Файл: Современные проблемы обеспечения качества и безопасности продукции (еоретические основы оценки конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Стратегия повышения конкурентоспособности продукции

Стратегия предприятия - краткосрочное, среднесрочное или долгосрочное развитие предприятия, которое касается сферы, средств и формы деятельности компании, а так же систему внутрипроизводственных отношений, достижение поставленных целей, позиции предприятия во внешней среде. Стратегия реализуется в процессе ее выполнения.

Стремление компании занять конкурентную позицию в определенной отрасли называется конкурентной стратегией. Она направлена на то, чтобы добиться выгодной и устойчивой позиции на конкретном рынке, путем конкурентных преимуществ перед компаниями, выпускающими аналогичный товар.

Постоянный, целеустремленный, планомерный процесс воздействия на условия и факторы, обеспечивающий производство продукции оптимального качества называется управлением качества.

До настоящего времени предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции, не учитывая потребности рынка.

Отечественная система управления качеством сыграла большую роль в формировании международных стандартов по системе качества. Система качества ISO 9000 (регламентированная международным стандартом) охватывает весь жизненный цикл продукта от проектирования до утилизации.

Совокупность органов управления, объектов управления, мероприятий, средств и методов, направленных на поддержание качества выпускаемой продукции называется системой управления качеством.

Функции системы управления качеством продукции:

  1. Функция оперативного, стратегического, тактического управления;
  2. Информационно-контрольная функция, функция анализа и учета;
  3. Общие и специальные функции для каждого жизненного цикла продукции;
  4. Функция по управлению экономическими, производственными, социальными и научно-техническими факторами.

В системе качества ISO 9000 выделяется система качества и политика в области качества, обеспечивающие управление и усовершенствование качества производимой продукции. Политика в области качества предусматривает, в первую очередь, улучшение экономического положения предприятия, освоения новых рынков сбыта, превышения технического уровня предприятия над ведущими фирмами, ориентацию на потребителя, улучшения показателей качества продукции, а так же на развитие сервиса.


Жизненный цикл продукции обозначается как петля качества, согласно стандартам ISO, с помощью которой осуществляется взаимосвязь между потребителем и изготовителя продукции, со всей системой, которая обеспечивает решение задач управления качеством продукции.

Совокупность мероприятий, необходимых для выполнения каждого этапа «петли качества» называется обеспечением качества продукции. Это нужно для того, чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.

Лишь внедряя системное управление качеством продукции, предприятия могут успешно развиваться и держать позиции в условиях конкурентной борьбы. На сегодняшний день растущая требовательность к улучшению качества продукции – это характерная черта развития рынка.

В конкурентной политике касательно товара берут во внимание, в первую очередь, его функциональное назначение, надежность, удобство эксплуатации, эстетичный внешний вид, т.е. способность товара удовлетворять различные потребности покупателей лучше, чем товары - конкуренты.

Важное условие выживания в условиях конкуренции – это создание такой ценности товара, включающей в себя совокупность свойства этого товара и сопутствующих ему свойств.

Создавая конкурентоспособный товар, производитель может применить различные стратегии, например, он может достичь отличие товара в глазах потребителей от товара-конкурента, а так же выбрать наиболее привлекательный товар из намеченных к производству и на этой почве осуществить скачок на рынке или найти применение выпускаемой продукции. Так же производитель может найти новый рынок как со старым товаром, так и с новым, осуществить изменение выпускаемого товара, ориентируясь на вкусы и потребности покупателя т.д.

Производители усиленно ищут новый конкурентоспособный товар и новые рынки сбыта по причине научно-технического прогресса и ростом конкурентоспособности, а так же международного разделения труда.

В международной практике считается целесообразным выпускать, вместо одного вида продукции, широкий ассортиментный набор. Чем шире ассортиментный набор, тем вероятнее то, что потребитель найдет для себя наиболее оптимальный вариант.

Для того, чтобы оценить уровень конкурентоспособности товара, нужно провести анализ и получить необходимую информацию о рынках, где предлагается реализовывать товар и о его конкурентах. Так же оценивают потребности, которые товар не удовлетворяет, а так же к положительным и отрицательным свойствам данного товара, которые отмечают покупатели. Далее, решается вопрос о том, соответствует ли продукция по техническим параметрам и по качеству требованиям покупателей, оценивается конкурентоспособность в результате полного исследования рынка.


Отталкиваясь от оценки уже существующей и перспективной конкурентоспособности выпускаемой продукции, принимается решение о будущей производственной и сбытовой политике. Решаются следующие вопросы:

  1. Продолжать ли производить данный вид товара и его сбыт;
  2. Проводить ли совершенствование производства;
  3. Снять ли товар с выпуска и приступить к производству нового;
  4. Приступить ли к поиску нового рынка сбыта.

Несомненно, нужно изучить вопрос со стороны промышленного предприятия о его возможностях обеспечить такой объем производства товара, позволяющего занять долю рынка с целью обеспечения рентабельности производства и сбыта.

Важным вопросом остается ресурсное обеспечение предприятия. Возможность приобрести материалы, необходимые для производства, а так же привлечение финансовых ресурсов и квалифицированных кадров.

Своевременное обновление товаров, производимых предприятием, подготовка к производству новых видов продукции является важнейшим моментом в конкурентной борьбе.

В настоящее время главную роль в развитии предприятия играет производство новой продукции. После освоения нового товара, который составляет основу производства предприятия, темп его реализации возрастает примерно вдвое, чем у производителей - конкурентов.

Предприятия, стремясь снизить зависимость от продукции, которая в любой момент может привести к банкротству, по причине непредсказуемых изменений на рынке, выпускают новую продукцию и расширяют ассортимент. Основными причинами коммерческих провалов новых товаров являются дефекты товара (технические, эксплуатационные), высокая цена, непредсказуемые ответные действия со стороны конкурентов, время выхода на рынок выбрано не правильно.

В основе создания новой продукции лежит стремление достигнуть новые технико-экономические показатели, и конечно, создать товар рыночной новизны с высоким уровнем конкурентоспособности по сравнению с другими товарами-аналогами.

Решение о преобразовании товара часто бывает при путях повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции для удовлетворения требований потребителя, чтобы получить больше прибыли.

Своевременное оказание комплекса услуг, использование машин и оборудования, обеспечивающих их постоянную готовность к эффективной эксплуатации является развитием повышения конкурентоспособности продукции.

Проблема освоения новых рынков сбыта приобретает возрастающее значение в решении задач конкурентоспособности продукции. Поэтому на каждом предприятии важны аналитико - поисковые усилия в данной области. Рентабельность сбытовой деятельности и конкурентоспособность товара могут изменить новые рынки сбыта.


Вводя новую продукцию на рынок, можно продлить ее жизненный цикл. Колебания в спросе, по причине сезонности, могут поспособствовать успешному сбыту одного товара в разных точках мира. Повышение объема продаж на новом рынке может понизить издержки производства на единицу производимой продукции за счет использования дешевой силы, а так же низкого уровня налогов и таможенных пошлин на новом рынке сбыта. Поэтому очень важно суметь выйти с товаром на новый рынок, чтобы в дальнейшем развивать его конкурентоспособность, если на внутреннем рынке эта конкурентоспособность упала.

Пути повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции:

  1. Изменить проектирование продукции;
  2. Изменить технологию изготовления продукции;
  3. Изменить контроль качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и т.д.;
  4. Изменить структуру и состав материалов и комплектующих изделий, применяемых в производстве;
  5. Изменить цену на товар (услуги);
  6. Изменить порядок реализации товара на рынке и т.д.

Повышение качества выпускаемой продукции является важной составляющей частью стратегии фирмы. Объекты прогнозирования - показатели качества товара, уступающие показателям товарам-аналогам. Итак, подводя итог, можно выделить 3 основных пути повышения качества конкурентоспособности выпускаемой продукции, а именно: повышение качества выпускаемой продукции, снижение цены на продукцию, улучшение сбыта товара.

II. Общая характеристика и анализ финансово-хозяйственной деятельности ПАО «Акрон»

2.1. История создания и характеристика видов деятельности предприятия ПАО «Акрон»

ПАО «Акрон» - крупнейшая российская компания, на протяжении долгого времени смело поддерживающее лидирующие позиции в сфере производства минеральных удобрений, и на сегодняшний день оно по-прежнему входит в число крупнейших промышленных компаний страны. Поэтому предприятие «Акрон» можно считать стабильно работающей компанией, которая постоянно улучшает качество услуг и расширяет сферу деятельности. Предприятие входит в число ведущих мировых производителей минеральных удобрений. В таблице 1 представлены лидеры по производству минеральных удобрений.


Таблица 1- Страны-лидеры по производству минеральных удобрений.

Страна

Производство, млн.т.*

Китай

32,1

США

18,5

Индия

14,5

Канада

14,0

Россия

13,8

*- 100 % полезного вещества

Датой возникновения компании является 1961 год.

В 1967 году были введены в эксплуатацию цеха разделения воздуха и изготовления метанола, в 1969 году сооружен 1-й цех по выпуску аммиака и аммиачной воды. В 1970 году начал работать цех по производству карбамида, в 1973 году - цех по производству карбамидоформальдегидных смол. В 1975 году комбинат был преобразован в Производственное объединение «Азот», начал работать крупнотоннажный агрегат по производству аммиака. В 1977 году началось изготовление аммиачной селитры, в 1982 году - высококонцентрированных азотно-фосфорно-калийных удобрений (NРК). В 1992 году объединение «Азот» было преобразовано в акционерное общество открытого типа «Акрон». В 1994 году компания приобрела контрольный пакет акций ОАО «Дорогобуж». В 1997 году компания реализовала программу реконструкции производств метанола и карбамидоформальдегидных смол. После распада Советского Союза оба предприятие было приватизировано, проведена реорганизация производств, перестройка хозяйственной деятельности и структуры управления предприятия, принята долгосрочная программа реконструкции и развития. В 1999 году началось производство бесхлорной азофоски, ПАО «Акрон» признается одним из лучших российских экспортеров.

В начале 2000-х годов компания приняла стратегию вертикальной интеграции, в результате чего в состав группы вошли логистические и сбытовые компании, а также предприятия по добыче сырья. В 2001 году началось производство сухих смешанных удобрений, система менеджмента качества ОАО «Акрон» сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001-94 фирмой «Дет Норске Веритас».

В 2003 году началось производство пористой аммиачной селитры с добавлением нитрата кальция, пористой аммиачной селитры (миниприлята), аммиачной селитры средней плотности для технических целей, начат выпуск нового азотно-фосфорного удобрения (нитроаммофос 32:6) с содержанием азота 32% и фосфора 6%. В 2003 году ОАО «Акрон» получило премию Правительства Российской Федерации в области науки и техники.