Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (Теоретические аспекты влияния сюжетно-ролевой игры дошкольников на развитие их личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что игры сопровождают ребенка на протяжении всего периода детства. Важную роль в развитии детей играет организация игровой деятельности в детских дошкольных учреждениях. Игра занимает заметное место в системе эстетического, трудового, нравственного, физического и интеллектуального воспитания детей дошкольного возраста. Она удовлетворяет его социальные нужды и личные интересы, повышает жизненный тонус ребенка, активизирует его работу. В детских садах игровая деятельность должна составлять комплекс игр, которые направлены на физическое и интеллектуальное развитие детей. Развитие детей в игровой деятельности – одно из важнейших предназначений игры.

Дошкольное детство - первый период психического развития детей и поэтому самый ответственный, так как именно в это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности ребенка, его познавательных процессов и различных видов деятельности.

Именно в этом возрасте взрослые находятся с ребенком в самых близких отношениях, принимают в его развитии самое активное участие. Ребенок активно изучает окружающий его мир, подражая взрослым, поэтому для правильного формирования личностного развития дошкольника взрослым, которые находятся рядом с ним, будь то педагог, воспитатель или родители, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка и особенности ведущего типа его деятельности.

Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Сюжетно-ролевая игра способствует формированию способностей детей, их познавательной деятельности и воображения, воли и властвования собой. Ребенок учится в игре и, овладевая ролью, также учится понимать другого человека и входить в его положение, что также важно для жизни в обществе.

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.


Таким образом, актуальность и значимость обусловило выбор темы моей курсовой работы: «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста».

Объект исследования - личностное развитие старшего дошкольника.

Предмет исследования - роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности старшего дошкольника.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой сюжетно-ролевая игра в процессе воспитания и обучения активизирует и формирует личностное развитие ребенка, и этот процесс будет более результативным, если будет носить целенаправленный и систематический характер.

Цель исследования – выявить влияние сюжетно - ролевой игры на развитие личности детей старшего дошкольного возраста.

Развитие детей дошкольного возраста путем сюжетно – ролевой игры будет эффективно если:

– процесс обучения детей старшего дошкольного возраста будет проходить с учетом современных требований педагогики и психологии;

– процесс обучения будет направлен на возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста;

– будут созданы условия и развивающаяся среда в группе детского сада и всего дошкольного учреждения.

Задачи исследования:

  1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования сюжетно – ролевых игр как средства развития личности ребенка-дошкольника.
  2. изучить особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста.
  3. рассмотреть сюжетно-ролевую игру, ее роль в развитии личности старшего дошкольника.
  4. исследовать эффективность использования сюжетно – ролевых игр в процессе формирования личности старшего дошкольника.
  5. показать эффективность использования сюжетно – ролевых игр в развитии личности старшего дошкольника.
  6. соотнести результаты теоретического и практического исследования и на этой основе подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы; эмпирические: анкетирование и тестирование, обработка данных: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Большинство психологов и педагогов считают, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста - это игра (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Эти ученые отмечают ее важную роль в формировании психики ребенка и считают, что игра - это основа всего последующего развития ребенка, так как именно в игре ребенок обретает первоначальный опыт и развивает физические и духовные силы и способности, которые понадобятся ему для последующей жизни в обществе.


Развитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечественной психологии. Поставленная Л.С. Выготским задача создания новой теории игры получило детализацию в работах виднейших отечественных психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования.

В первой главе рассматриваются теоретические основы использования сюжетно-ролевых игр  в развитии личности дошкольников, отмечается значение сюжетно-ролевых игр  в воспитании дошкольников, указываются  особенности умственного развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста, а так же отражается использование сюжетно-ролевых игр в умственном и нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста

Во второй главе проводится реализация проекта « Учи играя» на базе МАУСОШ № 8 с УИМ и АЯ г. Боровичи по эффективности использования сюжетно-ролевых игр как средства развития личности детей старшего дошкольного возраста, анализируется внедрение комплекса сюжетно – ролевых игр в процессе развития детей данной группы, подводятся итоги.

Научная новизна состоит в том, что в работе структурирован теоретический материал по вопросу организации деятельности воспитателя по проведению сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста с учетом индивидуальных особенностей детей.

Теоретическая значимость заключается в том, что данное исследование широко раскрывает проблему развития личности детей старшего дошкольного возраста путем использования сюжетно-ролевых игр.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы в практической деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений по личностному развитию детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр.

1.Теоретические аспекты влияния сюжетно-ролевой игры дошкольников на развитие их личности

    1. Сюжетно-ролевая игра в педагогике


Дошкольный период — самое важное время для развития личности. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде и выделить свое Я среди других. Именно в эти годы ребенок получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок получает знания и отрабатывает навыки общения, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Игра становится для дошколёнка лучшим способом усвоения информации и общественного опыта [22, с.32].

В педагогической теории игры особое внимание уделяется изучению игры как средству воспитания. Игра довольно увлекательное занятие для ребенка, а также важнейшее средство его воспитания и развития. Игра — самое главное занятие в жизни детей. А игры, которые они создают самостоятельно, занимают совершенно особое место, называются они сюжетно-ролевыми. Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра — это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения [32, с.30].

Играя в сюжетно-ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.


Наблюдая за детской игрой, можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру — ведь в игре он наделен силой, которой лишен в реальном мире. Также наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Это следует учитывать нам воспитателям, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло [1, с.22].

Возможности сюжетно-ролевой игры расширяют мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. В данном виде игры развивается способность к воображению, образное мышление.

Использование игры в процессе воспитания детей связано с ее

определяющим значением для формирования самых существенных психических образований, подготавливающих переход ребенка на новую, следующую ступень развития [10, с.144].

Организация взаимодействия детей в форме игры становится возможным только по мере того, как в возрастном и индивидуальном развитии ребенка формируется сама игра в ее характерных проявлениях. Она появляется у ребенка не самопроизвольно. По мнению Н.П. Аникеева, для данного новообразования нужен целый ряд внешних условий: наличие внешних впечатлений, предметов и игрушек, тесный контакт со взрослым, при котором значительное место занимают игровые ситуации.

В представлении Ф. Фребеля, игра, как естественная активность ребенка, выражает его внутренний мир и в то же время, как универсальное средство развития, репрезентирует многообразие внешнего мира [4, с.62].

По мнению Д.Б Эльконина, игра является первой школой воли ребенка, именно в ней впервые проявляется способность добровольно, по собственной инициативе выполнять различные правила. Приоритет игры в воспитании дошкольников, по сравнению с другими средствами нравственного воспитания, заключается в том, что она является «школой морали в действии, а не только в представлении».

Игра создает оптимальные условия для организации двигательных действий дошкольников. Когда ребенок берет на себя определенную роль, он осознанно и добровольно воспроизводит движения, характерные для изображаемого персонажа [17, с.162].