Файл: Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка (Семья как социальный институт формирования личности ребенка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение счастья ребенка. Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется снизу вверх (от ребенка к родителям). Существует симбиоз ребенка и взрослого. В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации.

Проблема психологии семейных отношений возникает в плане реализации жизненной и личностной идеологии человека, в плане становления семейного сценария человека и в плане реализации смыслов и целей семейной жизни.

Семейные отношения – это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания.

Сегодня, как никогда раньше, становится очевидным, что семья является одним из гарантов стабильного функционирования и устойчивого развития нашего общества.

Известно, что семейное воспитание выделяется от социального рядом характеристик. Во-первых, оно основано на любви родителей к ребенку и их заботе об успешности ребенка в будущем. Для ребенка семья считается первой разновозрастной социальной группой, в которой он обучается общению с взрослыми людьми, познает, как ведут себя мужчины и женщины во всевозможных ситуациях взаимодействия, и это вторая особенность семейного воспитания. Третья черта семьи как воспитательной среды заключается в том, что семья для ребенка является прототипом общества в широком понимании этого слова: в семье ребенок учится соблюдать свод законов (семейных правил), узнает, что нарушение законов влечет за собой санкции, и «хорошее» поведение сулит поощрение со стороны окружающих. Именно в семье ребенок осваивает практически все виды общественной деятельности: общение, труд, учение и пр. И, наконец, четвертая особенность семейного воспитания заключается в продолжительности его воздействия: оно начинается с момента появления ребенка на свет, и длится в течение всей жизни человека. На фоне таких общих характерных особенностей в каждой семье ребенка воспитывают уникальным, присущим лишь этой семье, образом. Это связано с большим количеством факторов, влияющих на складывание стиля воспитания в семье: образ жизни семьи, уровень культуры и образования, представления о воспитании родителей и многое другое.


Итак, в научной литературе встречается большое количество определений, подходов к изучению семьи. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально - психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которая в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. Семья являясь и социальным институтом и малой группой, обеспечивает первичную социализацию ребенка, обеспечивает взаимосвязь личности и общества. Особая значимость семьи в развитии личности ребенка неоспорима. Знание функций, которые выполняет семья; различных типологий семей, позволяет провести анализ ситуации для того, чтобы начать работать над формирование образа семьи у детей.

2 Организация семейного воспитания

2.1 Методы, формы и приемы создания благоприятного воспитательного климата в семье

Методы воспитания детей в семье — это способы (пути), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они имеют свою специфику:

- влияние на ребенка индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности,

- выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и так далее.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других - угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холодных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие считают более важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и, естественно, находят для этого соответствующие методы.


«Всеми родителями используются общие методы семейного воспитания: личный пример; убеждение (внушение, объяснение, совет); поощрение (подарки, похвала, интересная для детей перспектива); наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания)»[11].

Выбор и применение методов родительского воспитания опираются на ряд общих условий:

1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Многие родители не знают, какие книги читают их дети, какие фильмы смотрят, какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей.

2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности, нет и повода, и возможности для общения.

4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия вовсе не роскошь, а практическая необходимость.

Существуют методы формирования сознания личности — эти методы применяются, чтобы передать личности знания об основных событиях и явлениях окружающего мира. Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, представлений, собственного мнения и оценки происходящего. Особенностью методов данной группы является их вербальность, ориентация на слово. Слово помогает детям понять свой жизненный опыт и мотивацию своих поступков. Однако словесное воздействие на ребенка само по себе в разрыве от других методов воспитания не эффективно.

Среди методов становления сознания личности часто применяют убеждения, рассказы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, диспуты, увещевания, внушения, примеры.


Убеждение означает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Убеждение как метод воспитательного процесса реализуется через различные формы, в особенности, чаще всего используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни.

Рассказ - это яркое, эмоциональное изложение определенных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Через рассказ учащиеся могут понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, создает у них положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

Если с помощью рассказа не получается гарантировать ясное и четкое понимание в тех случаях, когда нужно доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т. п.), применяется метод объяснения.

Разъяснением пользуются, когда ребенку необходимо что-то разъяснить, сообщить о новых нравственных нормах, так или иначе повлиять на его сознание и чувства.

Внушение используется в тех случаях, когда ребенок должен принять определенные установки. Оно воздействует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, и характеризуется тем, что ребенок не критично воспринимает педагогическое воздействие. Внушать – значит влиять на чувства, а через них – на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая себе вопрос: «Что сказали бы мне в этой ситуации учитель или родители?»

Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Увещевание принимает форму похвалы, обращения к чувствам собственного достоинства чести, или возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками и указания путей к исправлению.

Этическая беседа – это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы.

Диспут – это живой горячий спор на разные темы, волнующие ребенка, – политические, экономические, культурные, эстетические, правовые.

Пример – это воспитательный метод, дающий конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирующий сознание, чувства, убеждения ребенка, активизирующий их деятельность. Суть данного метода состоит в том, что подражание, особенно в детские годы, обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта. В педагогической практике в качестве примеров чаще других используются выдающиеся личности (писатели, ученые и др.), а также герои литературных произведений, кинофильмов. Пример взрослого (родителя, педагога, старшего товарища) может быть действенным только в том случае, если он пользуется авторитетом у детей, является для них референтной личностью.


Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения направлены на отработку привычек поведения, которые должны стать нормой для личности воспитанника. К таким методам относятся упражнения, приучение, требование, поручение и создание воспитывающих ситуаций.

Упражнение – метод воспитания, предполагающий многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результатом упражнений выступают устойчивые качества личности – навыки и привычки.

Приучение применяют, когда необходимо сформировать требуемое качество быстро и на высоком уровне. Гуманистическая педагогика выступает против жесткого приучения, противоречащего правам человека и напоминающего дрессировку, и требует по возможности смягчения этого метода и использования его в комплексе с другими, прежде всего игровыми.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию детей. В связи с этим выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух разных толкований. Косвенное требование отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.

Поручение – метод воспитания, развивающий необходимые качества, приучающий к положительным поступкам. Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, кроме тебя этого никто не сможет сделать, от тебя зависитуспех общего дела и т. д.) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, необходимо довести порученное дело до конца и т. д.).

Создание воспитывающих ситуаций предполагает организацию деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Воспитывающими называются ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему – это может быть проблема нравственного выбора, выбора способа организации деятельности, социальной роли и др.

Существуют методы стимулирования поведения и деятельности.

Поощрение – это выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет в ребенка уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательного дозирования и осторожности, так как неумение использовать этот метод может нанести вред воспитанию.