Файл: Оценка готовности детей к школе (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению
2 АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Для первичного знакомства с ребенком удобно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека, поскольку он имеет нормативы, требует для своего проведения немного времени и применяется для обследования шестилетних детей.
Тест состоит из трех заданий. Первое задание - рисование мужской фигуры по памяти, второе - срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 - высший балл, 5 - низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 - как среднее, от 12 до 15 - как ниже нормы. Детей, получивших 12-15 баллов, необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые дети. Но вместе с тем следует иметь в виду, что без дальнейшего обследования указанную группу детей нельзя относить к слаборазвитым, так как результат не может служить достаточным основанием для вывода о школьной незрелости с прогнозом плохой школьной успеваемости.
Без дополнительного обследования трудно сделать вывод о том, что является причиной плохого выполнения теста - низкое интеллектуальное развитие, слабое развитие произвольности, в результате чего ребенок не может качественно выполнить неинтересное ему задание, или неразвитость сен-сомоторных связей и тонкой моторики руки.
В разное время психологи, занимаясь проблемой готовности к школе, разработали множество методик, программ диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости (Гудкина Н.Н., Овчарова Р.В., Безруких М.И., Д.Б. Эльконин и др.). Но на практике психологу и педагогу трудно выбрать из этого множества ту, которая поможет комплексно определить готовность ребенка к обучению, помочь подготовиться ребенку к школе.
Среди российских методик, позволяющих определить готовность детей к школьному обучению и уровень сформированности навыков овладения учебной деятельностью можно назвать методику «Узор» Л.И. Цеханской, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методику «Рисование по точкам» А.Л. Венгера, программу Х. Бройера и др. [13].
Обращение к методике Л.А. Вагнера способствует изучению восприятия и мышления ребенка. Самостоятельное вычленение разных параметров фигур способствует диагностике цветовых особенностей восприятия ребенка, особенностей формы и величины фигурки. Оценка задания происходит на основании числа признаков и выбора самой непохожей из всех фигурок.
Методика «Последовательные картинки» направлена на изучение словесно-логического мышления ребенка. Основу составляют предложенные ребенку картинки, на которых изображено какое-либо событие. Чаще всего используются последовательно предъявленные картинки теста Д. Векслера: Соня, Пожар, Пикник.
Тест на проверку фонематического слуха "Найди звук" Н.И. Гуткиной служит для изучения развития речевой сферы (проверка фонематического слуха). Экспериментатор рассказывает ребенку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. В качестве примера произносятся несколько гласных и согласных звуков. Затем ему предлагают поиграть в "прятки" со звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть разыскиваемый звук в слове или нет [20].
Методика «Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе. Методика позволяет:
- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;
- создать основу для развития универсальных учебных действий;
- обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;
- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми.
Уникальность диагностики состоит в следующем: психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:
- обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,
- позволяют включиться в учебный диалог на уроке,
- помогают организовать деятельность на уроке и др.
- своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом.
- с первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.
Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «Наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»: Отслеживать процесс формирования метапредметных УУД (умственные действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею) необходимо в течение всех лет обучения в начальной школе. Для этого требуется специальная диагностическая процедура - мониторинг метапредметных УУД, которую необходимо проводить в связи с введением ФГОС.
Итак, существует достаточно большое количество методик диагностики психологической готовности детей к школьному обучению. Сам процесс адаптации детей, безусловно, жизненно важен для будущего. Насколько крепко будет стоять на ногах новое поколение, насколько оно будет готово работать вместе, насколько каждый будет готов вносить свой посильный вклад в общее дело, в конечном счёте, зависит счастье каждого конкретного ребёнка и нашего общества в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема готовности детей к обучению в школе является не только научной, но, прежде всего, реально-практической, жизненной и острой задачей, еще не получившей своего окончательного решения. Долгие годы считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его интеллектуального развития. Однако на современном этапе готовность к школьному обучению рассматривается как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться.
В процессе написания курсовой работы был проведен анализ современных концепций проблемы психологической готовности ребенка к школе. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если ᴨпервоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.
В ходе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что в дошкольном возрасте происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
Основными новообразованиями личности детей дошкольного возраста являются: возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения, формирование первичных этических инстанций и на их основе – моральных оценок, возникновение новых социальных мотивов поступков и действий, произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям, возникновение личного сознания.
Готовность ребенка к школе определяется совокупностью его физической, педагогической и психологической подготовки. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов и родителей в данный момент и в данной ситуации говорят о каком-либо компоненте готовности ребёнка к школе.
Работая над этой темой, я пришла к выводам:
- проводить диагностику детей необходимо для их успешного обучения;
- начинать проводить диагностику детей раньше – за 2 года до школы, тогда эта работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка к обучению в школе, за эти годы можно скорректировать и контролировать его развитие.
Мною были составлены рекомендации для родителей по подготовке детей к школе. Рекомендации включают все компоненты готовности ребенка к обучению в школе, в том числе психологическую и личностную готовность (Приложение А).
Таким образом, цель, заявленная в работе, достигнута, а задачи решены в ходе изучения теоретических основ темы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 384 с.
- Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
- Куинджи Н.Н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2009. – № 5. – C. 33–36.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей//Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей.- М., 1981.-с.6.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: АСТ, 2011. – С.21.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб, 2011. – с 124.
- Венгер, Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание». М.: Просвещение, 2009. – с 176-179.
- Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.
- Возрастная психология / под ред. Т. Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 336 с.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2009. – 184 с.
- Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. - М., МГППУ, 2006. - 210 с.
- Грудненко Е.А. Психологическая готовность к школе. Подходы отечественных психологов к определению психологической готовности // Тенденции развития педагогической науки: Материалы межд. заочной науч.-практ. конф. 23 октября 2010.- с.7-9.
- Безруких М.М. Трудности адаптации первоклассников к школе // Управление начальной школой. – 2011.- №8.- С.24-31.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – 3-е изд. – СПб.: Речь, 2010. – с. 213.
- Смирнова Е.О. Психология развития человека. – 2-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 2010. – 464
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – 3-е изд – М., 2009. – с.45.
- Петухова Т.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста. «Ученые записки Пятигорского педагогического института», т. 9, 1955.
- «Психология детей дошкольного возраста», под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М., «Просвещение», 1964.
- Веселов Н. Г. Принципы организации и система оздоровления часто болеющих детей в условиях детских дошкольных учреждений / Н.Г. Веселов, Е.Ю. Кузнецова, Г.К. Ермакова, Н.Н. Яременко с соавт. - Л.: 1990. - 55 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.
20
Приложение А
Рекомендации родителям «Подготовка детей к школе»
АННОТАЦИЯ
Приближается то время, когда ребенок пойдет первый раз в первый класс. Это очень важный период в развитии ребенка, в жизни каждой семьи. Будущему первокласснику нужно многое знать и уметь, ему предстоит поменять свой привычный образ жизни, стать более ответственным и самостоятельным.
Чтобы облегчить ребенку период адаптации к школьным условиям, помочь ему в обучении, нужно обязательно правильного его подготовить. Это не только интеллектуальная подготовка (развитие памяти, внимания, логического мышления, умения писать и читать, но и умение общаться, слушать, уступать, договариваться. В данной статье раскрывается понятие «подготовка детей к школе», рассматриваются задачи, стоящие перед родителями при подготовке ребенка к школе, даются соответствующие рекомендации родителям.
Описание: рекомендовано родителям для самостоятельной подготовки детей к школе.
Цель: помощь родителям будущих первоклассников.
Задачи: Раскрыть для родителей основные закономерности формирования у ребенка интереса к учебе, адаптации его к школьным условиям, Рекомендовать родителям комплекс игр, направленных на психологическую подготовку ребенка к школе.
Готов ли ребенок к школе?
Рассмотрим основные моменты, по которым родители приблизительно смогут понять, готов ли ребёнок к школе и есть ли необходимость обратить на что-то внимание.
Готовность ребёнка к школе определяется по следующим критериям, которые должны сочетаться между собой: психологическая готовность, физическая готовность и познавательная готовность.
Физическая готовность
Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, выполнять каждый день домашние задания – задача для дошкольника непривычная. Поэтому ребенок должен быть готов к школе физически:
• высокий уровень закаленности и устойчивость организма к инфекциям;
• соответствие показателей физического развития ребенка (рост, вес, мышечная масса) общепринятым нормам;
• развитие мелкой моторики (движения кистей рук). Чем выше развита мелкая моторика, тем выше развитие речи и мышления ребенка. Поэтому очень важно еще до школы начать готовить руку к письму (именно подготовка руки, а не обучение письму). Родители должны наблюдать за тем, как ребенок рисует, при этом насторожить должны следующие моменты:
- если ребенок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист. Значит, он не может менять направление лини с помощью движений пальцев;