Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (Теоретические аспекты влияния сюжетно-ролевой игры дошкольников на развитие их личности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 3
7.Наблюдения за аквариумными рыбками, беседы после наблюдений «Кто в аквариуме живёт?», «Как рыбка плавает и дышит?», «Зачем рыбке глаза?».
8.Чтение художественной литературы
9.Чтение стихов о рыбах и рассматривание иллюстраций по теме.
Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», И.Крылов «Лебедь, щука и рак», Г-Х. Андерсен «Русалочка», Н.Носов « Карасик», К.Бальмонт «Золотая рыбка»,
10.Отгадывание и составление описательных загадок самими детьми. Загадки-описания по теме.
11.Рассматривание иллюстративного материала, изображающего батискаф, погружение батискафа, капитана, управляющего батискафом, пульт управления батискафа, аквалангиста под водой, беседа с детьми по содержанию рассмотренных картинок.
12.Беседа о профессии капитана, о качествах личности присущих людям этой профессии
13.Подвижная игра «Водолаз»
14.Создание коллажа «Пресноводные рыбы»
15. Рисование «Батискаф на дне озера», «Рыбы» (по замыслу);
16.Рассматривание необходимых для капитана атрибутов пульт управления, маски, ласты, спасательного жилета, акваланг.
17. Изготовление с детьми атрибутов к игре: маски, ласты, акваланг, фотоаппараты, компасы, бинокли, пульт управления, медикаменты.
18.Изготовление из строительного материала корпус батискафа. Строить батискаф из стульчиков, картона.
19. Анкетирование родителей (Приложение 2).
Таблица 2
Сюжетно-ролевая игра «Батискаф». Игровые роли и действия.
Сюжет |
Роли |
Атрибуты |
Игровые действия |
Речевые обороты |
Погружение на дно |
Капитан |
Фуражка, бинокль, компас, кнопки пульта управления. |
Приветствовать пассажиров на борту батискафа. Проверять исправность всех бортовых приборов. Следить за температурой за бортом и глубиной погружения. |
Я капитан батискафа, рад приветствовать вас у уважаемые исследователи. Сейчас мы будем погружаться на дно озера Бойкал. Мы будем погружаться на глубину 400 метров. Во время погружения оставайтесь на своих местах. На протяжении нашего путешествия с вами будет работать наш мед. работник. Приятного путешествия! Мы будем находиться под водой 20 минут. Внимание, займите свои места. Мы всплываем. Погружение окончено, просим пройти к шлюзу. Надеемся вам понравилось, будем рады вас видеть ещё. |
Медсестра |
Мед.чемодан, медикаменты, халат, мед. шапочка. |
Провести инструктаж о возможном плохом самочувствии во время погружения. Осмотр туристов, предлагать свою помощь, оказывать помощь. Раздача таблеток. |
Уважаемые исследователи! На протяжении нашего путешествия, я буду находиться с вами рядом. Если вы почувствуете плохо сразу сообщите мне. Я помогу вам. Во время погружения вас может немного укачивать, кружиться голова, звенеть в ушах. По этому примите вот эти таблетки, они помогут вам. |
|
Гид |
Бейджик, указка, карта |
Привлекать внимание исследователей, проводить подводную экскурсию. |
Уважаемые исследователи, обратите внимания! Посмотрите через отверстия иллюминатора. Вы видите, как мимо проплывает стайка рыб. Это … А вот и золотой карась. Посмотрите, как рыбы откладывают свои икринки. (все речевые обороты сопровождаются видеоматериалом) |
|
Туристы- исследователи |
Сумки, кошельки, деньги, паспорт, фотоаппараты |
Занимают свои места, задают вопросы, переговариваются между собой, зовут медсестру чтобы измерить давление и принять лекарство. |
Скажите пожалуйста, сколько времени мы будем под водой? На какую глубину мы будем погружаться? Это не опасно? Что делать ели что ни будь случится? Позовите медсестру! У меня кружиться голова, можно мне померить давление. Посмотрите вон там в дали за камнями прячется сом. Посмотрите какие у него длинные усы и т.д. |
|
Аквалангист |
Маска, ласты, акваланг, спасательный жилет. |
Проводить инструктаж (как пользоваться аквалангом). Отвечать на вопросы исследователей. |
Уважаемые исследователи вам нечего опасаться. В случае не предвиденной ситуации, если возникнут трудности я смогу их устранить. Сейчас я расскажу, как правильно пользоваться аквалангом. Сначала нужно одеть ласты патом баллоны с кислородом, патом уже маску. Кислорода хватит на 1 час. |
В ходе реализации проекта был собран и систематизирован материал по теме проекта, сформированы знания у большинства детей о разнообразии профессий, их специфике работы. Дети научились самостоятельно распределять роли между собой, подбирать необходимые атрибуты. Дошкольники научились составлять рассказы по опорным схемам. При длительной работе с родителями у них появился интерес к созданию атрибутов для проведения сюжетно – ролевых игр.
В практике работы, я убедилась, что сюжетно - ролевая игра решает не только воспитательные и развивающие задачи, но и образовательные, а также и коррекционные.
При реализации проекта я учила детей совместно обсуждать замысел игры, учитывая точку зрения друг друга, достигать общего решения. В процессе игры моделируются разнообразные взаимоотношения между детьми, совершенствуются умения совместно строить и творчески развивать сюжет игры. Я заметила, что ребята проявляют стремление как можно больше узнать о том, во что они играют, пытаются комбинировать в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Речь занимает все большее место в реализации роли, которая обозначается словом. Через речь раскрывается сущность ролевых отношений, часто заменяются игровые действия. В процессе игры у детей создаются предпосылки для развития правильных суждений, особенно в тех случаях, когда они оперируют знакомым материалом.
Педагог является всегда непременным участником сюжетно-ролевой игры. Необходимо учитывать, что дети быстро утомляются в игре: я руковожу игрой, переключаю детей с одних движений на другие, чередуя подвижную и спокойную деятельность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а главное – от речевых возможностей каждого. Каждый раз я расширяю сюжет игры с помощью вопросов. Обновляя и расширяя сюжеты ролевых игр, я решаю задачу совершенствования навыков правильного звукопроизношения, обогащения лексического и грамматического строя речи детей. Также в игре использую предметы заместители, способствую развитию творчества и воображения. В игре я старалась быть настоящим партнером ребенку, целенаправленно и ненавязчиво развивая его и корригируя выявленные недостатки его игровой деятельности.
В соответствии с целью и задачами проекта «Учи играя» можно сделать вывод, что личностное развитие детей дошкольного возраста - актуальная задача дошкольной педагогики, так как дошкольное детство - первый период психического развития детей и поэтому самый ответственный, так как этот возрастной период является первоначальным становлением личности: возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, соподчинение мотивов и самосознание.
Используя различные сюжетно – ролевые игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Заключение
Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Так же особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом. Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности так как в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.
Технология самостоятельной деятельности становится одной из
ведущих стратегий развития и обучения детей и одним из вариантов
качественного изменения содержания образования, выявляющей принципы и
способы создания образовательного пространства, способствующего
личностному росту ребенка.
Технология самостоятельной деятельности становится одной из ведущих стратегий развития и обучения детей и одним из вариантов качественного изменения содержания образования, выявляющей принципы и способы создания образовательного пространства, способствующего личностному росту ребенка.
Технология самостоятельной деятельности становится одной из
ведущих стратегий развития и обучения детей и одним из вариантов
качественного изменения содержания образования, выявляющей принципы и
способы создания образовательного пространства, способствующего
личностному росту ребенка
Таким образом, проследив развитие теорий об игровой деятельности ребенка в истории педагогики, основные игровые теории современной педагогики, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников можно прийти к следующим выводам.
Игровая деятельность является основой развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.
Сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.
Проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.
Грамотное использование сюжетно-ролевых игр, именно в старшем дошкольном возрасте во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и наиболее быструю акклиматизацию в условиях начальной школы.
Проведенная работа дала положительные результаты.
По результатам работы можно сказать о целесообразности внедрения комплекса сюжетно - ролевых игр в обучение детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.
Список литературы
1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1972. 176 с.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М. : Просвещение, 1997. 27 с.
3. Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение ,1990. 107с.
4. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие. М. : ТЦ Сфера, 2007. 208 с.
5. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1989. 176 с.
6. Водопьянов Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. Дошкольное воспитание. М.: Просвещение,2000. 103 с.
7. Годинай Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1988. 73 с.
8. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. / Под ред. А.А.Столяра. М.: Просвещение, 1991. 69 с.
9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996. 544 с.
10. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. М. : Просвещение, 2002. 160 с.
11. Дыбина О. Т. Игра - путь к познанию предметного мира. Дошкольное воспитание. 2000. 45 с.
12. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1992. 57 с.
13. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. М.: 1996.49 с.
14. Запорожец А. В. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1978. 246 с.
15. Зебзеева В. А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО . М. : ТЦ «Сфера», 2015. 128с.
16. Иванова, М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] //М. Ю. Иванова // http://www.improvement.ru/zametki/uprborb/index.shtm (дата обращения 07.09.2019)
17. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. 192 с.
18.Козлова, С.А., Куликова. Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 416 с.
19.Корнеева Г. А., Мусеибова Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». М.: 2000. 59 с.
20.Ляшко Т. Д. Игра, творчество, развитие. Дошкольное воспитание. М.: Просвещение , 1998. № 8. 45 с.
21. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. / Под ред.Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982г. 121 с.
22. Миленко В. К. Нужно ли учить детей играть. Дошкольное воспитание. М. : Просвещение . 2005. 119 с.
23. Метлина А.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984. 78 с.
24.Михайленко Н.А., Петрова О. К. К вопросу о строении игр с правилами. Дошкольное воспитание. М.: Просвещение. 1998. 26с.
25. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. Л.: 1990г. с. 24-37.
26. Поддьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1986. 298 с.
27. Сергеева Е. А. Картотека дидактических игр по ознакомлению детей 5–7 лет с окружающим миром. [Электронный ресурс] // Е. Сергеева // http://www.improvement.ru/zametki/uprborb/index.shtm (дата обращения 08.09.2019)
28. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры. М.: Просвещение, 1987. 182 с.
29. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 1988. 63 с
30. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. М.: Просвещение 1980. с.37-40.
31. Усова А. П. Обучение в детском саду. М. : Просвещение, 1972. 445 с.
32. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Просвещение, 2000. 264 с.
Приложение 1
Консультация родителей
Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было как можно больше разнообразных игр и игрушек, которые надо осознанно выбирать, а не беспорядочно накапливать.
Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские постройки и конструкции. За неимением места для длительной демонстрации «празднуйте результат» (награждайте автора аплодисментами, зарисовывайте его постройку и т.п.) – и только после этого убирайте игрушки для хранения.