Файл: Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность (ТЕОРЕТИКО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

1.1 Понятие и содержание конституционного права граждан на свободу и личную неприкосновенность

1.2 Нормативное регулирование конституционного права граждан на свободу и личную неприкосновенность

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

2.1 Механизм реализации конституционного права граждан на свободу и личную неприкосновенность

2.2 Способы защиты конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность при нарушении

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Формы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

3.2 Проблемы реализации конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

d) задержание несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное задержание для передачи лица компетентному органу;

e) законное задержание лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

f) законный арест или задержание лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

2. Каждому арестованному сообщаются незамедлительно на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявленное ему обвинение.

3. Каждое арестованное или задержанное в соответствии с положениями подпункта (с) пункта 1 данной статьи лицо незамедлительно доставляется к судье или к другому должностному лицу, уполномоченному законом осуществлять судебные функции, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может ставиться в зависимость от предоставления гарантии явки в суд.

4. Каждый, кто лишен свободы путем ареста или задержания, имеет право на разбирательство, в ходе которого суд быстро решает вопрос о законности его задержания и выносит постановление о его освобождении, если задержание незаконно.

5. Каждый, кто стал жертвой ареста или задержания в нарушение положений данной держания в нарушение положений данной статьи, имеет право на компенсацию».

Ст. 5 названной Конвенции крайне детализирована и всеобъемлюща. Она содержит исчерпывающий перечень допустимых оснований для ограничения свободы лиц. В то же время статья перечисляет соответствующие процедурные гарантии для обеспечения скорого и эффективного судебного разбирательства по вопросу о правомерности задержания. «Целью статьи является защита свободы в «классическом» смысле, а не в более широком значении, характерном для некоторых других договоров по правам человека».

В приведенной статье речь идет в большей степени о физической неприкосновенности человека, которая является видом личной неприкосновенности.[4]

В целом, из положений названных и иных международно-правовых документов видно, что право на свободу трактуется достаточно широко, охватывая сферу как физической (биологической), так и социальной жизни человека.

Общая черта большинства комплексных международных договоров в области прав человека заключается в том, что ключевое значение в них уделяется защите свободы и личной неприкосновенности. Как заметил М.Л. Энтин «смысл и целевое назначение права на свободу и личную неприкосновенность Европейский Суд видит в предотвращении и защите личности от произвольного лишения свобод».


В нашей стране, как уже было указано в первом параграфе исследования, право на свободу и личную неприкосновенность закреплено в ст. 22 Конституции РФ.

Значительный круг норм, предписания которых гарантируют неприкосновенность личности, содержится в законодательстве, регламентирующем юрисдикционную деятельность государственных органов. Так, привод, задержание, арест, личный обыск и другие принудительные по своему характеру действия допускаются лишь при наличии перечисленных в законе оснований и в установленном им порядке.

Так, согласно ч. 3 ст. 108 УПК РФ при необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания (ч.3 ст. 108 УПК РФ).

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.

В общей норме п. 16 ч. 4 ст. 47 УПК прямо указано, что обвиняемый в праве участвовать в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении него меры пресечения. Специальная норма ч. 4 ст. 108 УПК исключает возможность рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу без участия подозреваемого, обвиняемого.

Таким образом, можно утверждать, что действующий порядок избрания меры пресечения, установленный УПК РФ, является более демократичным по сравнению с ранее существовавшим положением, когда данная мера пресечения избиралась, по существу, заочно, в отсутствие привлекаемого к уголовной ответственности лица. Поэтому в настоящее время данное лицо должно предстать перед судом.


ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

2.1 Механизм реализации конституционного права граждан на свободу и личную неприкосновенность

Право на свободу и личную неприкосновенность, согласно Конституции РФ, неотчуждаемо и принадлежит каждому от рождения (ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 22). Личная неприкосновенность предполагает недопустимость какого бы то ни было вмешательства извне в область индивидуальной жизнедеятельности личности и включает в себя физическую (телесную) неприкосновенность и неприкосновенность психическую.

Основополагающим при рассмотрении вопроса о реализации конституционных прав граждан Российской Федерации является определение механизма, обеспечивающего как собственно реализацию предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан, так и установление ответственности за их нарушение или создание препятствий к их свободному осуществлению.[5]

Несмотря на подробное исследование указанного механизма как в научных работах, посвященных общетеоретическим проблемам конституционного права, так и специальных исследованиях, можно констатировать, что единство в описании или даже понимании сущности, структурных элементов такого механизма и реального его воплощения в целях реализации конституционных прав граждан Российской Федерации отсутствует.

Анализ научной литературы по данной проблеме позволяет сформулировать несколько подходов пониманию механизма реализации конституционных прав граждан Российской Федерации.

Прежде всего необходимо определить базовые в понимании рассматриваемой правовой категории понятия – «правовое регулирование» и «механизм правового регулирования». Под первым, согласно распространенной в общей теории права позиции, понимают осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями. Соответственно механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.


При этом следует учитывать, что реализация конституционных прав человека связана с действием определенного механизма, охватывающего совокупность не только юридических (правовых) средств, но также экономических, политических и социальных.

В основу механизма реализации конституционных прав граждан положены юридические (правовые) средства.

Обращает на себя внимание следующее обстоятельство: если в определении понятия «механизм правового регулирования» единство позиций специалистов усматривается, то в дальнейших рассуждениях обнаруживаются противоречия, порой в собственных же исследованиях. Так, с одной стороны, конституционно-правовой механизм является одной из составляющих механизма правового регулирования, который в свою очередь состоит из совокупности не только юридических (правовых) средств, но также экономических, политических и социальных, а, с другой стороны, выделяет конституционно-правовой механизм, определяя его как «взятую в единстве систему взаимодействующих конституционно-правовых средств, при помощи которых государство осуществляет юридическое воздействие на правоотношения между субъектами права в целях признания, соблюдения и реализации основных прав человека.

Механизм реализации конституционных прав граждан состоит не столько из собственных конституционно-правовых средств, сколько из правовых средств других отраслей права, выступающих своего рода обеспечением реализации конституционных прав граждан Российской Федерации. Сами по себе конституционно-правовые средства не содержат того арсенала принудительного воздействия на лиц, нарушающих или создающих препятствия для реализации конституционных прав граждан, как, например, средства уголовно-правового или административно-правового воздействия. Полагаем, что механизм правового регулирования является единым как для реализации конституционных прав граждан, так и других предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.[6]

При этом средства их реализации могут быть заимствованы из других отраслей права, различие проявляется лишь в объекте такого регулирования.

Проведя анализ существующих в юридической литературе подходов вопросе о структурных элементах механизма реализации конкретного права, можно их обобщить и свести к следующим: инструментальный, социологический, психологический и системно-структурный. Отдельного внимания своей проработанностью и попыткой соединить в тебе несколько подходов заслуживает разработанная В.М. Горшеневым концепция рассматриваемого в данной статье механизма. Принимая за базовое понимание механизма правового регулирования как совокупности способов и форм осуществления права, претворения норм права жизнь, в структуре механизма он выделяет способы и формы организации воли субъектов общественных отношений (внешняя сторона) и способы и формы реализации права в урегулированных общественных отношений (внутренняя сторона). По мнению ученого, внешняя сторона механизма, состоящая из дозволений и запретов, характеризуется таким состоянием социальных связей между их участниками, которое является наиболее выгодным и целесообразным с точки зрения интересов общества и государства; внутренняя или результативная сторона механизма обеспечивает претворение внешних способов воздействия в жизнь, поведении участников общественных отношений. При этом дозволения и запреты реализуются посредством двух способов – активного (совершение дозволяемых действий) и пассивного (воздержание от действий, запрещенных правом). В качестве своеобразных элементов взаимодействия юридических форм осуществления воздействия и реализации выступают такие правовые категории как правосубъектность, юридические факты и правоотношение.


По сути механизм правового регулирования обеспечивает перевод нормативности права (с установленными в нем дозволениями и запретами) в упорядоченные общественные отношения, объективированные в фактическом поведении людей.

С учетом позитивного понимания права как регулятора общественных отношений концепция, предложенная В.М. Горшеневым, может быть экстраполирована и на механизм реализации конституционного права граждан Российской Федерации на личную неприкосновенность.

Исходя из этого структура механизма реализации конституционного права граждан на личную неприкосновенность может быть представлена схематично следующим образом: наличие нормы права (нормативное закрепление конституционного права на личную неприкосновенность) → правосубъектность гражданина → юридические факты → правоотношение → совершение действия по осуществлению (непосредственной реализации) права или воздержание от действий, запрещенных законом → реализация конституционного права на личную неприкосновенность.

Механизм реализации права человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность состоит в следующем: во-первых, в процессе реализации указанного права задействованы две стороны - гражданин и государственные органы с их соответствующей компетенцией; во-вторых, осуществление данного права одинаково как для граждан РФ, так и для лиц не состоящих в гражданстве; в третьих, юридическая обязанность в правоотношениях по поводу защиты конституционного права на свободу и личную неприкосновенность возлагается только на компетентные органы. Однако соблюдать указанное право должны как государственные органы (юридические лица), так и отдельные граждане (физические лица) и их объединения.[7]

Гарантии права человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность являются средством ограничения произвола государственных органов и их должностных лиц, отдельных граждан физической, психической, духовной неприкосновенности лица. Гарантии рассматриваемого права представлены в виде системы, включающей в себя не только собственно конституционные гарантии, но и гарантии, закрепленные в отраслевом законодательстве РФ.

Таким образом, механизм реализации конституционного права граждан на свободу и личную неприкосновенность – это не набор охранительных или в широком смысле обеспечительных способов и средств непосредственного осуществления гражданином закрепленного в Конституции РФ права, а совокупность способов и форм реального воплощения нормативно закрепленного права на личную неприкосновенность в фактическом поведении граждан.