Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда (Теоретические аспекты феномена профессионально-личностных деформаций субъекта труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Э. Ф. Зеер в своих трудах, сформулировал определение профессиональной деформации как деструкции, которые возникают в процессе многолетнего выполнения одной и той же профессиональной деятельности, негативно влияют на ее продуктивность, порождают профессионально нежелательные качества и изменяют профессиональное поведение человека, назовем [9, с.108].

На мой взгляд, Ю. П. Кантимирова наиболее полно раскрыла значение профессиональной деформации, а также ее форм, и отметила ранее влияние профессиональной деятельности на личность, в отличие от многих ученых, которые говорили о возникновении профессиональной деформации вследствие длительного воздействия профессиональной среды на личность работника.

Проводя анализ трудов различных психологов, можно сделать вывод, что сложности изучения феномена профессиональной деформации связаны с неопределенностью и многокомпонентностью его описательных характеристик и отсутствием соответствующего измерительного инструмнтария. Многие исследователи занимались не только определением профессиональной деформации, но и выделением детерминант, способствующих ее развитию [2, 14, 18,24].

Согласно Г. В. Шишковой факторы, приводящие к профессиональной деформации можно разделить следующим образом:

1) объективные, связанные с мезо- и макропроцессами экономической и социальной жизни предприятия и общества;

2) субъективные особенности и свойства конкретногопрофессионала как личности;

3) особенности выполняемой работы (профессиональных обязанностей) [24, с. 118–119].

Н. С. Пряжников, в отличие от Г. В. Шишковой, выделяет более конкретные детерминанты, связанные со становлением профессионала [17]:

-неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора;

-деструкции несоответствия ожиданиям в начале профессиональной деятельности; образование стереотипов профессионального поведения;

-разные формы психологических защит, позволяющих человеку снижать степень неопределенности, снижать психическую напряженность;

-эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния;

-на стадии профессионализации по мере становления индивидуального стиля деятельности снижается уровень профессиональной активности, и возникают условия для стагнации профессионального развития.

По мнению М. А. Воробьевой, детерминантами деформации могут служить разные причины, но большинство исследований подчеркивают важность специфики профессиональной деятельности, затем — личностно-индивидуальных качеств (впечатлительность, демонстративность, авторитарность и др.), а также факторы взаимодействия с социумом (неумение общаться, не владение психологией человека и т. д.) [2, с. 24].


Человеку трудно выйти из роли профессионала, и он эти эмоции, состояние несет в семью, так происходит проникновение «Я-профессионального» в «Я-человеческое», то есть после выхода человека из профессиональной ситуации не происходит его естественного «выправления», поэтому даже в личной жизни человек продолжает нести на себе «деформирующий отпечаток» своей профессии [2, с. 24].

М. А. Воробьева, как и С. П. Безносов, рассматривая категорию «профессиональная деформация», делает акцент на проникновение профессионального в личную жизнь деформированного специалиста, и, как Г. В. Шишкова, уделяет внимание личностным качествам и специфике профессиональной деятельности как факторам профессиональной деформации человека. А. Р. Мусалаева, как и другие авторы [2, 24], в своей статье рассматривает специфику профессиональной деятельности как детерминанту деформаций личности, а так же, как Н. С. Пряжников, упоминает в факторах эмоциональную напряженность и отсутствие сформированного мотивационного компонента профессиональной деятельности. Помимо этих детерминант ученая добавляет снижение интеллектуального уровня специалиста, предел развития образовательного и профессионального уровней, а также возрастные изменения [14, с. 27].

Среди основных тенденций профессиональных деформаций можно выделить высемь: искаженное профессиональное развитие, низкая адаптационная способность к меняющимся условиям труда, распад профессионального сознания, нарушение темпа профессионального развития, снижение профессиональных способностей и мышления,возникновение деформаций личности, а также дисгармоничное профессиональное развитие и профессиональные заболевания [12].

Масштабность деформационного влияния распространяется на все сферы человека: биологическую, социальную, личностную и профессиональную. Э. Ф. Зеер масштабно изучил феномен «профессиональной деформации» и, помимо определения и детерминант возникновения, выделяет следующие типы деформаций, описывая в каждом из них различные проявления [9, с. 93]:

1. Общепрофессиональные деформации (прослеживаются у большинства работников со стажем);

2. Специальные профессиональные деформации (возникают при специализации; каждая специальность в рамках любой профессии имеет свой качественный и количественный состав деформаций);

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности (темперамента, способностей, характера) на психологическую структуру деятельности;


4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников различных профессий.

Чрезмерное развитие отдельных профессионально важных качеств (в результате многолетней профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии) приводит к возникновению сверхкачеств

или акцентуаций.

Всеми этими типами профессиональных деформаций подвергаются люди, начиная от стадии интернальности до стадии наставничества и авторитета (по классификации Климова) [2, с. 23].

Известный Российский исследователь психологии труда Т.А. Жалагина считает, что профессиональные деформации воздействуют на субьект труда на всех этапах освоения им профессиональной функции:

  1. Адаптация человека к профессии;
  2. Этап самоактуализации человека в профессии, осознание человеко

своих возможностей выполнения профессиональных норм, укрепление индивидуального стиля, максимальная саморегуляция своих возможностей в профессиональной деятельности;

  1. Этап свободного владения человеком профессией, проявляющегося в

форме мастерства;

  1. Этап свободного владения профессией в форме творчества. Личный

творческий вклад приобретает особое значение. Имеют место творческий находки, усовершенствования, значимые достижения, вплоть до преобразования профессиональной среды и создания человеком новой профессии;

  1. Этап свободного владения несколькими профессиями;
  2. Этап творческого самопроектирования себя, как личности профессионала. [4, с.68]:

Рогов Е. И. иначе классифицирует виды деформаций, проявляющихся в профессиональной деятельности [19, с.80–82]:

-деформированность основных компонентов профессиональной деятельности, начиная от мотивов и закан-

чивая результатом; устранение эмоциональных проявлений из сферы профессиональной деятельности; приверженность инструкциям;

-монологичность и необсуждаемое доминирование; деформация профессиональных функций и норм;

-оценочность взаимоотношений; жесткая структурированность и формализованность взаимоотношений в системе ≪субъект-объект≫;

-перенос особенностей и методов профессионального взаимодействия на общение в других сферах и взаимодействие с ближайшим социальным окружением.

За рубежом занимались исследованием профессиональных деформаций Д. В. Дирендонк, В. Шауфели, X. Дж. Сиксма. Они предложили концепцию «burnout», где выделяется два компонента профессиональных деформаций: эмоциональное истощение как «аффективный» компонент, который проявляется в жалобах на здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение, а деперсонализация — «установочный» компонент, заключающийся в изменении отношения либо к окружающим, либо к себе [16].


Следует отметить, что деперсонализацию, как одну из составляющих профессиональных деформаций личности, не следует приравнивать к общепринятому определению деперсонализации в психологии, а также в клинической психологии. «Деперсонализация — расстройство самосознания личности, утрата своего «Я», возникновение эффекта отчуждения от своих мыслей, чувств, действий».

Больший интерес привлекают концепции зарубежных психологов, в которых акцент делается на трех составляющих профессиональной деформации. Так, Б. Перлман и Е. Хартман в отличие от двухкомпонентной концепции [16] выделяют еще одну составляющую профессиональных деформаций — сниженная рабочая продуктивность, и указывают на то, что в итоге развивается психическая дезадаптация, появляются большие трудности в перестроении динамического стереотипа личности согласно новым требованиям профессиональной деятельности. А у Б. А. Фарбера третья составляющая шире, чем у Б.Перлмана и Е. Хартмана — деформированная профессиональная мотивация (заниженная самооценка, неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе, неудовлетворенность собой как профессионалом, снижение потребности в достижениях, чувство низкой профессиональной эффективности и отдачи) [16]. Помимо моделей, рассмотренных выше, существует еще и четырехфакторная модель, авторами которой являются Г. Х. Фирт и А. Мимс, а также И. Ф. Иваничи и Р. Л. Шваб. В ней, помимо эмоционального истощения, деперсонализации и редуцированных персональных достижений они выделяют в деперсонализации два аспекта: деперсонализация, связанная с работой, и деперсонализация, связанная с реципиентами (здесь деперсонализация означает отрицательное отношение) [16]. Таким образом, среди зарубежных концепций наиболее разработанной является четырехфакторная модель профессиональных деформаций, в которой рассматриваются такие компоненты, как эмоциональное истощение, редуцированные персональные достижения, а также деперсонализация по отношению к работе и деперсонализация по отношению к клиентам.

Пути и процессы преодоления профессиональной деформации

Некоторые ученые нашли методы борьбы с профессиональной деформацией [2, 9, 13]. Э. Ф. Зеер выявил следующие возможные пути профессиональной реабилитации [9, c. 94]:

— диагностика профессиональных деформаций и разработка индивидуальных стратегий их преодоления;


— повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентности;

— профилактика профессиональной дезадаптации начинающего пециалиста;

— прохождение тренингов личностного и профессионального роста;

— анализ профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;

— систематическое повышение квалификации, периодически переход на новую квалификационную категорию или должность;

— овладение приемами саморегуляции эмоциональноволевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций.

Ю. М. Кузьмина в отличие от Э. Ф. Зеера методом предупреждения профессиональной деформации считает наличие определенных умений:

1. Умения рефлексии и концептуализации своего опыта переживаний, связанных с общением с клиентами;

2. Умения разделять личное и профессиональное пространства;

3. Умения справляться с собственными негативными переживаниями;

4. Умения вербального и невербального общения с трудными клиентами;

5. Умения психической саморегуляции;

6. Умения оптимального планирования своего времени;

7. Умения разрешать конфликтные ситуации и находить конструктивные решения.

Профилактика профессиональных деформаций, по мнению А. Р. Мусалаевой, состоит в развитии системной устойчивости, составляющей основу динамики профессионального и карьерного роста. Это возможно благодаря формированию профессиональной направленности, структурными компонентами которой выступают мотивация, рефлексия и профидентичность, позволяющие осуществлять объективное осознание и дальнейшее совершенствование важнейших сфер профессиональной деятельности: эмоционально-волевой, социально-поведенческой, когнитивной, организационно-деятельностной [14, с. 30]. Исследователь предлагает для работы тренинг ≪Профессиональное самораскрытие≫, который способствует: прояснению позитивного образа профессии, формированию представлений о факторах удовлетворенности профессиональным выбором, формированию способности прогнозирования и планирования своей профессиональной карьеры, а также уточнению своих карьерных ориентаций [14, с. 31].

М. А. Воробьева, занимаясь вопросом профилактики профессиональных деформаций, рекомендует людям из группы риска время от времени проходить психологические тренинги или индивидуально заниматься с психологом; стараться организовывать свой день так, чтобы удовлетворять жизненные потребности в собственном ритме; четко разделять работу и личную жизнь; постоянно контролировать свое поведение; на досуге выбирать хобби и увлечения, максимально далекие от сферы профессиональной деятельности; пробовать в личной жизни примерять на себя другие роли [2, с. 25].