Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста (Теоретические аспекты влияния сюжетно-ролевой игры дошкольников на развитие их личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7.Наблюдения за аквариумными рыбками, беседы после наблюдений «Кто в аквариуме живёт?», «Как рыбка плавает и дышит?», «Зачем рыбке глаза?».

8.Чтение художественной литературы

9.Чтение стихов о рыбах и рассматривание иллюстраций по  теме.

Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», И.Крылов «Лебедь, щука и рак», Г-Х. Андерсен «Русалочка», Н.Носов « Карасик», К.Бальмонт «Золотая рыбка»,

10.Отгадывание и составление описательных загадок самими детьми. Загадки-описания по теме.

11.Рассматривание иллюстративного материала, изображающего батискаф, погружение батискафа, капитана, управляющего батискафом, пульт управления батискафа, аквалангиста под водой, беседа с детьми по содержанию рассмотренных картинок.

12.Беседа о профессии капитана, о качествах личности присущих людям этой профессии

13.Подвижная игра «Водолаз»

14.Создание коллажа «Пресноводные рыбы»

15. Рисование «Батискаф на дне озера», «Рыбы» (по замыслу);

16.Рассматривание необходимых для капитана атрибутов пульт управления, маски, ласты, спасательного жилета, акваланг.

17. Изготовление с детьми атрибутов к игре: маски, ласты, акваланг, фотоаппараты, компасы, бинокли, пульт управления, медикаменты.

18.Изготовление из строительного материала корпус батискафа. Строить батискаф из стульчиков, картона.

19. Анкетирование родителей (Приложение 2).

Таблица 2

Сюжетно-ролевая игра «Батискаф». Игровые роли и действия.

Сюжет

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Погружение

на дно

Капитан

Фуражка, бинокль, компас,

кнопки пульта управления.

Приветствовать пассажиров на борту батискафа. Проверять исправность всех бортовых приборов. Следить за температурой за бортом и глубиной погружения.

Я капитан батискафа, рад приветствовать вас у уважаемые исследователи. Сейчас мы будем погружаться на дно озера Бойкал. Мы будем погружаться на глубину 400 метров. Во время погружения оставайтесь на своих местах. На протяжении нашего путешествия с вами будет работать наш мед. работник. Приятного путешествия! Мы будем находиться под водой 20 минут. Внимание, займите свои места. Мы всплываем. Погружение окончено, просим пройти к шлюзу. Надеемся вам понравилось, будем рады вас видеть ещё.

Медсестра

Мед.чемодан, медикаменты, халат, мед. шапочка.

Провести инструктаж о возможном плохом самочувствии во время погружения. Осмотр туристов, предлагать свою помощь, оказывать помощь. Раздача таблеток.

Уважаемые исследователи! На протяжении нашего путешествия, я буду находиться с вами рядом. Если вы почувствуете плохо сразу сообщите мне. Я помогу вам. Во время погружения вас может немного укачивать, кружиться голова, звенеть в ушах. По этому примите вот эти таблетки, они помогут вам.

Гид

Бейджик, указка, карта

Привлекать внимание исследователей, проводить подводную экскурсию.

Уважаемые исследователи, обратите внимания! Посмотрите через отверстия иллюминатора. Вы видите, как мимо проплывает стайка рыб. Это … А вот и золотой карась. Посмотрите, как рыбы откладывают свои икринки. (все речевые обороты сопровождаются видеоматериалом)

Туристы- исследователи

Сумки, кошельки, деньги, паспорт, фотоаппараты

Занимают свои места, задают вопросы, переговариваются между собой, зовут медсестру чтобы измерить давление и принять лекарство.

Скажите пожалуйста, сколько времени мы будем под водой? На какую глубину мы будем погружаться? Это не опасно? Что делать ели что ни будь случится? Позовите медсестру! У меня кружиться голова, можно мне померить давление. Посмотрите вон там в дали за камнями прячется сом. Посмотрите какие у него длинные усы и т.д.

Аквалангист

Маска, ласты, акваланг, спасательный жилет.

Проводить инструктаж (как пользоваться аквалангом). Отвечать на вопросы исследователей.

Уважаемые исследователи вам нечего опасаться. В случае не предвиденной ситуации, если возникнут трудности я смогу их устранить. Сейчас я расскажу, как правильно пользоваться аквалангом. Сначала нужно одеть ласты патом баллоны с кислородом, патом уже маску. Кислорода хватит на 1 час.


В ходе реализации проекта был собран и систематизирован материал по теме проекта, сформированы знания у большинства детей о разнообразии профессий, их специфике работы. Дети научились самостоятельно распределять роли между собой, подбирать необходимые атрибуты. Дошкольники научились составлять рассказы по опорным схемам. При длительной работе с родителями у них появился интерес к созданию атрибутов для проведения сюжетно – ролевых игр.

В практике работы, я убедилась, что сюжетно - ролевая игра решает не только воспитательные и развивающие задачи, но и образовательные, а также и коррекционные.

При реализации проекта я учила детей совместно обсуждать замысел игры, учитывая точку зрения друг друга, достигать общего решения. В процессе игры моделируются разнообразные взаимоотношения между детьми, совершенствуются умения совместно строить и творчески развивать сюжет игры. Я заметила, что ребята проявляют стремление как можно больше узнать о том, во что они играют, пытаются комбинировать в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Речь занимает все большее место в реализации роли, которая обозначается словом. Через речь раскрывается сущность ролевых отношений, часто заменяются игровые действия. В процессе игры у детей создаются предпосылки для развития правильных суждений, особенно в тех случаях, когда они оперируют знакомым материалом.

Педагог является всегда непременным участником сюжетно-ролевой игры. Необходимо учитывать, что дети быстро утомляются в игре: я руковожу игрой, переключаю детей с одних движений на другие, чередуя подвижную и спокойную деятельность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, а главное – от речевых возможностей каждого. Каждый раз я расширяю сюжет игры с помощью вопросов. Обновляя и расширяя сюжеты ролевых игр, я решаю задачу совершенствования навыков правильного звукопроизношения, обогащения лексического и грамматического строя речи детей. Также в игре использую предметы заместители, способствую развитию творчества и воображения. В игре я старалась быть настоящим партнером ребенку, целенаправленно и ненавязчиво развивая его и корригируя выявленные недостатки его игровой деятельности.

В соответствии с целью и задачами проекта «Учи играя» можно сделать вывод, что личностное развитие детей дошкольного возраста - актуальная задача дошкольной педагогики, так как дошкольное детство - первый период психического развития детей и поэтому самый ответственный, так как этот возрастной период является первоначальным становлением личности: возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами, соподчинение мотивов и самосознание.


Используя различные сюжетно – ролевые игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.

Заключение

Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Так же особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры "рядом", в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом. Сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности так как в связи с развитием научно - технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей - задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

Технология самостоятельной деятельности становится одной из

ведущих стратегий развития и обучения детей и одним из вариантов

качественного изменения содержания образования, выявляющей принципы и

способы создания образовательного пространства, способствующего

личностному росту ребенка.

Технология самостоятельной деятельности становится одной из ведущих стратегий развития и обучения детей и одним из вариантов качественного изменения содержания образования, выявляющей принципы и способы создания образовательного пространства, способствующего личностному росту ребенка.

Технология самостоятельной деятельности становится одной из

ведущих стратегий развития и обучения детей и одним из вариантов

качественного изменения содержания образования, выявляющей принципы и

способы создания образовательного пространства, способствующего

личностному росту ребенка

Таким образом, проследив развитие теорий об игровой деятельности ребенка в истории педагогики, основные игровые теории современной педагогики, особенности формирования и развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников можно прийти к следующим выводам.

Игровая деятельность является основой развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.


Сюжетно-ролевые игры, вкупе с играми с правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной роли.

Проблема грамотного введения ребенка в ту или иную роль на сегодняшнем этапе представляется наиболее сложной из педагогических проблем, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной игровой деятельностью.

Грамотное использование сюжетно-ролевых игр, именно в старшем дошкольном возрасте во многом облегчит ребенку не только подготовку к школе в дальнейшем, но и наиболее быструю акклиматизацию в условиях начальной школы.

Проведенная работа дала положительные результаты.

По результатам работы можно сказать о целесообразности внедрения комплекса сюжетно - ролевых игр в обучение детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, задачи исследования решены, гипотеза подтверждена.

Список литературы

1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1972. 176 с.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М. : Просвещение, 1997. 27 с.

3. Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение ,1990. 107с.

4. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие. М. : ТЦ Сфера, 2007. 208 с.

5. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1989. 176 с.

6. Водопьянов Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. Дошкольное воспитание. М.: Просвещение,2000. 103 с.

7. Годинай Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1988. 73 с.

8. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. / Под ред. А.А.Столяра. М.: Просвещение, 1991. 69 с.

9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1996. 544 с.

10. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. М. : Просвещение, 2002. 160 с.

11. Дыбина О. Т. Игра - путь к познанию предметного мира. Дошкольное воспитание. 2000. 45 с.

12. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М.: Просвещение, 1992. 57 с.

13. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. М.: 1996.49 с.

14. Запорожец А. В. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1978. 246 с.

15. Зебзеева В. А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО . М. : ТЦ «Сфера», 2015. 128с.


16. Иванова, М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] //М. Ю. Иванова // http://www.improvement.ru/zametki/uprborb/index.shtm (дата обращения 07.09.2019)

17. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. 192 с.

18.Козлова, С.А., Куликова. Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 416 с.

19.Корнеева Г. А., Мусеибова Т. А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлении у детей дошкольного возраста». М.: 2000. 59 с.

20.Ляшко Т. Д. Игра, творчество, развитие. Дошкольное воспитание. М.: Просвещение , 1998. № 8. 45 с.

21. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. / Под ред.Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982г. 121 с.

22. Миленко В. К. Нужно ли учить детей играть. Дошкольное воспитание. М. : Просвещение . 2005. 119 с.

23. Метлина А.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984. 78 с.

24.Михайленко Н.А., Петрова О. К. К вопросу о строении игр с правилами. Дошкольное воспитание. М.: Просвещение. 1998. 26с.

25. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. Л.: 1990г. с. 24-37.

26. Поддьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1986. 298 с.

27. Сергеева Е. А. Картотека дидактических игр по ознакомлению детей 5–7 лет с окружающим миром. [Электронный ресурс] // Е. Сергеева // http://www.improvement.ru/zametki/uprborb/index.shtm (дата обращения 08.09.2019)

28. Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры. М.: Просвещение, 1987. 182 с.

29. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 1988. 63 с

30. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. М.: Просвещение 1980. с.37-40.

31. Усова А. П. Обучение в детском саду. М. : Просвещение, 1972. 445 с.

32. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Просвещение, 2000. 264 с.

Приложение 1

Консультация родителей

Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было как можно больше разнообразных игр и игрушек, которые надо осознанно выбирать, а не беспорядочно накапливать.

Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские постройки и конструкции. За неимением места для длительной демонстрации «празднуйте результат» (награждайте автора аплодисментами, зарисовывайте его постройку и т.п.) – и только после этого убирайте игрушки для хранения.