Файл: Лекция 5. Функционально-стоимостный анализ.docx

Добавлен: 13.03.2019

Просмотров: 1624

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7.5 Идентификация функций, не создающих ценности. Данный концептуальный подход предназначен для определения функций процесса, которые добавляют ценность продукции. Если функция процесса не добавляет ценности, то, возможно, она не нужна и может быть удалена из процесса. Однако некоторые функции, не добавляющие ценность, не могут быть удалены по следующим причинам:

Функция или процесс предназначены для обеспечения работы другой функции или процесса, которые добавляют ценность. Это означает, что такие функции или процессы могут быть удалены только при реорганизации соответствующих процессов.

Функция или процесс определяются деятельностью предприятия, его целью и стратегией (реклама, исследование, развитие и т.д.). Т.е. такие функции или процессы не добавляют ценность в ту продукцию, которая производиться прямо сейчас, но они необходимы для развития предприятия или разработки новой продукции.

Функции или процессы требуются существующей законодательной базой или нормативными документами. Идентификация функций, не создающих ценности, позволяет определить функции или процессы, которые потенциально могут быть немедленно прекращены.


XYZ-АНАЛИЗ

1. КАК ПРОВОДИТСЯ XYZ-АНАЛИЗ?

Наряду с соотношением количества и стоимости, исследуемым при ABC-анализе, для оценки показателей объемов могут применяться другие критерии. Знания о структуре потребления отдельных видов материалов тоже важны. При XYZ-анализе материалы распределяются в соответствии со структурой потребления (табл. 4)

Таблица 4

XYZ–анализ структуры потребления

Материал

Структура потребления

X

Потребление носит постоянный характер

Y

Потребление имеет тенденции к повышению или понижению либо подвержено сезонным колебаниям

Z

Потребление носит нерегулярный характер

Информация о материалах, классифицированных по структуре потребления, – лучший инструмент принятия решений по каждому из мероприятий в области закупки (табл. 5). Следует учесть, что для Х, Y, Z-материалов при закупке будут действовать различные условия.

Таблица 5

Мероприятия по закупке

Материал

Условия закупки

X

Происходит синхронно процессу изготовления

Y

Создание запасов

Z

Индивидуальные заказы по закупке

Дальнейшую классификацию можно проводить по прогнозируемой точности потребления (табл. 6).

Таблица 6

XYZ-анализ по точности прогноза

Материал

Точность прогноза

X

Высокая точность прогноза

Y

Средняя точность прогноза

Z

Незначительная точность прогноза

ВЫВОДЫ:

Информация о материалах классифицированных по структуре потребления – лучший инструмент принятия решений в области закупок. Х-материал следует приобретать синхронно процессу производства. Приобретение с запасом следует планировать для Y-материала. Разовые закупки подходят для Z-материала.


С точки зрения точности прогнозируемого потребления XYZ-анализ предоставляет дополнительную информацию для правильного и требующего меньших затрат планирования закупок материалов. В связи с этим целесообразно прежде всего менеджерам по закупке и производству регулярно проводить XYZ-анализ.

2. СЛЕДУЕТ ЛИ КОМБИНИРОВАТЬ ABC-АНАЛИЗ С XYZ-АНАЛИЗОМ?

Результаты ABC- и XYZ-анализа можно комбинировать. Если мы объединим данные о соотношении количества и стоимости ABC-анализа с данными о соотношении количества и структуры потребления XYZ-анализа, то получим ценные инструменты планирования, контроля и управления для системы обеспечения материальными ресурсами.

Комбинация ABC- и XYZ-анализа позволяет получать дополнительную информацию о материалах, используемых на предприятии (табл. 7).

Таблица 7

Комбинация ABC- и XYZ-анализа


А

В

С

Х–материал

Высокая потребительная стоимость

Средняя потребительная стоимость

Низкая потребительная стоимость

Высокая степень надежности прогноза потребления

Высокая степень надежности прогноза потребления

Высокая степень надежности прогноза потребления

Y–материал

Высокая потребительная стоимость

Средняя потребительная стоимость

Низкая потребительная стоимость

Средняя степень надежности прогноза потребления

Средняя степень надежности прогноза потребления

Средняя степень надежности прогноза потребления

Z–материал

Высокая потребительная стоимость

Средняя потребительная стоимость

Низкая потребительная стоимость

Низкая степень надежности прогноза потребления

Низкая степень надежности прогноза потребления

Низкая степень надежности прогноза потребления

ВЫВОДЫ:

Результаты ABC- и XYZ-анализа необходимо комбинировать. Посредством этого руководство предприятия и менеджеры получают возможность лучше понять процессы, протекающие в системе обеспечения производства материалами. Это позволяет снизить затраты прежде всего в системе материального обеспечения путем сокращения складских запасов сырья, основных и вспомогательных материалов. На малых и средних предприятиях складские запасы в большинстве случаев очень велики и связывают слишком большой капитал.

20