки, гаечные ключи, отвертки.

Машины каталки, трубки (скакалки) – шланги, руль, водительское удостоверение.

Осматривать самолет, подкручивать гайки, простукивать корпус.

Подъезжать к самолету на машинах – каталках. Вставлять трубки – шланги в топливный бак, заправлять самолет, проверять наполненность бака. Доставлять вещи в самолет.

Шасси исправны. Двигателя работают. Самолет к полету готов…

Топливный бак наполнен. Самолет к полету готов…

Пилоты

(2 человека)

Пилотки, штурвал, наушники, бортовые приборы.

Приветствовать пассажиров на борту самолета. Проверять исправность всех бортовых приборов. Следить за температурой за бортом и высотой полета.

Наш экипаж рад приветствовать вас на борту нашего самолета. Температура за бортом…

Наш полет продлится … часов, на высоте…

Приятного полета! Запрашиваю разрешение на взлет. Убрать шасси, выпускаю закрылки. Приборы работают нормально. Не волнуйтесь, мы вошли в грозовую зону, поэтому самолет немного трясет. Во время взлета оставайтесь на своих местах. Скоро к вам подойдет стюардесса. Полет окончен, просим пройти к выходу.

Стюардесса (2 человек)

Косынка, тележки-каталки, подушки, посуда, продукты (игрушки) спасательные жилеты.

Приветствовать пассажиров на борту самолета. Проверка билетов.

Объяснять где что лежит. Объяснять, как вести себя в самолете. Приносить напитки и еду.

Предъявите свои билеты. Проходите на свои места. У каждого под сиденье находится спасательный жилет. В случае не предвиденной ситуации оденьте жилет на себя. Во время взлета и посадки ходить по самолету строго запрещено. Отключите свои телефоны. Пристегните ремни безопасности. Что вам предложить? Приятного аппетита. Располагайтесь поудобнее.

Служба безопасности

Бейджик, кепка, цветной скотч, рация, магнитная лента (дорожка здоровья)

Приветствовать пассажиров. Осмотр личного багажа, досмотр пассажиров, проход через турникет, погрузка в машину.

Здравствуй, будьте так любезны поставьте ваши вещи на транспортную ленту. Пройдите через турникет. Большое спасибо. Откройте ваш чемодан. Эти предметы провозить нельзя. Все в порядке. Вы можете пройти в зал ожидания. Счастливого пути.

Диспетчер

Рация, наушники, приборы.

Дать разрешение на взлет. Следить за полетом самолета по приборам. Следить за погодными условиями. Дать разрешение на посадку.

Борт ТУ134самолет требует заправки топливом. Борт ТУ 134 самолет готов к взлету. Займите 4 полосу. Борт ТУ 134 как проходит полет. Борт ТУ134 посадку разрешаю.

Аптека

Фармацевт

Прилавок, «деньги», медикаменты, кассовый аппарат, халат, мед. шапочка.

Выслушивать покупателей киоска, отпускать (продавать) лекарства. Давать рекомендации по приему лекарств.

Здравствуйте, что вы хотите купить?

Я бы вам посоветовала…Это очень хорошие таблетки. Таблетки следует принимать до еды, запивая водой.

Сумма вашей покупки…

Спасибо за покупку

Буфет

Буфетчица

Фартук, колпак, прилавок, столики и стулья, подносы, посуда, продукты (муляжи - игрушки), деньги, кассовый аппарат.

Выслушивать покупателей, отпускать (продавать) приготовленную пищу и напитки Давать рекомендации по выбору блюда.

Здравствуйте, что вы хотите купить?

Я бы вам посоветовала…

Попробуйте вот эти булочки, их только что испекли. Это очень вкусно.

Сумма вашей покупки…

Спасибо за покупку…


Сюжетно – ролевая игра «Батискаф»

Цель: учить детей выполнять определенную роль в игре: капитана батискафа, исследователей глубин, аквалангиста, медработника, гида. Учить взаимодействию в сюжете. Выполнять постепенно усложняющиеся правила: развивать речевую активность детей, согласовывать действия со словами.

Задачи:

  • Закрепить знания детей об уже известных профессиях (медсестры), развивать представление о новых профессиях (капитана, гида, исследователях, аквалангист).
  • Закрепление знаний у детей о рыбах (пресноводные).
  • Помочь детям запомнить особенности внешнего вида, разнообразие названий рыб и  их детёнышей.
  • Учить выделять характерные особенности пресноводных рыб.
  • Формировать знания детей о пресноводных рыбах родного края.
  • Расширять представления об окружающем мире.
  • Закреплять знания детей о батискафе (отличие батискафа от подводной лодки).
  • Закреплять счетные навыки (при отсчете при погружении).
  • Закрепить обобщающие понятия (речные обитатели).
  • Закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах.
  • Создать условия для изготовления атрибутов (пульт управления, фотоаппараты, медикаменты, ласты, акваланг, компасы, бинокли, карты).
  • Обогащать словарный запас: шлюз, иллюминатор, аквалангист, водолаз, давление, балласт, гондола, снаряжение, акваланг.
  • Активизировать словарь детей: Байкал, глубина, погружение, всплытие, открытие, исследование, трос, дно.
  • Развивать диалогическую речь.
  • Воспитывать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры. (Распределять роли по считалке).
  • Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Предварительная работа:

1.Просмотр познавательного мультфильма «Батискаф»

2.Беседа с детьми «Какие озера вы знаете?», «На каком озере вы бывали?» «Что мы знаем о рыбах», «Почему рыбы живут в разных водоёмах?». Беседа о пользе рыб для человека, о редких рыбах, занесённых в Красную книгу, о природоохранной деятельности человека по отношению к водоёмам, в которых водятся рыбы.

3.Свободное общение.

4.Рассказы из личного опыта:  «Как я с папой был на рыбалке».

5.Рассматривание иллюстраций с изображением различных рыб. Описательные рассказы о внешнем виде рыб. Использовать в речи  прилагательных (хищная, глубоководная, изумительная, быстрая, ловкая и т.д.), глаголов-действий (ныряет, прыгает, плавает, извивается, заглатывает и т.д.)

6.Дидактические игры «Назови ласково», «Где спряталась рыбка?», «Узнай по описанию», «Кто какой окраски?» «Чьи хвосты?», «Назови части тела рыбы».