Файл: Оценка готовности детей к школе (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Осознание своего социального Я и формирование внутренней позиции, является переломным пунктом в психическом развитии дошкольника. В 6-7 лет ребенок впервые начинает осознавать расхождение между его объективным общественным положением и его внутренней позицией. Это выражается в стремлении к новому, более взрослому положению в жизни и новой общественно значимой деятельности, в частности, в стремлении к социальной роли школьника и учению в школе.

«Внутреннюю позицию школьника» в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком, как его собственная потребность. Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок теряет интерес к дошкольному способу жизни и дошкольным занятиям и видам деятельности и проявляет активную заинтересованность в школьно-учебной действительности в целом и, особенно, к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Такая положительная направленность ребенка на школу – важнейшая предпосылка благополучия вхождения в школьно-учебную действительность, принятие школьных требований, полноценного включения в учебный процесс.

Для успешного выполнения учебного задания у ребенка должен быть сформирован достаточный уровень саморегуляции и произвольности (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.К. Маркова, Е.О. Смирнова, У.В. Ульенкова, Д.Б. Эльконин и др.).

Л.С. Выготский подчеркивал, что личность развивается как целое, высшей ступени достигает только тогда, когда овладевает той или иной формой поведения путем речевого опосредования. Уже в младшем дошкольном возрасте слово становится универсальным средством воздействия на мир и самого себя.

Е.О. Смирнова определяет произвольность как способность владеть и управлять своим поведением. Именно произвольность, по ее мнению, решающее условие готовности личности ребенка к обучению в школе. Кроме того, произвольность проявляется в самых разных аспектах жизни: и в выполнении указаний взрослого, и в умении планировать свои действия, и в соблюдении моральных норм и правил поведения и т.п. Основная черта произвольного поведения – осознанность или сознательность. Для того чтобы осознавать свои действия необходимо увидеть, что, как и зачем «Я что- то делаю, что было потом и что было раньше» [15].

Саморегуляция (самоконтроль) как необходимый элемент личностной готовности к обучению в школе проанализированы А.К. Марковой, Д.Б. Элькониным и др.


Д.Б. Эльконин подчеркивал, что формирование самоконтроля за правильностью выполнения каждой операции и их последовательностью является не только средством усвоения основного учебного действия, но и Наука. Образование. Личность средством формирования саморегуляции.

А.К. Маркова выделила следующие виды самоконтроля [16]:

- контроль по результату, который состоит в сличении результата действия и заданного образца;

- контроль по способу действия;

- предваряющий контроль, который играет главную роль в планировании стратегии учебной деятельности и ее рационализации.

Суть предварительного контроля состоит в сличении учебной задачи с возможностями субъекта и совершающейся на этой основе саморегуляции учебной деятельности.

Ряд авторов (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Т.В. Петухова, Н.Н. Поддъяков, У.В. Ульенкова и др.) отмечают важность и необходимость формирования саморегуляции у детей дошкольного возраста в деятельности и поведении, как необходимого условия подготовки их к обучению в школе. Они пишут о важнейшей задаче дошкольного образовательного учреждения – учить детей управлять своими познавательными процессами в соответствии с учебными задачами, устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, основанные на совместном выполнении серьезной деятельности.

По данным А.Р. Лурия, уже в середине дошкольного возраста дети способны к созданию собственной программы поведения на основе речевой инструкции взрослого. Т.В. Петухова выявила, что в процессе выполнения действий на основе речевой инструкции взрослых, дошкольники используют разнообразные способы речевой саморегуляции: самоинструктирование, речевое сопровождение, предварительная группировка материала и т.д. [17] .

Таким образом, понятие «готовность ребенка к школе» - явление комплексное, многогранное. Учебная деятельность в школе требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно - двигательная координация. Недостаточная сформированность хотя бы одного из этих компонентов не позволяет ребенку в полной мере быть готовым к обучению в школе.


2.3 Компоненты готовности ребенка к школе

Готовность к школе – это совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: морфофункциональной готовности; мотивационной готовности; интеллектуальной готовности; эмоционально-волевой готовности; готовности в сфере общения.

2.3.1 Морфофункциональная готовность

Морфофункциональная готовность включает в себя:

1) Состояние здоровья: отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; устойчивые состояния нервной, сердечно-сосудистой систем (особенно), устойчивый иммунитет, высокий уровень развития и степень согласованности всех систем организма;

2) Физическое развитие: Ребенок должен быть нормально физически развит, скоординированы движения - точность движений, готовность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

3) Развитие анализаторов – у ребенка не должно быть отклонений от нормы зрения и слуха.

4) Нейродинамические свойства: исследуются при помощи специальных методик, которые выявляют уравновешенность, подвижность, динамичность, усидчивость, внимательность и др.

5) Развитие речевого аппарата: диагностируется на основе анализа правильности звукопроизношения (чистота речи), развитие фонематического слуха, наличия дефектов речи.

6) Развитие мышечного аппарата: точность, координированность движений; зрительно-моторная координация кисти руки (одновременное использование глаз и рук при выполнении различных действий); развитие мелкой моторики пальцев (работа с ножницами, конструирование из бумаги и т.п.), которое выступает в качестве важного показателя готовности дошкольников к овладению навыками письма.

7) Работоспособность-утомляемость. Ребенок должен уметь усидеть на уроке 30–40 минут, не отвлекаясь, внимательно слушая учителя, понимать его объяснения и четко выполнять предлагаемые задания. Важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в случае неудачи, проигрыша, ссоры или конфликта, а также адекватно выражать свои эмоции и чувства.

По совокупности выявленных показателей судят о состоянии здоровья детей. В целом состояние здоровья детей, равно как и их психическое здоровье и психологическое благополучие, по мнению Н.Г. Веселова, оценивается врачами как неудовлетворительное - 2,1-2,2 балла по 5-ти балльной шкале. Частые болезни приводят к истощению не только физическому, но и психическому. В результате психологического изучения часто болеющих детей среди них было выявлено 31% детей с задержкой умственного развития, 17% детей с низким уровнем интеллектуального развития, 24% детей со средним уровнем и 28% - с высоким уровнем развития интеллекта. Таким образом, часто болеющие дети - это не только медицинская проблема, но и психолого-педагогическая [19].


2.3.2 Мотивационная готовность

Мотивационная готовность – у ребенка к моменту поступления в первый класс должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Желание идти в школу и заинтересованность во многом помогают ребенку справляться с трудностями и неудачами, которые могут произойти. Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, так как обстановка в школе и правила поведения будут ему в тягость. По мнению Божович Л.И., успешное обучение в школе это новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать «школьником» выполнять новую, общественно значимую деятельность образует внутреннюю позицию школьника.

2.3.3 Интеллектуальная готовность

Показателем интеллектуальной готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития (наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов). Л С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его логического мышления и речи.

2.3.4 Эмоционально-волевая готовность

Эмоционально-волевая готовность включает в себя умение преодолевать посильные трудности, навыки самостоятельности, организованности. Овладение основными правилами поведения в учебных и других заведениях, умение адекватно реагировать на оценку выполненного задания, самому объективно оценивать свою работу. Адекватность самооценки ребенка зависит от сознания собственных сил и возможностей, а также понимания своих слабых сторон, недостатков и способности их учитывать. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. Переживания положительных эмоций, связанных с выполненной работой, радость от познания нового, приятное предчувствие высокой оценки создают благоприятный фон в учебной деятельности.

2.3.5 Готовность в сфере общения

Готовность ребенка к школе в сфере общения предполагает устойчиво-положительный тип отношений со взрослыми, т.е. умение спокойно и ответственно относиться к оценкам, замечаниям взрослого. Со сверстниками: заинтересованность и активность в общении, умение самостоятельно отстаивать свою точку зрения без конфликтов и обид, не заискивать перед другими и не противопоставлять себя им, умение ставить себя на место другого, адекватно себя оценивать.


2.4 Оценка готовности детей к школе с помощью диагностических методик

Диагностика готовности к школе – это обследование, проводимое психологом, педагогом, медицинским работником по специально подобранным, научно-обоснованным и проверенным методикам с целью определения степени готовности дошкольников к школьному обучению.

Результаты тестирования могут помочь во время заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу.

Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Могут быть следующие цели, преследуемые при диагностике готовности к школе:

1) понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

2) выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;

3) распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их "зоной ближайшего развития", что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.

Результаты психолого-педагогического диагностирования должны быть соотнесены с анамнестическими данными о ребёнке и с большим тактом обсуждены с родителями ребёнка и работниками дошкольных учреждений. Работу по определению общей готовности к обучению наряду с психологом выполняют воспитатели подготовительных групп и учителя первых классов, которым необходимо ознакомиться с критериями и методикой оценки.

Следует иметь в виду, что ребенок поступает в школу, имея лишь предпосылки (достаточные или недостаточные) к началу овладения новой для него учебной деятельностью. По словам Л. С. Выготского, собственно готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения, в ходе работы с ребенком по конкретной учебной программе. Считается, что судить об уровне готовности к школе правомерно лишь к концу первого полугодия первого года обучения [5].

Существует много диагностических методик на определение готовности ребенка к школе, выбор остается за педагогом, психологом. Назначение методик: уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребенком при приеме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совместными усилиями выработать тактику работы с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности. Каждая методика имеет свою интерпретацию полученных результатов.