Файл: Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка (Семья как социальный институт формирования личности ребенка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одна из наиболее распространенных ошибок - чрезмерная опека матери над сыном. Казалось бы, мать все делает из лучших побуждений: хочет дать сыну больше внимания, окружить большей заботой, хочет повкусней накормить, получше одеть и т.д. Но, предпринимая эти усилия, нередко героические, жертвуя собой, своими интересами, желаниями, здоровьем, мать буквально выхолащивает все мужское в характере мальчика, делая его вялым, безынициативным, не способным на решительные мужские поступки.

Большинство супругов после развода сохраняют стойкую неприязнь друг к другу, а некоторые даже втягиваются в состояние непримиримой войны. Мамы часто прикладывают массу усилий, чтобы лишить бывшего мужа возможности видеться с ребёнком. И даже решения судов в этом случае не спасают.

При этом мамы старательно настраивают детей против пап. И в результате, даже, если мама изначально вроде и не препятствовала встречам ребёнка с бывшим мужем, под её воздействием, тот проникается такой неприязнью к папе, что уже и сам не желает его видеть.

Не стоит забывать, что родители, по общему правилу, являются законными представителями своих детей. Так, ч. 2 ст.38 Конституции гласит: «забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей»[16]. Не смотря на это, многие матери стараются воспрепятствовать встрече ребенка с отцом.

Специалисты в один голос утверждают – запрещать ребёнку видеться с отцом, если он конечно не асоциальный тип, колоссальная ошибка, которая впоследствии больно аукнется в жизни самому ребёнку. Начать с того, что расставания родителей для ребёнка сам по себе колоссальный стресс. А, если папа после этого расставания ещё и начисто исчезает из жизни ребёнка, то этот стресс усиливается в разы. Это становится причиной неврозов. В ребенке развивается комплекс неполноценности и тотальная неуверенность в себе, которые будут потом омрачать всю его жизнь.

К тому же, папа является главным образцом мужественности. И не имея его перед глазами, ребёнку будет потом очень сложно. Мальчик не усвоит основные правила мужского поведения. И в будущем вырастет скорее всего либо инфантильным рохлей, либо агрессивным хамом. Для девочек папа идеал мужчины, который и ложится в основу представления о будущем спутнике жизни. От того, как папа относился к своей дочери, по большому счёту и зависит её собственное женское счастье. Именно в общении с папой у девочек формируется уверенность в собственной привлекательности. А если его рядом не былою то и этой уверенности взяться тоже довольно сложно. Но самая главная проблема почти всех "не папиных дочек" - это просто отсутствие умения общаться с мужчинами. Некоторые и вообще не представляют себе чётко, для чего нужен муж.


Труднее всего отцам-одиночкам воспитывать дочерей. Очень часто у них вырастают девочки, которых можно назвать «своим парнем», поскольку папы-одиночки не знают, как научить дочь женственности. Вместо этого дочка получает багаж знаний о том, как быть сильной, выносливой и самостоятельной.

Таким образом, самая большая проблема ребенка из неполной семьи, в том, что ему трудно создать целостное представление о взаимоотношениях мужчины и женщины, как партнеров. Существует угроза, что как девочки, так и мальчики из неполных семей могут либо создать искаженно-негативное представление о лицах противоположного пола, либо наоборот - мало реалистичные идеалы. Если в семье есть мать, отец и ребенок, то в ней существует три вида взаимоотношений: между родителями, как супругами; между ребенком и матерью; и между ребенком и отцом. С добавлением каждого нового члена семьи прибавляется вид отношений. Однако с каждым уходящим членом семьи соответственно убывают определенные отношения. Когда у ребенка есть только один родитель, и малыш не видит, как происходит его общение с другими людьми. Он не может наблюдать за семейными отношениями со стороны, и, соответственно, его модель поведения в обществе должна формироваться не на примере собственной семьи, а на каком-то другом. Поэтому главной задачей родителя-одиночки должна стать подготовка ребенка к социальному взаимодействию. Чем более полноценным будет общение, больше дружественных и доброжелательных людей окружает ребенка, тем больше он будет ощущать любовь к себе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический обзор современной научной психологической литературы о взаимосвязи стилей родительского воспитания и личностного развития детей позволил сделать следующие выводы:

1. Проблемы современной семьи заключаются в воздействии неблагоприятных социальных процессов, и с трудностями прохождения семьи через основные этапы жизненного цикла (начало совместной жизни, появление ребенка, период воспитания детей, прекращение воспитательной деятельности).

2. Особенности стилей семейного воспитания заключаются в том, что реализуемый родителями стиль воспитания, взаимодействуя со сложившимися индивидуальными личностными особенностями ребенка, приводит к формированию определенных личностных черт. Выделяют четыре основных стиля родительского воспитания: авторитарный, авторитетный, либеральный, индифферентный. Каждый стиль характеризуется особенностями, содержащимися в названии стиля.


3. Воспитание включает определенные стили и негативные факторы, которые могут способствовать деформации семьи. Проблемы деформации семьи заключаются в структурном и психологическом изменениях. Любая деформация отрицательно воздействует на личность подростка.

4. Особая значимость семьи в развитии личности чрезвычайна, так как характер взаимоотношений ребенка с близкими взрослыми является первым социальным опытом, накладывающим отпечаток на личность ребенка, а стили семейного воспитания - это стратегия поведения родителя в своих отношениях с ребенком, поэтому стиль семейного воспитания влияет на формирование личности подростка.

5. Опыт руководства школы в формировании воспитательного климата в семье так же оказывает свое воздействие. Составляющими воспитательного потенциала семьи являются внутрисемейные отношения, нравственный пример родителей и их личностные качества, состав и структура семьи, ее жизнедеятельность, уровень образования и педагогической культуры родителей, степень их ответственности за воспитание детей. Воспитательный потенциал школы характеризуется разносторонностью, педагогической направленностью, системностью и связью с процессом обучения. Семейное и школьное воспитание дополняют другу друга в своем воздействии на личность ребенка. Чтобы этот процесс был наиболее эффективным, необходима организация взаимодействия между школой и родителями.

Чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

- Принимать активное участие в жизни семьи;

- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

- Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

- Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

- Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

- Уважать право ребёнка на собственное мнение;

- Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнёру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

- С уважением относиться к стремлению всех членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребёнка формируются стили семейного воспитания. На выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние в первую очередь тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители. В каждой семье объективно складываются определённая, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приёмов воспитания, и учёт того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Существуют различные подходы к стилям семейного воспитания.


Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребёнка. Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, как правило бессознательно. На стиль же воспитания оказывают влияние личностные качества родителей. Став взрослым, человек воспроизводит стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми:

1. Выстраивать позитивные отношения между родителем и ребёнком.

2. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.

3. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых.

4. Нужно поддерживать ребенка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха

Прежде чем выбирать стиль воспитания, родители должны понять, какие ценности они могут передать ребёнку, чего от него ожидают и какой по их представлению должна быть идеальная семья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Законодательство и иные официальные документы

1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. //Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

2 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Российская газета. - 1996. - №17- 27 января.

Учебники, монографии, диссертации, статьи:

  1. Андреева Т.В. Психология семьи: Учебное пособие. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2014. – С.437
  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Издательство Международного университета бизнеса и управления: Перепеч.с изд.1996г./ Антонов А.И., Медков В.М..- М.:ЦСП,2006.- С. 304
  3. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. – С. 381
  4. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - С. 477
  5. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воронов. - М.: ПО России, 2012. – С. 288
  6. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов . - М.: Юрайт, 2012 – С. 715
  7. Елагина М.Г. Роль оценки взрослого в развитии детей// Дошкольное воспитание. -1988. - № 9. – С. 345
  8. Кон И.С. Социологическая психология. _ М.: Юрайт, 2015. – С. 456
  9. Кузьмишина Т.Л. Современная зарубежная психология. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация. –М.: Юрайт, 2014. – С. 523
  10. Лебедев П.А. Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 408
  11. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки: Перепеч.с изд.1979г./А.Г.Харчев.-М.:ЦСП,2003.- С. 342
  12. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2006. - С. 172.
  13. Эйдемиллер Э.Г., .Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – Питер, 2010. – С. 948