Файл: Лекция 5. Функционально-стоимостный анализ.docx

Добавлен: 13.03.2019

Просмотров: 1628

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.1. Подготовительные мероприятия

Подготовительные мероприятия служат для того, чтобы прояснить имеющиеся на предприятии проблемы. Сначала для ФСА отбирают не слишком сложные проблемы. Рабочая группа должна еще накопить некоторый опыт.

Предложения могут исходить из разных отделов. Основу для отбора объектов ФСА составляют данные анализа узких мест, рационализаторские предложения и данные анализа продуктов. Инициаторами могут выступать также конструкторский отдел или отделы рационализации и организации работ.

При постановке целей следует учитывать условия на рынке. Основой для определения количественных целей являются рыночные цены и конкурентная ситуация. Если переменные затраты вычесть из рыночной цены, то мы получим сумму покрытия 1. После вычитания специальных постоянных затрат получим сумму покрытия 2. По суммам покрытия 1 и 2 в процентном выражении рассчитывают, как должны снизиться переменные и специальные постоянные затраты, чтобы можно было обеспечить успешное функционирование предприятия.

Экономический отдел должен предоставить в распоряжение рабочей группы ФСА детализированные данные об отдельных видах затрат на предприятии. Затраты должны быть правильно определены. Обратите внимание на то, что переменные и специальные постоянные затраты, относящиеся к объекту ФСА, следует представлять в простом виде. Все затраты, которые не относятся к разработке проекта, не нужно принимать в расчет. Однако постатейная калькуляция для анализа затрат не используется.

Данные о переменных и постоянных затратах особенно важны для анализа фактического состояния, стоимостной оценки альтернатив и калькуляции стоимости реалистичных решений.

Цель по затратам может, к примеру, состоять в том, что необходимо снизить переменные затраты на 20%. При постановке цели по затратам следует по возможности опираться на опыт аналогичных проектов.

Затраты на этапах разработки, испытания новых изделий, а также изготовления специальной оснастки и инструмента оцениваются и распределяются по периодам планирования с максимально возможной точностью.

После постановки целей и формирования рабочей группы для ФСА нужно составить план выполнения работ. Для управления проектом может применяться простая диаграмма, которая наглядно представляет этот план. Группа должна наряду с моментом начала проекта определить и момент его окончания.

3.2. Определение фактического состояния

При определении фактического состояния основная проблема состоит в том, чтобы собрать информацию и точно описать объект, в том числе отдельные его функции. Например, отдельные трудовые процессы в сбыте, производстве или при обработке заказов разлагаются на составляющие. Рабочая группа перепроверяет, кто занимается этими видами деятельности. Исследуются затраты времени и расходы. Источником сведений о затратах времени и расходах могут быть статистические данные на предприятии и экспертные оценки.


Тесная совместная работа экономического отдела и группы, занимающейся ФСА, является необходимой предпосылкой успеха. В исследованиях нужно принимать во внимание только переменные затраты на единицу продукции и специальные постоянные затраты. Функциональные затраты следует учитывать с максимальной точностью. Группе необходима информация о том, каковы затраты на реализацию одной функции объекта анализа

При анализе функций речь идет прежде всего о том, чтобы описать и оценить реальные функции. Исходя из этого, можно создать каталог желаемых функций как основу выбора возможных решений.

3.3. Проверка фактического состояния

При проверке фактического состояния точно анализируются все главные и дополнительные функции объекта исследования. Проверяется, все ли функции выполняются. Возникающие при этом затраты также должны быть внимательно рассмотрены.

Необходимо проводить ABC–анализ переменных затрат. Можно, например, установить, что 10 стандартных деталей составляют около 50% всех деталей, но на них приходится только 5% общих затрат

3.4. Разработка новых решений

После того как группа составит полное представление об объекте ФСА, речь пойдет о поиске новых решений. Каждая функция должна рассматриваться с учетом альтернатив. Необходимость некоторых функций следует поставить под сомнение. Возможно, более экономично выполнять их на ЭВМ или это могут делать другие сотрудники.

При разработке альтернативных решений помогают такие методы поиска идей, как "мозговой штурм". Оправдали себя и специальные анкеты. Можно успешно применять технику мета–планирования.

3.5. Проверка новых решений

Отдельные решения или подходы к ним должны рецензироваться. Все предложения нужно проверить. Требуется выяснить, каковы практическая реализуемость решения и его экономичность.

Обычно в группе разрабатывается много альтернативных предложений. Из этих предложений выбирают два или три, а затем подвергают их более точной технической и экономической проверке.

Конструктор должен изучить решения на предмет их функциональной пригодности. Технологу нужно исследовать возможности производства и обратить внимание на число деталей. Контроллеру следует заниматься экономическими вопросами

3.6. Выбор и реализация решения

Когда все варианты решений тщательно исследованы, группа должна выбрать из них одно, для которого составляются каталог мероприятий и план-график по срокам исполнения. Одновременно нужно установить систему контроля за ходом реализации решения. Контроль следует проводить на основе плановых и фактических данных. Сравнение плановых и фактических величин покажет, дает решение желаемый результат или нет,

Особенность ФСА заключается в схеме действий в соответствии с графиком работ. Для отдельных этапов можно сформулировать определенные вопросы (табл. 3). Техника их постановки играет в ФСА большую роль.


Таблица 3

Вопросы группы стоимостного анализа

Основные этапы

Вопросы

1. Подготовительные мероприятия

Где есть узкие места?

Какие резервы существуют?

Кто что может улучшить?

Что и где должно быть изменено?

Когда возможны улучшения?

2. Определение фактического состояния

Что это?

Что это дает?

Чего это стоит?

3. Проверка фактического состояния

Что это должно дать?

Чего это стоит?

4. Разработка новых решений

Какие еще есть возможности?

5. Проверка новых решений

Это функционирует?

С какими преимуществами это связано?

6. Выбор и реализация решения

Какие приоритеты существуют?

Что нужно решать?

Кто, что, когда должен делать?

ВЫВОДЫ:

План работ представляет собой удачную комбинацию апробированных методов и гарантирует реализацию процедур ФСА. Одновременно он дает свободу для учета специфики исходной ситуации на предприятии. Основные этапы и подэтапы должны по возможности соблюдаться. После подготовительных мероприятий определяется фактическое состояние. За проверкой фактического состояния следует разработка новых решений. Когда отдельные решения уже оценены с экономической и технической точек зрения группа должна выбрать из них одно, которое затем будет быстро реализовываться.


ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОЙ АНАЛИЗ НА БАЗЕ СТАНДАРТА IDEF0

Назначение данного раздела заключается в предоставлении пользователям системы IDEF0 методических рекомендаций по проведению функционально-стоимостного анализа с использованием функциональных моделей процессов предприятия.

Одной из основных областей применения методических рекомендаций является внедрение «процессного подхода» в рамках системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО 9000:2000.

В основе методических рекомендаций лежит методология функционального моделирования процессов IDEF0, а также методика определения классификации и идентификации процессов.


Введение

Функциональное моделирование процессов с использованием методики IDEF0 позволяет получить концептуальные модели бизнес процессов предприятия. Концептуальность таких моделей определяется тем, что они отвечают на вопрос «Что происходит?», но не отвечают на вопрос «Как происходит?». Дальнейшая работа по усовершенствованию процессов, повышению их эффективности, снижению затрат и повышению качества продукции невозможна без дополнительных методов и инструментов. Одним из таких методов является методов функционально-стоимостного анализа (ФСА). Метод ФСА направлен на функциональное усовершенствование процессов в первую очередь с точки зрения снижения стоимости.

Ключевая задача метода – определение стоимости функций в рамках определенного процесса. Стандартные методы учета затрат не всегда правильно отвечают на вопросы, связанные с определением стоимости процессов предприятия. Метод ФСА оценивает процесс и эффективность функций, определяет стоимость производства, и указывает возможности для усовершенствования продуктивности и эффективности анализируемых процессов.


Метод ФСА это техника для количественной оценки стоимости и производительности функций, эффективности использования ресурсов и стоимости процессов. ФСА это процесс упрощения и выявления решений, требуемый оценщикам процессов и ведущим менеджерам производства.

Настоящие методические рекомендации ориентированы на использование функциональных моделей, построенных на базе стандарта IDEF0. Основное внимание уделяется проблеме определения стоимости функций и процессов.

  1. 1. Область применения

Настоящий документ содержит набор правил и рекомендаций по практическому применению метода функционально-стоимостного анализа при анализе функциональных моделей процессов, созданных на базе стандарта IDEF0. Методические рекомендации не рассматривают содержание стандарта IDEF0 и не содержат рекомендаций по функциональному моделированию с использованием стандарта IDEF0.

Методические рекомендации могут использоваться при анализе функциональных моделей.


2. Определения

Ценность – субъективно воспринимаемая покупателем совокупность потребительских качеств продукта или услуги.

Вспомогательный процесс – процесс, характеризующийся производством продукции, используемой в качестве «механизма» или «управления» для других процессов предприятия.

Процессный механизм – продукция определенного процесса, используемая в качестве «механизма» в анализируемом процессе.

Процессное управление – продукция определенного процесса, используемая в качестве «управления» в анализируемом процессе.


3. Сценарий проведения ФСА

ФСА представляет собой процесс сбора и обработки информации, имеющий, как правило, несколько этапов:

1. Построение функциональной модели. На этом этапе происходит сбор информации о процессах предприятия, построение и утверждение функциональной модели. При построении функциональной модели следует использовать «Функциональное моделирование на базе стандарта IDEF0. Методические рекомендации». Результатом выполнения этапа является функциональная модель процессов.

2. Собирание стоимостей. Производиться построение структурной схемы предприятия, определение статей затрат и распределение этих статей по структурной схеме.

3. Перенос стоимостей на функциональную модель. Производиться согласование структурной схемы и функциональной модели процессов, определяется стоимость функций.

4. Анализ результатов и выработка рекомендаций. Проводиться анализ полученных на предыдущих этапах информации и формируются рекомендации по усовершенствованию процессов.

Рис. 1.Схема ФСА

  1. 4. Построение функциональной модели

5.1 Процесс построения функциональной модели рассмотрен в документе «Функциональное моделирование на базе стандарта IDEF0. Методические рекомендации».

5.2 Локализация процессов. Для проведения дальнейшего анализа необходимо локализовать процессы функциональной модели. Следует составить перечень функций, связанных причинно-следственными отношениями. Эти функции должны располагаться на самом низком уровне иерархии, но не обязательно на одном и том же. Работу следует вести, используя определение процесса, данное в «Функциональное моделирование на базе стандарта IDEF0. Методические рекомендации».


5.3 Составления глоссария «механизмов» и «управлений». Глоссарий «механизмов» и «управлений» должен содержать полный перечень «механизмов» и «управлений» функций самого низкого уровня декомпозиции. В каждом из этих глоссариев необходимо выделить элементы, являющиеся продукцией «вспомогательных» процессов. «Вспомогательными» процессами следует считать процессы, отраженные в функциональной модели и чья продукция используется в качестве «управления» или «механизма» в других процессах функциональной модели.

5.4 Определение последовательности рассмотрения процессов. Определять последовательность рассмотрения процессов следует только в том случае, если продукция одного или нескольких процессов используется в качестве «управления» или «механизма» в других процессах. В этом случае, первыми должны анализироваться те процессы, которые не имеют «процессных механизмов» или «процессных управлений». Затем должны рассматриваться процессы, для которых может быть рассчитана стоимость «процессных механизмов» и «процессных управлений».

Пример. В результате построения функциональной модели бизнес процесса производства продукции были получены модели следующих процессов:

    • Процесс подготовки дневных планов выпуска продукции (Процесс 1);

    • Процесс подготовки оснастки и инструментов (Процесс 2);

    • Процесс выпуска продукции (Процесс 3).

    1. Очевидно, что планы выпуска продукции являются управлением для Процесса 2 и Процесса 3. Процесс 2 имеет продукцию, которая используется в Процессе 3 в качестве механизма. Следовательно, очередность рассмотрения процессов:

      • Процесс 1 – определяется стоимость «управления», которая не может быть получена из бухгалтерской системы;

      • Процесс 2 – определяется стоимость «механизмов», используемых в Процессе 3;

      • Процесс 3 – определяется стоимость функций при реализации продукции.

      В данном примере для определения стоимости функций процесса выпуска продукции (Процесс 3) необходимо определить себестоимость продукции вспомогательных процессов (Процесс 1 и Процесс 2).

      1. 5. Собирание стоимостей

      Процесс собирания стоимость предназначен для получения информации о распределении затрат по структурным единицам предприятия. Фактически на этом этапе происходит выяснение стоимостей «механизмов» функциональной модели.

      6.1 Собирание стоимостей основывается на данных бухгалтерского учета. Каждая статья затрат должна характеризоваться не только денежной величиной, но периодичностью ее проявления. То или иное семантическое значение статьи затрат определяет и способ вычисление «времени жизни» статьи затрат. Например, затраты на заработную плату имеют как правило временной период равный месяцу. Временной интервал для капитальных вложений может определяться как время окупаемости или срок службы. Амортизационные отчисления делаются раз в месяц и т.д. Таким образом, каждая статья затрат должна быть приведена к виду «количество денег за единицу времени»