Файл: Оценка готовности детей к школе (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению
2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Итак, в дошкольном возрасте складывается многоуровневая психическая организация. Все виды познавательных процессов совершенствуются, и развивается их произвольность. Ребенок формируется как субъект познавательной деятельности. Все изменения психической жизни ребенка создают психологическую готовность ребенка к школе.
1.2 Понятие психологической готовности ребенка к школьному
обучению
Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Под психологической готовностью к школьному обучению мы понимаем необходимый уровень психологического развития ребенка для успешного усвоения школьной программы при созданных условиях обучения.
Мы живем в 21 веке, и сейчас большие требования предъявляются к организации воспитания и обучения, которые заставляют искать новые, эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. И поэтому проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, не только в социально-педагогическом, психологическом, но и физическом плане. Первоклассник, приходя в школу, сталкивается с новой средой. При достижении определенного возраста (от шести с половиной до семи с половиной лет) каждый ребёнок идет в школу и учится одиннадцать лет. С какого возраста стоит начинать систематическое обучение? По какой программе оптимальнее всего обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой? Сможет ли он хорошо учиться? Как подготовить будущего первоклассника к школьному обучению и помочь ему преодолеть первые школьные трудности? С этими и множеством других вопросов родители и педагоги обращаются к школьным психологам и психологам дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Озабоченность родителей и педагогов вполне оправдана: ведь от того, насколько успешным будет начало обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, обучению и, следовательно, благополучие в его школьной и взрослой жизни [3].
Важным моментом является ощущение счастья на протяжении всех лет обучения, что во многом зависит от его готовности к школе – желания и стремления учиться, навыка общения с окружающими, способности решать сложные задачи, стремления к успеху, самостоятельности и ответственности. В настоящее время среди педагогов ДОУ, учителей начальных классов, практических психологов, социальных педагогов, а также родителей и самих детей активно используется понятие «психологическая готовность к школе».
Психологическая готовность к школе – особый феномен в том смысле, что с ним связан не только возраст, но и конец дошкольного и начало младшего школьного возраста.
Теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского [5]. Ею занимались отечественные психологи Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься известные специалисты Н.И. Гуткина, Е.Е. Кравцов, Г.Г. Кравцов, В.С. Мухина и др. [6,7,13].
Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний связанных с оценкой, особенностями самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя диагностику, как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода» [4].
Изучив процесс обучения детей в начальной школе, Л. С. Выготский пришел к выводу: «К началу обучения все основные психические функции, лежащие в ее основе, не закончили и даже еще не начали настоящего процесса своего развития; обучение опирается на незрелые, только начинающие первый и основной циклы развития психические процессы». Раскрывая механизм, лежащий в основе такого обучения, Л. С. Выготский выдвигает положение о «зоне ближайшего развития», которая определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым [5].
Если на данном актуальном уровне психического развития зона ближайшего развития соответствует требуемой для усвоения учебной программы в школе, то ребенок психологически готов к школе, в противном же случае, он не может усваивать программный материал и становится отстающим учеником.
Исследования, выполненные под руководством Л. С. Выготского показали, что дети, успешно обучающиеся в школе, к началу обучения (то есть в момент поступления в школу) не обнаруживали ни малейших признаков зрелости тех психологических предпосылок, которые должны были предшествовать началу обучения согласно теории, утверждающей, что обучение возможно только на основе созревания соответствующих психических функций.
В настоящее время отечественные психологи придерживаются точки зрения Л. А. Венгера и B. C. Мухиной, которые подчеркивают, что у ребенка дошкольного возраста не может быть «школьных» качеств в их чистом виде, т. е. психологических черт, свойственных школьнику, поскольку они, как и любые психические образования, складываются в ходе той деятельности, для которой они необходимы, т. е. учебной.
В исследованиях Л. И. Божович, посвященных психологической готовности к школе, в качестве низшего актуального уровня психического развития, необходимого для начала обучения в школе, было предложено новообразование, названное ею «внутренняя позиция школьника». Это психологическое новообразование возникает на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, или в период кризиса 7 лет, и представляет собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика [6].
Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости – он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» [6].
С тог1о момен1та, как в созн1ании ре1бенка предс1тавление о ш1коле приоб1рело чер1ты иско1мого обр1за жи1зни, можно гов1орить о т1ом, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность.
Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Исходя из этого, Л. А. Венгер считает, что психологическая готовность к школьному обучению состоит не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами «школьные» качества, а в том, что он овладевает предпосылками к последующему их усвоению [7].
Пре1дпосылки учеб1ной деятел1ьности, по да1нным А. П. Усо1вой, возникаю1т лишь при специ1ально организ1ованном обуч1ении, иначе у де1тей наблюдае1тся своеоб1разная «необучаемость», когда о1ни не мо1гут вып1олнить инстру1кцию взросло1го, контр1олировать и оцен1ить свою де1ятельность [8].
Таким образом, психологическая готовность к школе представляет собой особый феномен в том смысле, который знаменует собой конец дошкольного и начало младшего школьного возраста. Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ
ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1 Современные подходы к изучению проблемы готовности к
школьному обучению детей старшего дошкольного возраста
Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена «психологической готовности к школе». Определение психологической готовности ребенка к школьному обучению позволит повысить эффективность учительского труда, предупредить формирование нежелательных отклонений в психическом развитии ребенка, будет способствовать оптимальной адаптации детей к школе.
Проблема психологической готовности к школьному обучению остается актуальной для исследователей на протяжении долгих лет. В некоторых исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей и многие авторы, при изучении психологической готовности ребенка к школьному обучению пользуются понятием «школьная зрелость». Формирование школьной зрелости дошкольников является основной задачей современного предшкольного образования.
Отечественные и зарубежные исследователи по-разному определяют понятие школьной зрелости. А.Г. Бабаева, В.А. Гуткина понимают школьную зрелость как определенный комплекс параметров, который может говорить об определенной социальной и умственной зрелости ребенка, а также определенный объем умений и навыков, достаточный для начала школьного обучения. Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков определяют школьную зрелость как сформированную психологическую готовность к школьному обучению, которая отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием.
И.В. Дубровина понятие «школьной зрелости» определяет как соотнесенность степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Школьная зрелость – это функциональная зрелость. Так же она отмечает, что ребенок может успешно справиться с учебной нагрузкой лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию и имеет достаточно высокий уровень развития речи. Автор выделяет три компонента школьной зрелости [9]:
1. Интеллектуальная зрелость включает в себя способность концентрировать внимание, выделение фигуры из фона, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление), возможность логического запоминания, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Одним из главных критериев интеллектуальной готовности к школе является развитая речь ребенка.
2. Социальная зрелость предполагает потребность ребенка в общении со сверстниками и умении общаться, а также в способности ребенка справляться с ролью школьника.
3. Эмоциональная зрелость в основном понимается, как умение регулировать свое поведение, уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень интересное задание.
Анализ этих компонентов показывает, что все они предполагают развитие у детей потребности в общении с другими, умение ставить и преодолевать цели, справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения, умением подчиняться интересам и обычаям детской группы, включаться в определенную деятельность. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других, что может вызвать у ребенка серьезные трудности в учебе и во взаимоотношениях со сверстниками.
Один из современных подходов к пониманию проблемы психологической готовности к школьному обучению представлен в исследованиях К.Н. Поливановой. Данный подход касается не уровня готовности ребенка, а типа его готовности или индивидуального варианта. Одним из главных признаков готовности к школе автор выделяет способность ребенка к деловому сотрудничеству с взрослыми. Основные умения, необходимые ребенку в школе, – это способность вступать в содержательный диалог с учителем, реагировать на его замечания по поводу выполненной работы, действовать в ответ на его указания. К.Н. Поливанова выделила следующие типы детей [10]: