Файл: Теория и практика разделения властей (Понятие и сущность принципа разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативно-правовая основа разделения властей в федеративном государстве состоит из: федеральной Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов и законов Российской Федерации, осуществляющих регламентирование основных принципов формирования государственных органов власти на региональном уровне, договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти регионов, конституций (основных законов) субъектов федерации, а также региональных законов. Механизм горизонтального разделения властей в РФ является достаточно оригинальным и в основном не вписывается в рамки более-менее типичных моделей, которые существуют в других государствах[9]. Вместе с этим в России четко прослеживаются политико-правовые механизмы, которые присущи смешанной форме правления.

Наибольшей ролью во взаимодействиях федеральных органов государственной власти обладает Президент РФ, который имеет полномочия в отношении каждой ветви власти и который принимает участие или в их функционировании, или в создании кадрового состава соответствующих органов[10]. Он – глава государства; гарант Конституции РФ, свобод и прав гражданина и человека.

Специфику вертикального разделения власти в России определяет то, что отношения Федерации и ее субъектов всегда основывались и продолжают основываться на достаточо жесткой, централизованной основе. В связи с этим Федерации принадлежат не только те социально-экономические сферы и полномочия, которые требуются для того, чтобы обеспечивать жизнедеятельность единого государства, а также и те, которые обеспечивают защиту от окончательной и полной дезинтеграции некогда централизованного политического организма. Необходимый элемент разделения властей по вертикали в РФ, как, впрочем, и в иных федеративных государствах – это институт федерального воздействия. Природа его и сущность следуют из вертикальной структуры федерации, а также наличия у федерального центра ряда особых полномочий, которые дают обеспечение конституционного правопорядка, территориальной целостности, суверенитета и единства федеративного государства, являющихся приоритетными в отношении предметов ведения и полномочий субъектов Федерации.


1.2. Реализация принципа разделения властей в зарубежных странах

В государствах нашего времени: конституционных монархиях, президентских, парламентских, а также смешанных республиках - именно данный принцип говорит о месте субъектов правотворчества. Следовательно, ключевые субъекты правотворчества – это президент, правительство, парламент, министерства, а также ведомства. Каждый из данных органов в рамках собственной компетенции издает нормативно-правовые акты. Как субъект правотворчества у каждого органа есть правотворческая правосубъектность[11], каждый орган вступает в правоотношения по правотворчеству.

Сейчас этот принцип предполагает разделение государственной власти на такие институты: законодательный орган (разработка, корректировки проектов законов), исполнительный орган (реализация утвержденного закона), судебная система (контроль над выполнением принятых законов).

Глубинный источник власти состоит в неравенстве людей. Главный момент в сущности власти — ее место в целесообразной организации общественных отношений. Основные черты власти:

  • всеобщность — попадает почти все человеческие отношения.
  • инклюзивность — соединяет, а также противопоставляет социальные группы и некоторых индивидов.

2. Структура власти

1) субъект власти – человек, группа людей, организация, реализующая власть;

2) приказ субъекта власти, то есть выражение им воли в отношении того, над кем он реализует власть, который сопровождается угрозой применения санкций при неповиновении;

3) объект власти – человек, группа людей, организация, над кем реализуют власть;

4) подчинение объекта власти приказам;

5) общественные нормы, определяющие, что отдающий приказы обладает на это правом, а тот, кого данные приказы затрагивают, обязан подчиниться приказам реализующего власть.

3. Особенности политической власти от видов власти в иных областях общества (экономическая, социальная, духовно-информационная):

1) легальность (формально-юридическая законность) в применении силы («монополия на законное насилие» по М. Веберу);

2) верховенство (суверенность), обязательность решения власти для общества и, следовательно, иных видов власти;

3) публичность, то есть всеобщность (обращение к населению) и безличность (обращение от имени всего общества в виде права-закона);

4) моноцентричность, то есть наличие единого центра принятия решений;


5) разнообразие ресурсов (принудительные, экономические, информационные и другие).

Государственную (публичную, суверенную, на конкретной территории) осуществляет государство в форме формальных законов, указов и прочих с санкциями за их невыполнение

Общественную (партийную, профсоюзную, СМИ) – осуществляют организации в основном через неформальное воздействие на общественное мнение

Государственная власть и местное самоуправление осуществляются на постоянной и возмездной основе. Государственная власть осуществляется - от имени государства и за счет федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Местное самоуправление осуществляется от имени соответствующего органа муниципального образования и за счет средств местного бюджета.

Государственная власть и местное самоуправление имеют много общего, а именно: подзаконность, непрерывность, исполнительность и распорядительство, метод власти и подчинения в отношениях с объектами управления, формы выражения управленческих актов (действий) - постановления, распоряжения, приказы. Но органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

Государственная власть - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

Идея разделения функций государственного механизма как разновидности разделения труда возникла в античности, получила свое развитие в средневековье и эпоху Ренессанса, трансформировалась в идею о разделении единой государственной власти на отдельные ветви, а в Новое время превратилась в теорию разделения властей. Начиная с конца 18 века, принцип разделения властей приобрел конституционное закрепление в США и Франции. В настоящее время этот принцип выступает основным столпом государственного устройства всех развитых демократических государств, в том числе и Республики Беларусь. По мнению американского политолога А. Вандербильта, разделение властей является самым важным принципом свободного правления.

Принцип разделения властей фактически означает:

1) распределение функций и компетенции между государственными органами;

2) закрепление определенной самостоятельности каждого органа власти при осуществлении своих полномочий;

3) наделение каждого органа возможностью противопоставить свое мнение решению другого органа, контролируя этим в определенной мере его действия.


В западных странах сложились две основные модели применения этого принципа: «гибкого» и «жесткого» разделения властей. Первая из них, в своем обосновании восходящая к идеям Дж.Локка о тесном сотрудничестве и взаимодействии властей при верховенстве законодательной власти, характерна для стран с парламентской системой правления (например, Великобритания). Вторая модель опирается главным образом на концепцию Ш. Монтескье и его последователей о равновесии, независимости и взаимном контроле. Эта модель присуща, например, США и другим странам с президентской системой правления. Несмотря на существенные различия между данными моделями, для их современного развития характерны некоторые общие, хотя и противоречивые тенденции. Одна из них состоит в усилении роли правительственной власти, а другая проявляется в расширении арсенала и усложнении средств взаимного воздействия различных органов власти друг на друга.

Особый интерес представляет реализация принципа разделения властей в Великобритании.

Специфику Конституции Великобритании характеризуют особенности ее формы. Британская доктрина конституционализма включает в писаные лишь те акты, которые исходят от парламента, иными словами – статуты. Как и конституционные обычаи, судебные прецеденты, по мнению английских ученых, входят в неписаную часть права. Конституция Великобритании состоит из практически необозримого числа конкретных источников. Они могут быть классифицированы с разделением на 4 группы: статуты, конституционные обычаи, судебные прецеденты, а также Доктринальные источники.

Статутное право формируют акты парламентов, которые принимались с 1215 г. в рамках конституционного права. В их число принято включать статуты, осуществляющие регулирование:

  • структуры, полномочий и взаимоотношений палат парламента (законы о парламенте от 1911 года и 1949 года, акт о пэрах 1963 г., акт о Палате общин 1978 г.);
  • правового статуса личности (Великая хартия вольностей 1215 г., Хабеас корпус акт 1679 г., а также Билль о правах 1689 г.);
  • избирательного права (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974, 1983 годов и пр.);
  • статуса монарха (Акт о престолонаследии 1701 г.);
  • организации территории и местного самоуправления (акты о местном правлении 1972 года и 1985 года и пр.; Акт о соединении с Шотландией 1706 г.).

Подобных актов сейчас насчитывается свыше 40. Также конституционные нормы содержат и статуты, осуществляющие регламентирование конституционных отношений наряду с иными, входящими в предмет регулирования других отраслей права. В общем же, статутное конституционное право является фрагментарным, хоть и число его источников непрерывно повышается.


Конституционные соглашения – очень своеобразный источник британской Конституции. С одной стороны, они действуют реально в качестве важного звена правовой системы, без которого последняя не сможет существовать. С другой стороны - судами не признают обычаи, иными словами – нарушение соглашений не ведет к юридической ответственности. Но их несоблюдение в государстве, имеющим высокий уровень правосознания, может повлечь серьезные политические последствия.

По форме правления Великобритания является парламентарной монархией. Главой государства является монарх, который признается источником суверенной власти. Полномочия монарха существуют в виде королевских прерогатив, иными словами – исключительных прав, которые не исходят от парламента. Прерогативы британского монарха могут быть поделены на политические и личные. В число личных входят: право на атрибуты власти монарха, право на содержание, право иметь королевский двор.

Его политические прерогативы формально очень обширны, но на практике сейчас самостоятельно им не применяются.

Парламент Великобритании включает Палату общин (651), избираемую всенародным голосованием на пять лет и Палату лордов, которая состоит из назначаемых или наследственных пэров. Ключевая сфера деятельности парламента – это законодательство. Законодательную инициативу могут осуществлять в любой палате. В практике же рассмотрением законопроектов занимается нижняя палата, после чего они передаются в верхнюю. Законодательную инициативу формально имеет монарх (в лице министров). Согласно правилам процедуры, рассмотрение неправительственных законопроектов осуществляется только раз в неделю. В результате 95% всех законов принимают по инициативе правительства.

Правительство формирует премьер-министр, как правило, из депутатов правящей партии (предельная численность по закону - 95 человек), но имеет весьма своеобразную структуру. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих министров (около 20 человек), но он заседает и принимает решения весьма редко. Чаще всего собирается так называемый «внутренний кабинет», куда входят наиболее близкие и пользующиеся доверием премьер-министра члены кабинета (3-5 человек). Принятое ими решение оформляется затем как решение кабинета.

Одним из основных направлений деятельности правительства выступает управление разветвленным госаппаратом. Оно не только играет решающую роль в назначении, перемещении и увольнении чиновников, но и руководит его работой. Через министерства, департаменты, штабы и другие органы правительство осуществляет волю государства.