Файл: Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка (Семья как социальный институт формирования личности ребенка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наказание – это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленные виды наказаний могут реализовываться в различных формах в зависимости от логики естественных последствий: наказания-экспромты, традиционные наказания.

Наказание должно применяться с учетом ряда требований: 1) оно должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство ученика; 2) нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение ученика; 3) применяя наказание, следует убедиться, что ученик понял, за что его наказывают; 4) наказание не должно быть «глобальным», т. е. наказывая ребенка, надо найти в его поведении и положительные стороны и подчеркнуть их; 5) за один проступок должно следовать одно наказание; если проступков много, наказание может быть суровым, но только одним, за все проступки сразу; 6) наказание не должно отменять поощрения, которое ребенок мог заслужить ранее, но еще не успел получить; 7) при выборе наказания необходимо учитывать сущность проступка, кем и при каких обстоятельствах он был совершен, каковы причины, побудившие ребенка совершить данный проступок; 8) если ребенок наказан, значит, он уже прощен, и больше не стоит вести разговор опрежних его проступках.

Соревнование – это метод, направленный на удовлетворение естественной потребности ребенка к соперничеству, лидерству, сравнению себя с другими. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Соревнование способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование не только стимулирует активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации, которую можно рассматривать как метод самовоспитания, поскольку в ходе соревнований ребенок учится реализовать себя в различных видах деятельности.

Составную часть методов воспитания составляют — приемы воспитания, т. е. педагогически оформленные действия, посредством которых на ребенка оказываются внешние воздействия, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение[12].


Существуют различные классификации приемов воспитания:

- первая группа приемов связана с организацией деятельности и общения детей в классе. Сюда можно отнести следующие приемы: эстафета, взаимопомощь, акцент на лучшее, ломка стереотипов, истории о себе, общаться по правилам, общее мнение, коррекция позиции, справедливое распределение, мизансцена.

- вторая группа приемов связана с организацией диалога педагога и ребенка, способствующего формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме. В рамках проведения такого диалога могут быть использованы следующие приемы: ролевая маска, прогнозирование развития ситуации, импровизация на свободную тему, обнажение противоречий, встречные вопросы».

В ходе воспитательного процесса педагог может использовать бесконечное множество педагогических приемов, поскольку новые воспитательные ситуации рождают новые приемы.

Говоря о форме воспитания, чаще всего имеют в виду выражение ее содержания через определенную организацию отношений педагогов и учащихся. В качестве форм воспитания будем рассматривать конкретные акты деятельности, ситуации, процедуры, мероприятия, в рамках которых осуществляется взаимодействие участников воспитательного процесса, направленное на решение определенных педагогических задач.

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы, которые классифицируются по различным основаниям:

1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников: индивидуальные (для одного воспитанника), групповые (для нескольких воспитанников), коллективные (для всего класса), массовые (общешкольные, городские).

2) в зависимости от преимущественно используемого средства: игровые (имитации, соревнования и др.), формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.), формы общения (прямое, опосредованное и др.);

3) в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные (информации, собрания, митинги и т. п.); наглядные (выставки, стенды и др.); практические (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т. п.).

4) в зависимости от времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

5) в зависимости от времени подготовки: экспромтные (проводимые без участия детей в предварительной подготовке); предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку учащихся;


6) в зависимости от способа влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

7) в зависимости от субъекта организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

8) в зависимости от результата: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта.

Все формы воспитательной работы можно объединить общим термином – мероприятия, понимая под ними конкретные воспитательные действия, выступающие как отрезки воспитательного процесса, характеризующиеся целевым, содержательным и организационным единством и оказывающие непосредственное воспитательное воздействие на коллектив и личность.

Таким образом, выделяют словесные, практические и наглядные методы воспитания. Формы воспитания подразделяются на индивидуальное занятие, групповую деятельность и коллективное мероприятие. Приемы же воспитания включают в себя приемы требования и приемы оценки. Все формы, методы и приёмы создания благоприятного воспитательного климата в семье и воспитания личности ребёнка, очень разнообразны, и у каждой семьи они свои. По тому, какими методами и приёмами пользуется семья в воспитании ребёнка, можно делать выводы, каким ребёнок вырастет в дальнейшем. Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, единый подход помогают быстрее сформировать его навыки и умения, социально приемлемое поведение.

2.2 Опыт руководства школы в формировании воспитательного климата в семье

Школа играет значительную роль в организации семейного и общественного воспитания. Совместная деятельность школы и семьи ориентирована на развитие у детей интеллектуальных качеств, нравственных качеств, физического здоровья, эстетического восприятия окружающего мира.

Современное семейное воспитание базируется на принципах гуманистической педагогики:

• креативности — свободного развития способностей детей;

• гуманизма — признание личности в качестве абсолютной ценности;

• демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;


• гражданственности, основанной наосознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;

• приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Эффективность современного воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Основную значимость в организации сотрудничества школы и семьи несомненно несут классные руководители. Непосредственно от их деятельности зависит то, как семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Необходимость сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка. Доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой. Дети, родители, учителя - члены одного коллектива.

Взаимодействие классного руководителя и семьи - это итог продолжительной и многоступенчатой работы, прежде всего заключающей в себе всестороннее и систематическое изучения семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, какие сложились отношения, обычаи, традиции, каков психологический климат в семье, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Классные руководители, для того, чтобы помочь родителям в воспитании детей школы, скорректировать воспитательное влияние семьи, зачастую посещают каждую семью и знакомятся с ней в домашней и неформальной обстановке.

«Элементами системы работы с родителями являются: изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности; установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей; последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей; систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника; совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей; оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости; содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей; привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе»[13].


Классному руководителю необходимо знать, что он призван вместе с родителями учащихся создавать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи, учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Данного можно достичь, исполняя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах: обращение к чувству родительской любви и уважение её; доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями; позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Существенную роль в системе работы учителя с родителями отводится психолого-педагогическому просвещению. Накапливание психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Нужно, чтобы информация носила предупреждающий характер, была базирована на практической целесообразности, показывала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Работа преподавателя с родителями учащихся неосуществима без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что подразумевает организацию различных кружков, спортивных игр, секций, участие в заседаниях клубов. Зачастую, большинство из родителей сильно перегружены основной работой, что не могут уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Но, хотя бы 1-2 энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.

Индивидуальное общение педагога с родителями, консультации, могут помочь установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, достичь большего понимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Но в жизни класса нередки случаи, когда учитель вызывает родителей в школу для беседы, а они не всегда идут на контакт. Главное здесь не опускать руки, продолжать выполнять свои обязанности с душой и сердечной теплотой и результат не заставит себя долго ждать.

Говорить с родителями надо просто, доступно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках - этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить выполнение желаемой цели. Надо постараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи со школой и им не предшествовало ожидание неприятной встречи с учителем, чтобы родители ученика чувствовали, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка.