Файл: Теория и практика разделения властей (Понятие и сущность принципа разделения властей).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность принципа разделения властей
1.1. Становление принципа разделения властей
1.2. Реализация принципа разделения властей в зарубежных странах
2. Реализация принципа разделения властей в российской федерации
2.1. Реализация принципа разделения властей в деятельности органов государственной власти РФ
2.2. Современные тенденции развития теории разделения властей
Роспуск Госдумы произойти может по указу Президента России, если она три раза отклонила кандидатуры, представленные им, на должность Председателя Правительства или выразила Правительству недоверие повторно в течение 3 месяцев. Но Дума не может быть распущена в первый год своей работы. При роспуске Госдумы Президентом назначается дата выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позже чем через 4 месяца с момента её роспуска.
Аппарат Государственной думы является постоянно действующим органом, осуществляющим аналитическое, документационное, организационное, правовое, материально-техническое, финансовое, информационное, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы. Председателем Государственной думы осуществляется взаимодействие с прочими ветвями власти — судебной и исполнительной. Председателя, первого заместителя председателя и заместителей председателя избирает тайное голосование на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя выдвигать могут депутаты и депутатские объединения.
Органы исполнительной власти имеют значительную юридическую самостоятельность в отличие от законодательной и судебной ветвей государственной власти. Они не являются подотчетными и подконтрольными органам представительной власти. ОИВ, в особенности, правительство РФ, имеют право законодательной инициативы, а также государственно-властные полномочия, связанные с изданием правовых актов и контролем за их выполнением.
Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации[20].
Правительство РФ реализует собственную деятельность на основе Конституции РФ, федерального конституционного законодательства, федерального законодательства и нормативных указов Президента РФ[21].
Федеральным Конституционным Законом определяются источники правового регулирования деятельности Правительства РФ. В число таких источников входят: Конституция РФ, федеральное конституционное законодательство, иное федеральное законодательство и указы Президента РФ.
Неслучайно Закон на первом месте в числе нормативных актов, на основе которых реализуется деятельность Правительства РФ, указывает Конституцию РФ. Конституция РФ обладает высшей юридической силой, прямым действием и применяется на всей территории РФ. Законы и прочие правовые акты, которые принимаются в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ)[22].
2.2. Современные тенденции развития теории разделения властей
Принцип разделения властей – один из основополагающих в организации деятельности, а также функционировании каждого правового и демократического государства. Необходимость изучать сложившуюся ситуацию в системе разделения властей в РФ обусловлено проблемами, имеющими связь с практической подготовкой и осуществлением нормативно-правовых актов в России, политико-правовыми отношениями структурных подразделений всех трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Теория права предлагает различные варианты механизма действия данного принципа.
Законодательная власть имеет верховенство, так как она устанавливает правовые основы общественной и государственной жизни, ключевые направления внешней и внутренней политики государства, а следовательно, определяет в конечном результате правовую организацию и формы деятельности судебной и исполнительной властей. Преобладающее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемого ими законодательства, придаёт общеобязательность нормам права, которые в них выражены. Тем не менее, верховенство законодательной власти не является абсолютным. Рамки её действия ограничивают принципы права, естественные права человека, идеи справедливости и свободы. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, при помощи которых обеспечивается соответствие законодательства действующей конституции.
Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей»[23].
Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.
Процесс информатизации общества, начавшийся в XX веке привел к тому, что в современной теории государства и права стали выделять еще одну ветвь власти - «четвертую власть» - средства массовой информации. Средства массовой информации можно рассматривать как ветвь власти, так как телевидение, радио, печать, интернет доступны всем слоям населения. Они не просто информируют общество, о каких либо политических событиях, но и иногда навязывают свою оценку происходящего, имеют возможности по манипулированию общественным мнением, т.е. могут оказывать существенное влияние на его формирование. Средства массовой информации играют очень важную роль в системе «сдержек и противовесов», сдерживая действия органов государства.
Статья 10 Конституции Российской Федерации устанавливает самостоятельность и абсолютную независимость ветвей власти друг от друга. Это основа и ценность конституционного строя нашей страны. Но соблюдается ли это положение на практике в деятельности всех органов государственной власти? Полагаем, что на практике реальное разделение властей в нашей стране только лишь складывается. В делении властей по горизонтали в современной России преобладает/доминирует исполнительная власть во главе с Правительством Российской Федерации. Сегодня в России законы принимаются Федеральным Собранием РФ, в состав которого входит Совет Федерации, состоящий из представителей исполнительной власти субъектов РФ и находящихся под их влиянием представителей законодательно-представительных органов субъектов РФ. В настоящее время, основная часть законопроектов готовится в стенах министерств, ведомств, агентств и служб.
По сути, исполнительная власть формирует законы, которые должна исполнять. А ведь законы должны обладать высшей юридической силой, готовиться и приниматься только законодательным (представительным) органом. На практике это, порою приводит к различным политико-административным казусам. Так, например, после внесения Правительством в Государственную Думу законопроекта о рыболовстве в марте 2011 года по всей стране прошли массовые выступления рыбаков против отмены бесплатной рыбалки. В то время, премьер-министр В.В. Путин поручил главе Росрыболовства А.А. Крайнему вместе с депутатами ГосДумы и общественностью в самые короткие сроки доработать закон о рыболовстве. Но проблема, на наш взгляд состоит, в том, что не Росрыболовство должно определять «правила игры» в обсуждаемой сфере общественной деятельности, и даже не Правительство России, а законодательная власть в лице депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ!
Данный пример наглядно показывает, что законодательную политику в нашей стране определяет не парламент, а высший орган исполнительной власти, что противоречит принципу разделения властей. При этом доминирование в государственной системе исполнительной власти происходит при слабости парламентского контроля и практическом неучастии парламента в формировании правительства, недореформированных судебной и правоохранительной системах, попытках вмешательства в государственную деятельность крупных финансово-промышленных групп, которое предопределило расцвет коррупции, в государственных органах.
Однако есть и властные структуры, доминирующие над органами исполнительной власти, например, Администрация Президента Российской Федерации. Президент наделен полномочиями, позволяющими ему обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ). При этом Президент, являющийся гарантом Конституции, прав и свобод человека, выступает, в некоторых случаях, как самостоятельная ветвь государственной власти. Так, статья 90 Конституции РФ предполагает подзаконный характер указов Президента, но в ней не говорится об их следовании федеральным законам. Отсутствует и перечень вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом. Президент России неоднократно издавал указы по вопросам, отнесенным к ведению правительства (например, о социальных выплатах). Учитывая подобную практику, способствующую возникновению правовых коллизий, а также частое несоответствие одних нормативных актов другим, представляется необходимым законодательно решить проблему разграничения компетенции этих государственных органов. Принимая во внимание опыт зарубежных стран, давно использующих такую модель государственного устройства, важен определенный баланс полномочий между главой государства и органом, контролирующим правительство. В Российской Федерации присутствие данного баланса в настоящее время слабо выражено.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разделение властей сейчас является важной неотъемлемой частью демократического режима политической власти в любом правовом государстве.
Рзделение властей служит своеобразным «турникетом в дверях политической деятельности государственного аппарата» и тем самым позволяет действиям и решениям органов власти (по принятию законов, их воплощению в жизнь и контролю за исполнением) проходить намного быстрее. Таким образом принцип разделения властей увеличивает скорость преобразований в различных сферах общества страны.
Однако, эти преобразования могут быть только номинальными, бумажными из-за сложности или невозможности исполнения закона, приказа, постановления, не соответствия реальному положению в обществе.
К тому же высокая скорость преобразований требует от органов власти своевременного быстрого принятия решений в экстремальных условиях в различных сферах общества, что не всегда удается совершить в реальности.