Файл: Современные проблемы обеспечения качества и безопасности продукции (еоретические основы оценки конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в условиях сильной конкуренции на рынке предприятию необходимо выпускать такой товар, чтобы предприятие могло удержать позиции на рынке, поэтому целью выпускной квалификационной работы является разработка стратегии по обеспечению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятия ПАО «Акрон» в г. Великий Новгород.

Предприятие группы «Акрон» - ПАО «Акрон» датой своего основания считает 1961 год, оно составляет основу отечественной отрасли по производству минеральных удобрений.

В настоящее время предприятие обеспечивает такими востребованными в мире видами удобрений, такие как аммиак, азотные и сложные минеральные удобрения, а также промышленные продукты. ПАО «Акрон» в г. Великий Новгород является одним из основных производственных предприятий, входит топ-5 мировых лидеров по производственным мощностям. Качество ПАО «Акрон» сертифицировано в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001-94 компанией Det Norske Veritas, а так же получен сертификат «Проектирование, разработка и производство химической продукции на производствах нитроаммофоски и аммиака».

Исходной информацией для выполнения выпускной квалификационной работы послужили данные о производственных и экономических показателях деятельности ПАО «Акрон». Источником послужили годовые и квартальные отчеты предприятия, пояснительные записки к отчетности, бизнес-план и прочая информация, представленная на официальном сайте компании.

Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы состоит необходимости своевременного контроля за эффективностью всех сторон производственной и экономической деятельности промышленного предприятия в конкурентных условиях на рынке минеральных удобрений.

Целями выпускной квалификационной работы являются:

- изучение теоретических основ анализа и оценки показателей эффективности хозяйственной деятельности с учетом особенностей работы промышленного предприятия;

- анализ структуры и динамики производственных и экономических результатов работы ПАО «Акрон»;

- расчет и анализ показателей рентабельности;

- оценка финансового состояния предприятия для выявления слабых и сильных сторон и перспектив развития бизнеса;
- разработке стратегии по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Для решения поставленных задач будут изучены теоретические основы оценки экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия, организационная структура управления предприятием, особенности функционирования, состав и структура экономических показателей работы компании.


Предполагается также проанализировать структуру и динамику доходов от основной деятельности ПАО «Акрон» для оценки вклада отдельных сегментов бизнеса в общие доходы компании.

Для оценки перспектив компании в плане дальнейшего развития и привлечения финансирования будут рассчитаны показатели, характеризующие финансовое состояние, платежеспособность и ликвидность, деловую активность.

Завершится аналитическая часть расчетом показателей рентабельности, характеризующих общую экономическую эффективность деятельности предприятия.

В заключительном разделе выпускной квалификационной работы предполагается разработать стратегию по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятия «Акрон».

Для этого будут обобщены результаты выполненного анализа, изучены перспективы развития рынка минеральных удобрений, оценены риски развития компании и потенциальные возможности роста объема доходов.

I. Теоретические основы оценки конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции

1.1 Понятие и показатели качества выпускаемой продукции

В настоящее время в условиях сильной конкуренции на рынке предприятию необходимо выпускать такой товар, чтобы оно могло удержать позиции. Так как рынок не стоит на месте и постоянно расширяется, то появляются новые предприятия, которые претендуют на своё место на рынке. Те предприятия, которые не уделяют данному вопросу должного внимания, выбывают посредством конкуренции. Предприятие должно сохранить свою репутацию в таких условиях, суметь удержать своих постоянных клиентов, а так же привлечь новых. Борьба с товаропроизводителями аналогичного товара, представленными на конкретном рынке за наиболее выгодные условия сбыта и производства продукции, а так же возможность за счет этого максимизации прибыли, называется конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность товара на рынке проявляется через его качество. Конкурентоспособность товара - это индикатор конкурентоспособности. В условиях рынка она существует постоянно, обеспечивает самые лучшие возможности удовлетворить разные потребности покупателей товаров или услуг, стимулирует товаропроизводителей к совершенствованию своего производства, повышения качества производимых товаров и услуг, а так же снижения затрат и цен на товар и укрепление прочного предпринимательского имиджа.


Уровень экономических, технических и эксплуатационных параметров определяют конкурентоспособность выпускаемой продукции предприятия, который позволяет выдержать конкуренцию с другими предприятиями-аналогами.

Наиболее важными факторами качества продукции являются высокое качество, ориентация на потребителя, новизна, надежность, цена, упаковка, энергоемкость, условия реклама и сервис, удовлетворяющие обусловленные или предполагаемые потребности потребителя.

Для того, чтобы товар мог удовлетворить потребности покупателя, он должен соответствовать основным параметрам, представленным на рисунке 1.

Экологические

Нормативные

Экономические

Товар

Эстетические

Эргономические

Технические

Рисунок 1- Основные параметры товара

Экономические параметры характеризуют свойства товара по техническому совершенству по степени потребляемого сырья, топлива, материалов и энергии.

Эстетические параметры определяют информационную образность товара, форму, единство композиции, безупречность исполнения.

Технические параметры определяют оптимальные затраты при производстве товара, его эксплуатации, восстановлении заданных показателей качества.

Эргономичные параметры характеризуют удобство потребления или эксплуатации товара.

Параметры экологичности продукции характеризуют степень вредных воздействий на окружающую среду при потреблении или эксплуатации, например, содержание вредных примесей в продукте.

Рынок уделяет особое внимание качеству продукта, однако, следует отметить, что изменение качественных показателей – это процесс долгосрочный, который требует большие финансовые вложения, а иногда – переоборудования производства. Изменение в качественных характеристиках продукции требует необходимые затраты времени на доверие потенциальных потребителей, а так же дополнительный срок, который требуется потенциальным потребителям для того, чтобы осознать перемены, принять решение о совершении покупки, выбрать между товарами – аналогами.Чтобы достичь высоких показателей качества выпускаемой продукции, разрабатывается система управления качеством, которая предусматривает определенную организационную структуру. Существуют внешние и внутренние цели обеспечения качества. Внешние цели обеспечения качества продукции оцениваются контрактными отношениями, которые создают уверенность потребителей. К внутренним целям относят, в первую очередь, разработку политики в области качества, виды и методы деятельности оперативного характера, которая базируется на ответственности исполнителя, а так же на систематическом проведении мероприятий по повышению качества.


Проводимый на предприятии контроль уровня качества не является завершающим этапом проверки степени заявленного соответствия качества реальному уровню. Завершающим этапом является потребитель. Именно он показывает предприятию или фирме, насколько хорошо отработало каждое подразделение, отвечающее за качество товара, своей повторной покупкой, либо отказом от нее. Существует четыре группы продукции, каждая из которых определяет уровень качества, представлены на рисунке 2.

Продукция

Высший

уровень

Конкурентоспособный уровень

Пониженный

уровень

Низкий (неконкурентоспособный) уровень

Рисунок 2 – Группы продукции по уровню качества.

Продукция высшего уровня (качества), как правило, это принципиально новая продукция, она превосходит аналогичные товары конкурентов по экономическим и техническим параметрам.

Конкурентоспособный уровень качества может иметь средний уровень качества на рынке среди товаров – аналогов, но при этом подходить высокому уровню качества. Конкурентоспособность данной продукции добивается за счет ценообразования стимулирования продаж, маркетинговых мероприятий по рекламе, гарантийного обслуживания, каналов сбыта и т.д.

Группа с пониженным уровнем качества обладает худшими потребительскими свойствами, чем продукция конкурентов. Чтобы сохранить свою позицию в конкурентной борьбе, производитель может использовать стратегию снижения цен.

Низкий (неконкурентоспособный) уровень качества продукции чаще всего неконкурентоспособен. Продукция такой группы либо будет неактуальной для покупателей, либо может быть продана по очень низкой цене.

1.2 Качество как важнейшее условие повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции

Конкурентоспособность продукции, непосредственно, связана с ее качеством, так как имеет одну сферу формирования и проявления. Качество продукции стабильно при неизменных производственных условиях ее создания на достигнутом уровне научно-технического прогресса, ее можно считать более статичной категорией, а конкурентоспособность - категория динамичная, которая зависит от изменений и характера потребностей, платежеспособного спроса, рыночной ситуации, условий сервиса и т.д.


Одним из базовых принципов конкурентоспособности предприятия является качество продукции. Оно выступает в роли фактора повышения конкурентоспособности. Предприятие, ориентированное на увеличение доли на рынке, принадлежащего ему, придерживаются конкурентной стратегии, которая обеспечивает максимально возможного спектра показателей качества.

Весомым критерием для потребителя приобретенного продукта на долгосрочную перспективу является качество. Потребитель выбирает товар не за определенную торговую марку, а товар определенной категории. На выбор товара могут повлиять известность, ценовая ниша, занимаемая им, привлекательность упаковки и т.д., но конечный выбор в пользу товара будет только после его приобретения, главными характеристиками, которые влияют на результат, станут эксплуатационные возможности товара, другими словами, качество.

Эксплуатационные параметры, состав, срок использования и другие характеристики не ограничивают категорию качества товара, все эти показатели нужно рассматривать как составляющее всеобъемлющего показателя. Наличие лишь одного атрибута недостаточно, чтобы потребитель начал рассматривать данный продукт в виде основного. Товары, находящиеся в низшей ценовой категории так же должны обладать определенным набором показателей, определяющих качество, так как есть потребители, которые вынуждены покупать продукцию низкого уровня, чтобы сохранить свою нишу в условиях конкурентной борьбы на данном рынке.

Качество как важнейшее условие конкурентоспособности товара. Каждый товар обладает объективными (качественные показатели) и субъективными признаками (маркетинг), которые важны при определении места товара на рынке. Только при равномерном улучшении как объективных, так и субъективных признаков товара можно получить наибольшую пользу, выраженную в увеличении продаж.

Качество продукции является важнейшим инструментом воздействия на конкурентоспособность. Именно показатель качества продукции обеспечивает, в первую очередь, величину спроса на товар, целевой сегмент, является важным для потребителя и устойчивым признаком, который определяет повторные покупки.

Каждое предприятие, которое заботится о конкурентоспособности своей продукции, должно обеспечивать максимальный спектр показателей, формирующие качество. Это необходимо, чтобы в представлении у потребителей был оптимальный набор качественных характеристик выбираемого ими товара. Одну группу потребителей не интересует весь спектр качественных характеристик, а лишь наличие какого-то определенного компонента. Другую группу потребителей интересует обязательное наличие все компонентов, а третья группа – не готова жертвовать ни одним из возможных качеств. Поэтому, максимальное количество параметров качества гарантирует выигрышное положение на рынке.