Файл: Социальное обеспечение и социальная защита инвалидов.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие пенсии по инвалидности
1.1. Понятие инвалидности, ее определение характеристика
1.2. Развития понятия инвалидности и пенсионного обеспечения по инвалидности в России
1.3 Анализ динамики пенсии по инвалидности
2. Правовой статус инвалида и классификация пенсий по инвалидности
2.1. Российская нормативная база пенсии по инвалидности
2.2.Особенности назначения пенсии по инвалидности
2.3 Виды и характеристика групп инвалидности
3 Характеристика пенсий по инвалидности, их размеры
3.1 Пенсии по I группе инвалидности
3.2 Особенности пенсионного обеспечения инвалидов II группы
3.3 Пенсии инвалидам III группы
Со второй половины XIX века «инвалидность» приобретает принципиально новое содержание. Это связано с развитием российского фабричного производства, котрое в реалиях того времени влекло значительный травматизм. Инвалидами стали называть рабочих, которые по причине производственной травмы или профессионального заболевания полностью, либо частично теряли возможность трудится и зарабатывать, что вызывало необходимость материальной компенсации за нарушение их здоровья и способности к труду.
В России в связи с интенсивным ростом численности рабочего класса возникли союзы рабочих, кассы взаимопомощи, которые осуществляли функцию добровольного страхования человека на случай болезни, безработицы или увечья. Позднее они стали оказывать помощь и хронически больным людям, потерявшим трудоспособность, которых стали называть инвалидами труда. Всё больше отходило на второй план военное значение термина «инвалид», и понятие инвалидности. Инвалидность, безусловно, приводит к изменению взаимоотношений в семье, быту, обыденных ситуациях, в трудовом коллективе, она не может, не затронут личности больного, не коснуться многообразной системы связей, соединяющих его с обществом.
Конец 1980-х годов привел к пересмотру многих положений советской системы обеспечения инвалидов, именно в это время стало очевидно, что инвалиды должны получать не минимальный социальный пакет, как-то обеспечивающий их существование, а такое обеспечение, котрое обеспечивало бы их полноценную жизнь. Иначе говоря во главу угла было поставлено нее выживание инвалидов, а их достойное существование 14, С.111.
Разносторонние научные исследования, анализ огромного опыта работы службы ВТЭ и учет международного воззрения обусловили разработку в России новой концепции теории инвалидности, методов её определения и оценки.
В соответствии с новыми подходами потребовалась трансформация ВТЭ в МСЭ (медицинская социальная экспертиза) с иным функциями и задачами, в том числе с установлением наличия тяжести инвалидности. Ведущее значение приобретает определение потребности инвалида в мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойкими расстройствами функций организма. МСЭ осуществляется на основании теоретических положений, методических и организационных принципов. Эти пожелания и принципы вытекают из того, на каком этапе политического, социально-экономического развития общества находится государство, также из современных научных и практических достижений различных клинических дисциплин.
Вопросы, стоящие в настоящий момент перед медико-социальной экспертизой, стали активно развиваться в России с начала XX века. 31 октября (13 ноября по новому стилю) 1918 года председателем Совета Народны Комисаров В. И. Лениным подписывается декрет «Положение о социальном обеспечении трудящихся». 6 июля 1928 года было утверждено «Положение о врачебно-трудовых комиссиях» и определен круг решаемых ими задач: установление наличия её возникновения, определение способов восстановления трудоспособности путём лечения, переобучения и дальнейшего протезирования инвалидов.
Основания для назначения и размер пенсии до 2001 года были привязаны к стажу работы, имеющемуся на день установления инвалидности и к причине ее наступления. Так более высокий размер устанавливался в случае наличия производственной травмы.
Начиная с 2001 года, пенсия по инвалидности устанавливается вне зависимости от причины. Устанавливается она только на то время, в течение которого человек признается инвалидом. Признание человека здоровым, то есть снятие группы инвалидности, влечет за собой потерю права на этот вид пенсии 10, С.16.
В течение шести лет, с 2003 по 2009 год, в России официально устанавливалась группа инвалидности, а также степень нетрудоспособности. Такая практика принята во всем мире. При этом инвалиду 1 группы могла быть установлена 3 или 2 степень ограничения к трудовой деятельности, а инвалидность могла быть установлена и вовсе без такого ограничения – в последнем случае право на пенсию отсутствовало. Но эта система не прижилась у нас в стране, и с 2010 года – вернулись к старому порядку. В настоящее время основанием для назначения пенсии является установленная группа инвалидности.
Таким образом, инвалидность определяется как стойкая неспособность человека участвовать в экономических процессов или участвовать в них с определенными ограничениями. Пенсионное обеспечение инвалидов формировалось в течении длительного времени, окончательно оно оформилось уже в независимой России, когда инвалиды получили дифференцированный социальный пенсионный пакет.
1.3 Анализ динамики пенсии по инвалидности
За последние почти 20 лет общее число инвалидов в Российской Федерации увеличилось почти на 3 млн. человек и по состоянию на 1 января 2017 г., по данным Росстата, составило 12,25 млн. человек - 11,9% от общей численности населения страны (146,8 млн. человек).
При этом ту или форму инвалидности имеют не менее 25% населения страдают различными расстройствами здоровья. В настоящее время инвалидизация граждан трудоспособного возраста, особенно среди первично освидетельствованных, значительна. Ежегодно в России статус инвалида приобретают более 2 млн. человек, из них около 700 тыс. человек - впервые, примерно половину которых составляют граждане трудоспособного возраста. Почти 80% инвалидов трудоспособного возраста не работают. Инвалиды как особая социальная категория людей нуждаются в значительных мерах социальной защиты. Эти виды помощи определены законодательством, однако, следует отметить, что данные нормативно-правовые акты касаются льгот, пособий, пенсий и др., направленных на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материального обеспечения. Вместе с тем люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в такой государственной поддержке, которая могла бы стимулировать их к общественно-полезной деятельности, подавляя иждивенческие настроения. По существу, речь идет о полноценной интеграции инвалидов в общество, которая является конечной целью их профессиональной реабилитации. В связи с этим в настоящее время в современной России назрела необходимость формирования научной концепции профессиональной реабилитации инвалидов, основанной на восстановлении социального и трудового статуса инвалидов и включения их в трудовую деятельность 15, С.603
Группа ученых (А. А. Шабунова, О. Н. Калачико-ва, Н. А. Кондакова и др.), исследовавших вопросы инвалидизации населения, пришли к выводу о том, что к 2030 году возможно увеличение численности инвалидов еще на 10%. В связи с этим проблема социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья становится наиболее важной и актуальной, а неизменно высокая их доля в общей структуре населения представляет собой устойчивую тенденцию и может оказывать негативное влияние на социально-экономическое развитие страны.
Важнейшим направлением реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья является профессиональная реабилитация, под которой принято понимать «многопрофильный комплекс мер, направленных на восстановление трудоспособности инвалида или приобретение им новых профессиональных навыков в доступных ему по состоянию здоровья условиях труда».
Профессиональная реабилитация инвалидов включает следующие мероприятия и услуги:
МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8. № 2. С. 330-336
Рисунок 1. Динамика численности инвалидов в Российской Федерации, тыс. человек
Государством определены комплекс реабилитационных мероприятий, гарантированных инвалидам федеральным и региональным законодательством и которые включают медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Комплексная профессиональная реабилитация, т.е. с их последующим трудоустройством, экономически выгодна государству. Проведение своевременной профессиональной ориентации и профессиональной подготовка является необходимым условием эффективной профессиональной реабилитации, так как именно они создают необходимый базис для реализации принципа равных возможностей инвалидов. Важно понимать, что средства, вложенные в профессиональное образование инвалидов, возвращаются государству через уплату налогов. Обучение и последующее рациональное трудоустройство позволит инвалидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечить им самостоятельных доход вне зависимости от государственной социальной помощи в виде пособий и пенсий 20 С. 59.
Профессиональную реабилитацию как составную часть комплексной, многопрофильной реабилитации можно рассматривать как систему и как процесс восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда, сущностными признаками которой являются одновременно системный и процессуальный подход.
Рассматривая профессиональную реабилитацию инвалидов с системных позиций, нам представляется целесообразным определить ее следующими положениями:
• система профессиональной реабилитации -есть сложная система, эффективность которой основывается на множестве факторов (политических, экономических. социальных, психологических, правовых и др.);
• это система, включающая управляемую и управляющую подсистемы, целевые установки, задачи, принципы, направления, формы и методы, критерии эффективности деятельности системы и др. системообразующие элементы;
• данная система является социальной структурой, воздействующей на личность с инвалидностью и общество и, прежде всего, на создание условий для полноценной интеграции инвалидов в сферу труда;
• система профессиональной реабилитации является подсистемой более высокого порядка, определяющей и реализующей социальную политику государства в отношении инвалидов;
Рисунок 2. Система интеграции инвалидов в сферу труда
На рис. 2 в общем виде представлена система интеграции инвалидов в сферу труда посредством комплексной реабилитации. 22, С.21
С другой стороны, вследствие многоплановости, сложности и многоаспектности профессиональной реабилитации инвалидов ее можно рассматривать как часть комплексной системы реабилитации инвалидов с аналогичными компонентами и элементами. Опираясь на данные представления, система профессиональной реабилитации инвалидов включает:
• концептуально-методологические основы;
• нормативно-правовой базис;
• научно-технические разработки;
• медико-социальную экспертизу;
• индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалидов (ИПРА);
• реабилитационную индустрию, включающую реабилитационно-восстановительные, реаби-литационно-образовательные, социальные, производственные учреждения и организации разной ведомственной подчиненности, где осуществляются различные по видам и задачам мероприятия профессиональной реабилитации;
• органы организации и координации системы реабилитации инвалидов;
• общественные организации инвалидов и др.
С концептуально-системных позиций в системе профессиональной реабилитации инвалидов можно выделить три иерархически соподчиненных, но относительно самостоятельных уровня: 1) государственно-региональный (макроуровень); 2) процессуально-технологический (мезоуровень); 3) индивидуальный (микроуровень). В свете ратификации Российской Федерацией в 2012 г. Конвенции ООН о правах инвалидов государством предпринимаются меры, направленные на полноценную интеграцию (реинтеграцию) инвалидов в социум. Концепция полноценной интеграции инвалидов в общество включает в себя следующие положения:
1. Люди с ограниченными возможностями здоровья должны жить в обычной среде и (при необходимой поддержке государства) вести полноценную жизнь наряду с обычными гражданами.
2. Инвалиды имеют право на получение гарантированной государством социальной помощи и реабилитации в обычных и специализированных учреждениях.
3. Люди с ограниченными возможностями здоровья принимают равноправное участие в социально-экономической жизни общества, включая реализацию права на достойный посильный труд.
4. Имеют равные обязанности с другими членами общества.
Тем не менее на пути интеграции в сферу труда инвалиды сталкиваются с различными барьерами. Для сравнения у инвалидов, состоящих на учете в службе занятости и признанных безработными, отмечается наиболее продолжительный период безработицы по сравнению с другими категориями граждан. Во Всемирном докладе об инвалидности [4] обозначены основные барьеры и ограничения, связанные с инвалидностью: