Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда (Теоретические аспекты феномена профессионально-личностных деформаций субъекта труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В отечественной психологической науке на протяжении всей её истории присутствует интерес к изучению негативных аспектов и форм развития взрослого человека. Но при этом относительно мало работ, посвященных влиянию профессии на личность, причём большинство из них рассматривают явления профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов, в т.ч. судей, прокуроров, сотрудников полиции и уголовно-исполнительной системы, как наиболее выраженные и значимые для общества.

Анализ литературы по тематике исследуемого явления также показал наличие работ и интерес учёных к изучению профессиональной деформации врачей и педагогов.

Таким образом, изучение такого явления, как профессиональная деформация субъекта труда является значимым для современного общества в целом.

Что касается значимости темы данной работы для меня, как автора, то в течение более двадцати лет работы в кадровой службе различных организаций, как государственных, так и коммерческих, меня всегда привлекала тема адаптации работника под условия труда и коллектива.

Целями написания настоящей курсовой работы является исследование теоретических аспектов профессиональных деформаций личности субъекта труда, выявление и подтверждение их на практике, выработка соответствующих мер профилактики и реабилитации, способствующих ослаблению повреждающих факторов организационной среды на личность работников, и, тем самым, их профессиональной состоятельности и профессиональному долголетию.

Предметом курсовой работы являются совокупность предметов, процессов, явлений, отношений, закономерностей, связей, присущих исследуемому объекту в виде профессиональных деформаций личности субъекта труда, представляющих интерес с точки зрения цели исследования.

В процессе подготовки курсовой работы я опиралась на следующие основные источники:

Безносов Сергей Петрович. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с., илл.;

Жалагина Т.А. Психологическое обеспечение преодоления профессиональной деформации личности преподавателя вуза. Монография. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 112 с.

Жалагина Т.А. Значимость различных проявлений профессиональных деформаций личности преподавателя вуза (статистический аспект). Монография / Отв. Ред. д. ю. н., проф. БС. Тетерин . М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. – 132 с.

Профессиональная деформация личностных качеств государственных гражданских служащих: Монография / М.В. Полевая, Е.В. Камнева, Н.С. Пряжников, Л.А. Жигун, В.В. Бондаренко, Н.В. Анненкова, Р.А. Ширванов, З.И. Борисова, Ю.А. Жуйкова, В.В. Казьмина, Е.А. Урожок. – М.: СВИВТ, 2017. - 189 с.


Жалагина Т.А. Актуальные проблемы психологии труда: учеб.пособие. – Тверь: Твер. Гоc.ун-т, 2010. – Ч.2. – 140 с.

Жалагина Т.А. Профессиональный стресс и профессиональная деформация личности: учеб. пособие. – Тверь: Твер.гос.ун-т, 2015. – 164 с.;

Субъект труда и организационная среда: проблемы взаимодействия в условиях глобализации: монография / под ред. Журавлева А.Л., Жалагиной Т.А., Журавлевой Е.А., Короткиной Е.Д. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2019. – 340 с., а также работы других авторов, приведенные в списке использованных источников.

Подбор материала для курсовой работы носит собирательный характер, что предполагает использование опубликованных данных авторитетных исследователей проблемы профессиональной деформации личности с целью выделения наиболее значимых определений, понятий и выводов.

Среди источников исследованной литературы значительное число составляют работы доктора психологических наук профессора Жалагиной Т.А., что объясняется их доступностью в фондах библиотек по месту жительства и работы автора.

Вышеуказанные источники относятся к надежным, по той причине, что их подбор осуществлялся мною лично на базе книжных фондов Тверской областной универсальной научной библиотеки имени А.М. Горького и Научной библиотеки Тверского государственного университета (сектор психологической литературы). Таким образом, основой послужили проверенные академические источники.

Учитывая специфику моей профессиональной деятельности (служба управления персоналом), мне бы хотелось, чтобы эта курсовая работа стала основой для дальнейшего исследования в ходе написания выпускной квалификационной работы.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности применить приобретенные теоретические знания в ходе практической деятельности по преодолению проблем профессиональной деформации в условиях работы подразделения службы управления персоналом.

Глава I Теоретические аспекты феномена профессионально-личностных деформаций субъекта труда


Представление о профессиональной деформации личности

Проблемы воздействия профессии и профессиональной деятельности на личность человека вызывают в течение длительного времени интерес у исследователей данной темы. В настоящее время, характеризуемое процессами глобализации, рыночной экономики, международного разделения труда, развития его различных форм, вышеуказанные проблемы стали еще более актуальными.

Впервые термин «professional deformation» был использован Х.Ландероком в статье «Профессионализм: Исследования профессиональной деформации», опубликованной в 1915г. в «Американском журнале социологии». Исследователь пришел к выводу о том, что профессиональная деформация — это изменение процессов мышления у отдельного человека

и нездоровое оценивание важности его деятельности в общей работе всего трудового коллектива » [16].

В русскоязычную научную литературу термин «профессиональная деформация» впервые ввёл в 1921 году выдающийся российский социолог и просветитель Питирим Сорокин, который понимал под ней негативное влияние профессиональной деятельности на переживания и поведение человека, им же была предложена первая социологическая программа для изучения профессиональных деформаций. П. Сорокин указывал на «громадную деформационную роль профессиональной деятельности» [24, с. 334].

Со временем начали проводиться исследования по выявлению причин возникновения профессиональной деформации. Начало было положено в 1936г. Гансом Селье, который в своей статье «Синдром, вызываемый разными поврежденными агентами», состоящей из 74 строк, писал о существовании ряда факторов и причин, вызывающих изменение поведения, неустойчивое состояние психики и напряжение, которое ведет к неадекватному, избирательному реагированию на происходящее [2, с. 22].

Таким образом, Х. Ландерок, Питирим Сорокин и Ганс Селье рассматривали только отрицательное воздействие профессиональной деятельности на человека, которое затрагивает в основном его эмоциональную и поведенческую сферу. Позднее в советской науке существовало мнение, что ≪труд оказывает только позитивное влияние на личность≫ [3, с. 82]. Агитационные плакаты служат подтверждением того, что в советское время труд был обязательным условием для существования в обществе, тунеядство же облагалось клеймом стыда и позора.

В 1960-е годы к этому понятию вновь начали обращаться специалисты в области юридической психологии (А.Р.Ратинов, С.П.Безносов, Е.Г., Е.Г.Лунина). А уже к концу XX века такие психологи, как Е. М. Борисова, Р. М. Грановская, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова и др., вновь заговорили о негативном влиянии труда, писали о том, что труд не всегда способствует гармоничному развитию психики человека, а во многих случаях деформирует её [16].


Таким образом, в конце XX века многие психологи рассматривали как позитивное, так и негативное воздействие профессиональной деятельности на человека, а именно на его психику.

Анализируя результаты научных трудов отечественных и зарубежных психологов, Э. Ф. Зеер подчеркивает, что в психологии труда меньше всего исследованы профессиональные деформации личности, несмотря на то,

что С. Г. Геллерштейн еще в 30-е годы 20 века писал о появлении деформации тела и психики у работника при приспособлении к специфическим особенностям профессии, и отмечал, что деформация — это изменение, которое возникает в организме и носит стойкий характер (например, угодливость приказчиков, искривление позвоночника и близорукость у конторских служащих, льстивость кельнера и др.) [8, c. 197–200].

Э. Ф. Зеер указывает на неизбежность деформации личности профессионала, отмечая то, что у каждой профессии существует свой «ансамбль» деформаций [8, с. 45–54].

Факторы профессиональной деформации

В настоящее время феномен «профессиональной деформации» широко изучается, прежде всего, в контексте профессиональных стрессов [16]. Так, М. А. Воробьева придерживаясь этого контекста, утверждает, что на сегодняшний день самым распространенным, вызывающим профессиональные деформации является информационный стресс, так как неумение работать с информацией в современном мире приводит к истощению всех сфер личности человека.

Симптомы стресса проявляются во всех сферах психики: эмоциональной, когнитивной, мотивационной и поведенческой. Находясь в стрессе, человек испытывает тревогу, сопротивление, а после — истощение, то есть профессиональную деформацию в чистом виде [2, с. 22–23]. Иначе говоря, человек проходит три стадии стресса по концепции Ганса Селье.

М. А. Воробьева в отличие от авторов, чьи работы рассмотренных выше, говорит о влиянии профессиональной среды не только на эмоциональную и поведенческую сферы, но и на когнитивную с мотивационной. Современные исследователи дают различные определения феномена «профессиональной деформации».

Так, С. П. Безносов понимает под профессиональной деформацией личности процесс и результат влияния субъектных качеств человека на целостную индивидуальность личности работника-профессионала, в результате которого у человека возникает неадекватный перенос сугубо деятельностных норм в сферу личностного общения, поведения, быта, делового общения с представителями других профессиональных цехов и мировоззрений [1]. Исходя из этого, ученый делает акцент на необходимости разделения общего пространства жизнедеятельности человека на область жизни и область деятельности для выявления специфики профессиональной роли и лучшего понимания сущности феномена профессиональной деформации. Подобного определения придерживается в своей работе А. В. Караваев, подчеркивая воздействие сугубо субъектных качеств человека как узкого специалиста на личностные свойства целостной индивидуальности [12].


Г. В. Шишкова же разделяет точку зрения Н. И. Шаталовой, которая понимает под профессиональной деформацией личности дисфункциональные изменения поведения, возникающие под совместным воздействием внешних (социальных) и внутренних (личностных) факторов [24, с. 117]. Такими факторами, по ее мнению, могут быть противоречивая направленность поведения, социально-экономические отношения и формы жизнедеятельности в различных сферах: материальной, духовной, в политической и бытовой, а также во взаимоотношениях людей и т. п.

Профессиональные деформации — по определению А. Р. Мусалаевой — это разрушение сформированных профессиональных качеств, нарушение уже усвоенных способов деятельности, появление стереотипов профессионального поведения и психологических барьеров при освоении новых профессиональных технологий, новой профессии или специальности. Также это изменения в структуре личности при переходе от одной стадии профессионального становления к другой, которые также возникают при возрастных изменениях, физическом и нервном истощении [14, c. 26–27].

А. Р. Мусалаева рассматривает профессиональные деформации как деструктивные изменения во время становления человека как профессионала, который проходит профессиональные кризисы, возникающие при преобразованиях профессиональной среды.

О.Б. Полякова же утверждает, что профессиональные деформации проявляются в образовании профессионально нежелательных качеств личности, изменяющих профессиональное поведение человека [16, с. 60]. Ученая акцентирует внимание на том, что эти деструктивные изменения личности возникают при многолетнем выполнении одной и той же устоявшейся профессиональной деятельности, в отличие от А. Р. Мусалаевой, у которой они наоборот возникают при усвоении нового в профессии. Ю. М. Кузьмина и А. К. Маркова также придерживаются мнения, что профессиональная деформация начинается с негативных изменений в профессиональной деятельности и поведении [14].

А. А. Картузова обозначила профессиональную деформацию личности как изменение качеств личности (ценностных ориентаций, стереотипов восприятия, характера, способов общения и поведения), которые происходят из‑за длительного воздействия профессиональной деятельности.

По итогу неразрывного единства сознания и специфической деятельности формируется профессиональный тип личности. Больше всего профессиональная деформация влияет на личностные особенности тех профессий, работа которых связана с людьми (система «человек - человек»), и выражается у них в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Высокий уровень профессиональной деформации также наблюдается у медицинских работников, сотрудников спецслужб и военнослужащих [13, с. 50]. Сотрудники УИС как раз относятся к категории работников спецслужб, что может объяснить высокий риск возникновения у них профессиональных деформаций. Можно связать профессиональную деформацию личности с профессиональной адаптацией и понять, что любая профессиональная деятельность уже на стадии освоения, а в дальнейшем при регулярном выполнении деформирует личность. В результате образуются такие формы профессиональной деформации, как профессиональные акцентуации и профессиональные деструкции, либо деградации, которые негативно сказываются на производительности и удовлетворенности трудом, функциональных и межличностных взаимодействиях с коллегами, а также на развитии личности субъекта труда [11, с.92]. Однако Жалагина Т.А. полагает, что термины «деградация» и «диструкция» в меньшей степени отражают суть происходящих изменений структуры деятельности работника, так как имеют одназначно отрицательную смысловую окраску. В то же время, как это ни парадоксально, профессиональная деформация может быть и продуктивной, по крайне мере, на начальном этапе, поскольку позволяет субьекту труда действовать для собственного блага за счет негативного психологического опыта других участников трудового процесса [6, с.21].