Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда (Теоретические аспекты феномена профессионально-личностных деформаций субъекта труда).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
Среди большого количества подходов к профилактике деформаций Т. А. Савина выделяет ресурсные концепции преодоления стресса и утверждает, что для преодоления и профилактики профессиональных деформаций личности необходимо накопление личностных ресурсов и ресурсов социальной поддержки, которые позволяют человеку избежать развития тяжелых форм профессионально-личностных деформаций и преодолеть их разрушительные последствия.
Профессиональные деформации личности — это постепенно накопившиеся устойчивые изменения сложившейся структуры и содержания деятельности, структуры личности субъекта, которые негативно сказываются на его производительности и удовлетворенности трудом, на функциональных и межличностных взаимодействиях с партнерами, а также на развитии личности субъекта труда [11, с. 92].
Для борьбы с профессиональными деформациями будет эффективным использовать комплекс методов, это непременно даст лучший результат в их устранении. А именно, для профилактики профессиональной деформации, человеку необходимо четко планировать свой день, чтобы успеть удовлетворить все свои жизненные потребности, обладать различными умениями и навыками, а также иметь достаточный уровень личностных ресурсов, чтобы преодолеть разрушительные последствия профессиональной деформации.
Между тем, еще в начале 20 века отечественный учёный и просветитель Питирим Сорокин, исследуя отрицательный аспект влияния профессиональной деятельности на человека, впервые ввёл само понятие «профессиональная деформация». В опубликованной в 1921 г. статье "Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп" он выявил взаимосвязи и влияние профессии на место жительства и характер и обстановку жилища, придя к выводу о том, что профессия определяет социальные процессы. Учёный впервые предложил и способ преодоления профессиональной деформации – "частая перегонка людей из профессии в профессию". В основании этих представлений лежали актуальные для того времени идеи о преодолении различий между умственным и физическим трудом, важности перемены занятий (профессий) для преодоления негативного воздействия на личность последствий разделения труда и для её гармоничного развития.
Профессиональную деформацию рассматривали в своих работах такие ученые, как С.Г. Геллерштейн (1930), А.К. Маркова (1996), Э.Ф. Зеер (1999, 2003).
Профессор Р. Конечный и доктор М. Боухал (60-е годы ХХ века) считали, что профессиональной деформации подвержены представители определенных профессий, которые обладают трудно контролируемой и трудно ограничиваемой властью [14]. Р.М. Грановская отмечает, что «Профессиональная роль, предъявляя к человеку определенные требования, тем самым преобразует весь его облик». А.Л. Свенцицкий подчеркивает, что одним из показателей овладения той или иной профессиональной роли является степень адаптации личности к условиям деятельности. Следовательно, осваивая профессию, человек приспосабливается к определенным требованиям и условиям деятельности.
Исследователи С.П. Безносов, Р.М. Грановская, Л.Н. Корнеева, А.К. Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащих, руководителей, предпринимателей и др. У представителей этих профессий профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях (данный подход к классификации предложен Э.Ф. Зеером) [9]:
1. Общепрофессиональные деформации, типичные для работников этой профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен. Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям больных. У работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель; у руководителей – синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных. Ансамбль общепрофессиональных деформаций делает работников одной профессии узнаваемыми, похожими.
2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника – актуальная агрессивность, у адвоката – профессиональная изворотливость, у прокурора – обвинительность. Врачи разных специальностей тоже обрастают своими деформациями. Терапевты ставят угрожающие диагнозы, хирурги циничны, медсестры черствы и равнодушны.
3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности – темперамента, способностей, характера – на психологическую структуру деятельности.
В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:
-деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентации, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям;
-деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.);
- деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность и др. Эта группа деформаций развивается в разных профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации.
4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и профессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций. Это могут быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм. Данные деформации можно назвать «профессиональным кретинизмом». Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, кризисы, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.
По мнению исследователей, профессиональные деформации неизбежно возникают в процессе возрастных, профессиональных и личностных изменений, а также под влиянием содержания и особенностей деятельности.
Т.А. Жалагина в своей монографии «Психологическое обеспечение преодоления профессиональной деформации личности преподавателя вуза» [6, с.57-58] выделяет следубщие психологические условия преодоления профессиональной деформации:
1. Опыт саморазвития (профессионально-личностного роста), а не прироста знаний, частных умений и навыков выступает как главное условие, обеспечивающее рост профессионального мастерств и преодоления профессиональных деформаций.
2. Преодоление профессиональной деформации (по сути-обеспечение роста компетентности) неразрывно связано с системой ценностей личности. Поэтому выявление ценностных ориентаций индивида, оказание ему помощи с целью более полного их осознания, разрешение ценностных конфликтов представляют собой основу любой прграммы подобного направления. Мысль о том, что профессионально-личностное развитие должно основываться на системе личностных ценностей, не соответствует доминирующим представления о принципах подготовки и профессиональной деятельности судьекта труда. Считается, что ориентиры формирования – становления и развития профессионала бесспорны, очевидны и лежат исключительно в плоскости узко понимаемой профессиональной деятельности.
3. Ключевым моментом преодоления профессиональной деформации субьекта труда является его вовлечение в процесс:
а) осознания факта существования проблемы;
б) поиска путей ее решения;
в) переосмысление стереотипов опыта восприятия, мышления, общения и взаимодействия на пути профессионально-личностного развития (саморазвития) [6, с.57-58].
В качестве кретериев результативности процесса преодоления профессиональной деформации субьекта труда можно рассматривать [6, с.58]:
- Накопление трудно вербализуемых, но субьективно очевидных и
значимых сдвигов в структуре переживаемых психических состояний;
- Чувства «облегчения симптомов», перевода их в категорию чуждых
(неорганичных) личности субьекта труда;
- Формирование устойчивых навыков саморефлексии, формирующих
новый способ личностного самоосуществления в постановке и решении жизненных (включая профессиональные) задач;
- Психологическую готовность выступать в роли эксперта по пробле
ме профессиональной деформации, предлагать свою помощь другим.
Глава II. Практические аспекты исследования профессиональных
деформаций субъекта труда (на примере подразделения
кадровой службы организации)
Цели, обозначенные мною во введении курсовой работы, были бы не достигнуты без попытки применить полученные знания по изучаемой теме в своей практической деятельности, то есть сократить сформировавшийся, прежде всего, в моем сознании, разрыв между научной психологией и профессиональной практикой.
В настоящее время Предприятие, где я работаю, запустило процесс реорганизации: все процедуры для перехода в форму акционерного общества должны быть завершены до октября 2019 года. Следовательно, практически все работники предприятия, а работники кадровой службы в особенности, испытывают целую совокупность психотравмирующих факторов, связанных с переходом в новую организационную структуру.
Данные факторы непосредственно воздействуют на субъект трудовой деятельности, приводя его к неизбежной профессиональной деформации. Поскольку процесс реорганизации предприятия достаточно ограничен во времени (1 год), то есть является скорее революционным, чем эволюционным, то процессы деформации личности работников протекают значительно быстрее и в этой связи очень ценно наблюдать их в динамике.
Применительно к подразделению службы управления персоналом эти революционные изменения заключаются в следующем: специалисты по управлению персоналом, осуществлявшие трудовую функцию на местах (в районных подразделениях, расположенных, зачастую, за сотни километров от областного центра), сокращены, им предложены вновь образованные должности специалистов группы кадрового делопроизводства отдела службы управления персоналом регионального управления.
Таким образом, кадровые работники, осуществлявшие в одиночку свою деятельность в подразделениях, оказались сведены в одно большое кадровое подразделение на базе областногоо центра (т.е. в многочисленный коллектив работников, совместно осуществляющих сходные трудовые функции), а штат группы кадрового делопроизводства составил 13 человек (вместе с руководителем). Следовательно, объем служебной нагрузки по числу обслуживаемых работников также вырос примерно в полтора раза и составил 350-500 работников на одного специалиста кадровой службы.
Интересным моментом является то, что требования к менеджерам низшего звена (специалистам группы кадрового делопроизводства) не менее жесткие, чем к менеджерам более высокого уровня, а в некоторых случаях – даже строже. Связано это с тем, что работа менеджеров низшего звена зачастую более динамичная и стрессовая, чем у менеджеров среднего звена (ведущий специалист, главный специалист), в основном осуществляющих фунции контроля, анализа и отчётности. От младших менеджеров требуется полная отдача, мобильность и способность справляться с огромными ежедневными объемами работы.
В свою очередь, в условиях революционных преобразований организационно-штатной структуры, значительно возрастает нагрузка на руководителей групп и отделов, которым приходится ситуационно реагировать на целый ряд неизбежно возникающих вопросов менеджеров низшего звена и зачастую частично выполнять их трудовую функцию, т.е. фактически подменять их.
Значительные требования профессии к личности работника, огромный уровень ответственности, высокая напряженность труда, но при этом его невысокая престижность, активно способствуют профессиональной деформации личности специалиста кадровой службы.
Однако действие этих негативных факторов не может напрямую определять динамику негативных личностных изменений. Закономерность детерминации профессиональной деформации личности полностью соответствует формуле детерминизма С.Л. Рубинштейна: «…внешние причины действуют через внутренние условия».