Файл: Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка (Семья как социальный институт формирования личности ребенка).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Семья как социальный институт формирования личности ребенка
Родительские стили воспитания в зарубежной и отечественной психологии
1.2 Роль семьи в развитии и воспитании ребенка
2 Организация семейного воспитания
2.1 Методы, формы и приемы создания благоприятного воспитательного климата в семье
2.2 Опыт руководства школы в формировании воспитательного климата в семье
3 Проблемы воспитания детей в различных по структуре семьях
3.1 Проблемы воспитания единственного ребенка в семье
3.2 Специфика воспитания в многодетной семье
Коллеги Д. Баумринд Элеонора Маккоби и Джон Мартин дополнили данную типологию еще одни, четвертым, стилем воспитания ребенка в семье. «Индифферентный стиль родительства, демонстрирующий игнорирование и пренебрежение к ребенку, особенно неблагоприятно сказывается на развитии детей, провоцируя широкий спектр нарушений от делинквентного поведения, импульсивности и агрессии до зависимости, неуверенности в себе, тревожности и страхов. Дети индифферентных родителей ощущают попустительство со стороны родителей, которое сопровождается открытой неприязнью. Ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам»[4].
Исследование показало, что сама манера родительского поведения еще не определяет формирования тех или иных личностных особенностей. Существенную значимость играют переживания самого ребенка, соотношение типа семейного воспитания личностным качествам ребенка, особенностям его характера. Чем взрослее и старше становится ребенок, тем больше воздействие типа семейного воспитания определяется его личностной позицией и собственной активностью.
Тип родительских отношений и соответствие его структурных компонентов определяется не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка.
Итак, социализация в семье совершается под воздействием целенаправленного процесса воспитания и по механизму социального обучения, с помощью которого на подростка оказывает воздействие вся семейная обстановка. В качестве важных факторов родительского поведения выделяют характеристики эмоционального отношения к ребенку и особенности родительского поведения и особенности родительских требований и контроля. Реализуемый родителями стиль воспитания, взаимодействуя со сложившимися индивидуальными личностными особенностями подростка, приводит к формированию определенных личностных черт. Несоответствующий стиль воспитания по отношению к определенным подросткам имеет патологизирующий характер, вызывая повышение акцентуированного поведения и нарушение социальной адаптации.
Жестокое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессивность и грубость, а также высокий уровень тревожности. Так, в исследовании отечественных ученых (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев) выделено три типа неправильного воспитания, практикуемого родителями детей больных неврозами: тип «А» - неприятие, отвержение; тип «Б» - гиперсоциализирующее, характеризующееся тревожно-мнительной концентрацией родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе, успехах в учебе; тип «В» - эгоистическое, воспитание по типу «Кумир семьи».
В.Целуйко также предлагает перечень стилей родительского воспитания, которые отнесены специалистами исключительно к разряду нежелательных: «попустительско – снисходительный стиль; позиция круговой обороны; демонстративный стиль; педантично-подозрительный стиль; жестко-авторитарный стиль; увещевательный стиль; отстраненно-равнодушный стиль; воспитание по типу «кумир семьи»; непоследовательный стиль. Применяя вышеназванные стили воспитания, родители добиваются только одного – ребенок чувствует себя отверженным»[5].
Когда ребенок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение. Человек, занятый в первую очередь тем, чтобы защитить собственные чувства, не способен к эффективному взаимодействию. Психологический комфорт ребенка зависит от того, насколько семья удовлетворяет его основные психологические потребности. Именно семья обеспечивает ребенку чувство защищенности, бескорыстной любви, условия для личностного развития.
Существует несколько автономных психологических механизмов, через которых родители влияют на своих детей. Подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. Понимание: зная внутренний мир ребенка и откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Елагина М.Г. отмечает в своем исследовании, что оценочная стратегия взрослых имеет долговременный эффект оказывает влияние на развитие тревожности, уверенности в себе, чувствительности к оценкам взрослого. Автором выделено 4 стратегии оценочных воздействий взрослого: «строгие взрослые», «восторженные взрослые», «справедливые взрослые» и «безразличные взрослые»[6].
Автор предположила, что наиболее благоприятные условия для формирования положительной эмоциональной направленности детей на близких взрослых создаются при таком типе оценочных отношений в семье, который способствует удовлетворению потребности ребенка в одобрении себя как личности близкими и авторитетными людьми, похвале и поощрении с их стороны.
Кроме самого влияния родительской оценки и их эмоционального отношения к ребенку ключевое значение на формирование самоотношения имеет стиль общения в семье. Тем самым, два стиля общения, «асимметричный» и «симметричный», разным образом оказывают влияние на самооценку подростков.
Симметричный стиль предполагает общение членов семьи, основанное на партнерских началах. Такое общение способствует формированию у ребенка системы собственных критериев самооценивания, поскольку самоуважение подростка поддерживается не только уважительным отношением родителей, но также оценкой эффективности его деятельности. В дальнейшем это является фактором, способствующим эмансипации самооценки подростка.
Асимметричный стиль общения в семье предполагает ограничение участия ребенка в подготовке и принятии решений, что ведет в дальнейшем к формированию у него неблагоприятного самоотношения и образа Я.
Таким образом, изучив в данной главе стили семейных взаимооотношений, можно прийти к выводу, что отечественные и зарубежные авторы выделяют различные их типологии. Но основной типологией является четыре основных стиля родительского воспитания: авторитарный, авторитетный, либеральный, индифферентный. Каждый стиль характеризуется особенностями, содержащимися в названии стиля. Воспитание включает в себя и определенные негативные факторы, которые могут способствовать деформации семьи. Внимательное отношение родителей является основным условием формирования и развития личности ребенка.
1.2 Роль семьи в развитии и воспитании ребенка
Семья занимает ведущее место в формировании личности. Понимание роли семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном счете, развитие всего общества привело к росту научно практических изысканий, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. В большинстве из них семья рассматривается как социальный институт, во все времена важнейшей функцией которого являлось рождение и воспитание детей. Для нормальной реализации этой репродуктивной функции семья обладает определенной экономико-хозяйственной самостоятельностью. Создает своим членам определенную моральную, экономическую и психологическую защиту, обеспечивает эмоциональную поддержку и духовное общение супругов, родителей и детей. В семье реализуется естественное право каждого человека на любовь и счастье.
Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, многогранность и проблемность, ее сложность, порождают большое количество всевозможных подходов к исследованию семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе.
По мнению Антонова, семья – это «…основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи»[7].
А.Г. Харчев выделил следующее определение: семья – это «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения»[8].
По мнению А.Г. Харчева, семья представляет собой более сложную систему отношений, нежели брак, потому как она объединяет не только супругов и детей, а также других родственников. Семья возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств, она является одной из наиболее древних социальных институтов. Общественная ценность семьи порождается ее «производством и воспроизводством» жизни, социализацией подрастающего поколения, формированием индивидуального сознания. Отношения семьи и общества, семья и личность, постоянно изменялись в процессе развития истории под воздействием господствующего способа производства, образа жизни и общественных отношений. Развитие общества на протяжении многих веков в значительной степени было связано с регулированием взаимоотношений мужчины и женщины, существенным изменением функций семьи, созданием условий для совершенствования брачно-семейных отношений, повышением их воспитательного потенциала.
По мнению И.С. Кона, основными характеристиками семьи являются: 1) брачные и кровнородственные связи между членами семьи; 2) совместное проживание и 3) совместное ведение хозяйства или общий семейный бюджет. По его мнению, эти характеристики являются критерием дифференциации семьи от «не-семьи»[9].
На протяжении всего жизненного цикла перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказаться на ее жизни. К таким трудностям и неблагоприятным условиям относятся: болезни, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, социальные кризисы и т.п.). Неудивительно, что семья считается предметом изучения многих общественных наук. Проблемы, с которыми сталкивается семья, и их последствия вызывают значительный интерес социологов, психиатров, психологов. Исследования в этой области идут в основном в двух направлениях. Первое – исследование семьи в условиях трудностей, возникших в силу неблагоприятного воздействия социальных процессов (например: экономических кризисов). Второе – изучение трудностей, встречающихся в обычных условиях, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также возникающих, когда что – то нарушает жизнь семьи: длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи, тяжелое заболевание и т.д. Все эти обстоятельства приводят к многочисленным сложным последствиям – к проявлениям нарушений в жизни семьи. С одной стороны, наблюдается нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удовлетворенности семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи, с другой – умножение усилий членов семьи, направленных на ее сохранение, и возрастание сопротивления трудностям.
Главные факторы, участвующие в проявлении и возникновении семейного нарушения, содержатся в весьма широком круге обстоятельств, особенностей внешней социальной среды, условий жизни семьи, изменений в личности ее членов, которые затрудняют функционирование семьи или ставят ее перед потребностью противостоять негативным изменениям.
Многообразны последствия влияния трудностей на семью, они затрагивают всевозможные сферы жизни семьи – нарушаются воспитательные функции семьи, супружеские отношения и т.п. В итоге те или другие потребности становятся неудовлетворенными, что тормозит развитие личности, обуславливает возникновение нервно – психического напряжения, тревоги. Одним из важных, последствий нарушений является их психотравмирующее действие – неблагоприятное воздействие на психическое здоровье индивида.
Эдмонд Эйдемиллер писал, что: «семья, столкнувшаяся с трудностью, более или менее активно противодействует ей, стремится предотвратить ее неблагоприятные последствия»[10].
Исследования показывают, что семьи реагируют на трудности весьма различно. В одних случаях трудности оказывают мобилизующее, интегрирующее воздействие; в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию в ней противоречий.
Неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Обычно говорят об определенном механизме, которое обеспечивает успешное противодействие нарушению, - о «механизме решения проблем», о семьях, умеющих решать проблемы (опознавать их, выдвигать версии решения, выбирать из них наиболее удачную). Некоторые ученые выделяют также определенные группы особенностей семьи, благодаря которым она легче приспосабливается к неблагоприятным условиям. Среди таких особенностей – гибкость взаимоотношений, средняя степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченность семьи, открытость в восприятии окружающего мира, т.е. отсутствие тенденции игнорировать какую-то часть информации о мире.
В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют исходя из представления о должном.