Файл: Теория и практика разделения властей (Понятие и сущность принципа разделения властей).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и сущность принципа разделения властей
1.1. Становление принципа разделения властей
1.2. Реализация принципа разделения властей в зарубежных странах
2. Реализация принципа разделения властей в российской федерации
2.1. Реализация принципа разделения властей в деятельности органов государственной власти РФ
2.2. Современные тенденции развития теории разделения властей
Выступая как орган исполнительной власти, правительство должно исполнять законы, которые принял парламент. Исполнение влечет установление собственного нормотворчества правительства. Акты, которое оно принимает, могут быть поделены на 2 группы: подзаконные акты, а также акты делегированного законодательства: последних в год в среднем принимают в восемнадцать раз больше, нежели законов. Широко распространилась и субделегация, при которой министры делегируют (поручают) издание актов руководителям нижестоящих ведомств.
Фактически контроль над законодательной деятельностью парламента выступил также как одно из наиболее важных направлений деятельности правительства. Его осуществляют за счет того, что правительство осуществляет составление повестки дня, устанавливает процедуру заседаний, осуществляет регулирование времени дебатов и пр. Правительство имеет важную роль в реализации внешней политики, установлении чрезвычайного положения, а также в иных важных сферах государственной деятельности.
Таким образом, в Великобритании реализация принципа разделения властей строится на весьма тесном взаимодействии законодательной и исполнительной ветвей власти, при доминирующей роли премьер-министра, который, опираясь на парламентское большинство не только, руководит правительством, но и является фактически руководителем государства.
2. Реализация принципа разделения властей в российской федерации
2.1. Реализация принципа разделения властей в деятельности органов государственной власти РФ
Когда власть сосредоточена чрезмерно в одних руках, это во всех случаях грозит диктатурой, произволом, насилием и бесправием. Современные государства обладают тремя ее ветвями: законодательная, исполнительная и судебная. В настоящее время разделение властей является признанной всеми нормой в любом государстве с демократическим режимом. Это непременное условие успешного развития страны. Но система разделения властей на практике управления государством не всегда существовала.
К примеру, у древних греков функции всех 3-х ветвей сочетало в себе Афинское собрание. А вот уже в средневековье управление государством между собой делили король, знать и духовенство. Когда монарх стремился к полному сосредоточению власти в своих руках, появлялся абсолютизм (пример – Россия и Франция). Но короли и императоры не могли действовать свободно без финансов. Для их получения они повышали налоги, а также созывали дворянские ассамблеи. Соответственно, аристократия в обмен на денежные средства вмешивалась в политику короля. Возникли законодательные собрания (парламенты, штаты генеральные, рикстаг), которые медленно, но верно расширяли собственную власть. В скором времени дошло до того, что короли начали нуждаться в их поддержке для проведения каких-то реформ и т.п.
При этом такие философы, как Монтескье, Вольтер и Т. Джефферсон, говорили о том, что в государстве всегда должно проводиться разделение властей на 3 ветви, и из них каждая будет уравновешивать, сдерживать, а также контролировать другие. Лишь государство сумеет свободно развиваться[12].
Косов Р.В. считает, что содержание принципа разделения властей состоит из идеологической, научной и практической составляющих. В качестве элемента идеологии, принцип разделения властей обладает важнейшей ролью в теории демократии и правового государства; с позиций науки принцип разделения властей – это средство познания объективной государственно-правовой действительности; в практике же разделение властей является одним из ключевых конституционных принципов организации деятельности государственного механизма в демократических государствах[13].
По мнению Гордынина Н.А. так как государственная власть является единой, то ветви ее непрерывно взаимодействуют, что обусловливает борьбу, соперничество, столкновение. Во избежание абсолютного, полного поглощения одной ветви власти другой, выработали систему сдержек и противовесов. Суть ее в уравновешивании власти, лишении возможности оставаться бесконтрольной каждой из них[14].
По мнению Геворкяна М.В., взаимодействие трех властей является процессом сложным и ответственным. Выражается он в согласовании разных вопросов, а также в конкретном взаимном влиянии ветвей. Исполнительная же и судебная власть действуют только на основании норм права, которые принимают законодатели[15].
Законодательная власть осуществляет выработку норм не в отрыве, а в тесных связях и на основе предложений и проектов, которые в основном исходят от органов исполнительной власти.
Судебная власть не просто предоставляет двум другим ветвям материал правоприменительной практики, она также "облагораживает" законодательную и исполнительную деятельность, непрерывно обращая внимание на моральные, правовые нормы и конституционные принципы, которые должны неукоснительно соблюдаться. Но все это хорошо только в теории. Практика же отличается от идеальных конструкций. Взаимодействия и разделение властей часто оборачиваются или конфронтацией, или недопустимыми формами подчинения и зависимости.
Проведем рассмотрение осуществление разделения властей на практике в современных демократических государствах.
1. Законодательная ветвь представляется парламентом. Его избирают тайным голосованием благодаря осуществления одинаково доступного для всех избирательного права. Как правило, в парламент входит нижняя и верхняя палата. Формирование последней в различных государствах происходит по-разному. А нижнюю палату комплектуют голосованием избирателей, т.е. через прямые выборы. По решению партии большинства либо после ее соглашения с оппозицией для руководства парламент избирает спикера – председателя нижней палаты. Его полномочия также могут выполнять коллегиальный орган и заместители. Функции спикера состоят в том, чтобы координировать комиссию и комитеты парламента, представлять его на международной арене, регулировать прения, возникающие в ходе заседаний.
2. Исполнительная ветвь власти. Возглавляет ее либо президент либо премьер-министр. Он осуществляет руководство одновременно несколькими исполнительными органами: администрации, министерства и различные ведомства[16].
Исполнительная власть во всех случаях взаимодействует с законодательной, поскольк представляющие ее лица собственные действия должны согласовывать с конституцией. Ключевой инструмент контроля над деятельностью данной ветви – право выдвижения обвинения против лиц, которые занимают государственные должности, при нанесении ими ущерба государству. В современном государстве на разделение властей оказывает влияние и оппозиция, существующая и действующая в рамках закона. Ее лидеры критически оценивают решения и документы кабинета правительства. Этим подтверждают они господство демократии в политике.
3. Власть судебная. Она дает обеспечение законности деятельности первых двух ветвей. В этих целях создают Верховный суд или подобную инстанцию, совершающую надзор соблюдения конституции и соответствия ей распоряжений органов исполнительных и законодательных.
Итак, очевидно, что когда в государстве разделяются власти на 3 ветви, то исполнительные, судебные и законодательные институты, будучи независимыми, друг друга будут контролировать, мешая тем самым всяческим попыткам злоупотреблять положением.
Понятие «институт президентства», равно как и понятие «правовой статус президента» для нашей политической науки достаточно нов, как нов для нашей страны и сам президентский пост.
В ряде исследований отечественных исследователей рассматривается определение института президентства и его основных характеристик, а также соотношение с правовым статусом президента.
Так, И.Д. Хутинаев, рассматривая понятие «институт президента» строит его на анализе более широкого понятия, такого как «социальный институт», в рамках которого выделяются различные, в том числе и правовые, институты. Одним из таких правовых институтов является институт президентства или институт президента. Данное понятие выступает предметом изучения самых разных отраслей общественных наук, в которых произошло формирование различных подходов к самому понятию «президент», а значит и различия в акцентах в его содержании[17].
В своих работах Б.П. Елисеева определяет институт президента в качестве интеграционного правового института, целью которого является согласование деятельности институтов государственной власти[18].
В юридической науке понятие «институт президента» принято определять как совокупность государственно-правовых (конституционных) норм, которые призваны регулировать формирование и функционирование президентской власти
В политической же науке, как считает С.Г. Паречина, институт президентства должен в первую очередь рассматриваться, в качестве властного института, в качестве совокупности властных полномочий Президента в такой сфере, как государственное управление, в равной степени зависящее как от конституционных норм, которые регулируют функционирование президентской власти так и от деятельности Президента в политической сфере. Такое положение можно трактовать, как своеобразное «прочтение» Конституции Президентом.
Институт Президентства в РФ выступает как относительно новый институт высшей власти государства. Президент РФ, представляя собой главу государства, обеспечивает его поступательное и стабильное развитие, занимается координацией деятельности всего государственного механизма, а также определяет его главные цели и задачи деятельности.
На основе определений, которые предоставлены выше, мы можем выделить признаки понятия «глава государства», которые составляют его базис:
- лицо, которое занимает высшее место в иерархии государственных должностей;
- верховное представительство на международной арене и внутри страны;
- носитель исполнительной власти, которая осуществляется им единолично или вместе правительством.
Статьей 10 Конституции РФ провозглашается осуществление государственной власти на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, они объявляются самостоятельными. Это положение сложно объяснить с позиции положений статьи 80 Конституции РФ, согласно которой Президенту предоставляется право обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Итак, если одна ветвь власти имеет возможность обеспечивать согласованное с ее курсом функционирование деятельности иной ветви власти, то о самостоятельности этих ветвей власти не приходится говорить.
Законодательная власть в РФ. Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания России, включающей, в соответствии с российской Конституцией, по 2 представителя от каждого субъекта РФ – по одному от исполнительного и представительного органов государственной власти.
Государственная Дума является одной из двух палат Федерального собрания РФ. Она представляет собой основной законотворческий орган. Любой законопроект, вне зависимости от субъекта законодательной инициативы, поступает сначала в Государственную Думу, где рассматривается, изменяется, отклоняется или принимается.
К ведению Государственной Думы относятся:
1) Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
2) Заслушивание ежегодных отчётов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, которые поставлены Государственной думой.
3) Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
4) Освобождение от должности и назначение на должность председателя Центробанка России.
5) Освобождение от должности и назначение на должность председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов.
6) Освобождение от должности и назначение на должность Уполномоченного по правам человека, который действует согласно федеральному конституционному закону.
7) Объявление амнистии.
8) Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности[19].