Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Процесс формирования компетенции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 362

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для сотрудников эти преимущества другие:

  1. Лучшее понимание того, что делает сотрудник и какие качества ему необходимы, а также какие требования к нему предъявляют.
  2. Возможность получения обратной связи о своих сильных и слабых сторонах, общем потенциале и карьерных перспективах.

Существуют и недостатки применения модели компетенций, которые сводятся к следующему:

  1. Достаточно длительный и трудоемкий подготовительный процесс, включающий подготовку списка компетенций, формирование группы экспертов и их обучение.
  2. Детальная оценка каждого критерия, уровня его выраженности - процесс достаточно трудоемкий и поэтому дорогой.
  3. В формировании компетенций возможны и ошибки, связанные с разработкой:

- пересекающихся компетенций. Похожие индикаторы используются для определения двух или трех разных компетенций - это приводит к путанице при проведении оценочных мероприятий и снижает достоверность самой оценки. Для предотвращения подобной ошибки необходимо найти пару сотрудников таких, чтобы один из них хорошо владел обеими этими компетенциями, а другой не владел бы одной из них. Если такие сотрудники найдены, можно сделать вывод, что компетенции не пересекаются;

- сложных компетенций. Слишком громоздкие и сложно сформулированные компетенции значительно усложняют работу;

- противоречивых компетенций. Компетенции могут содержать утверждения, означающие противоположные вещи - например, несколько противоречивых, т.е. исключающих друг друга индикаторов поведения. Чтобы проверить, противоречива ли компетенция, необходимо подобрать сотрудника, который владел бы одной составляющей компетенции и не обладал бы второй. Если существует хотя бы один такой человек, то компетенция противоречива, и она внесет путаницу в оценку персонала;

- компетенций, содержащих в описании не индикаторы поведения, а желаемый результат. Индикатор не должен указывать на результат деятельности, так как результат есть следствие хорошего владения компетенцией, а не определение самой компетенции;

- плохо проработанных компетенций. Компетенции описаны не детально, поэтому и типы поведения будут охарактеризованы недостаточно подробно;

- компетенций, неправильно определяющих стандарты. Например, компетенция "принятие решений" (руководитель может уметь принимать решения, но будут ли они правильными?). Ошибка при определении стандартов заключается в том, что компетенции не подразделяются на уровни: квалифицированные и неквалифицированные исполнители в этом случае получат одинаковую оценку;


- модели компетенций, заимствованной у другой компании. В этом случае она не будет актуальна для сотрудников - они не увидят ценности компетенций в своей повседневной работе;

- неверно определенных компетенций. Сотрудники могут обнаружить противоречие между повседневной работой и компетенциями, что приведет к игнорированию модели компетенций;

- неудачно внедренных компетенций. Сотрудники не понимают, зачем нужны компетенции, руководство не считает их важными, а их применение в ходе оценочных мероприятий остается пустой формальностью. Скорее всего, причина неудачи в том, что сотрудников мало привлекали к обсуждению еще на этапе разработки модели компетенций;

- несвоевременно внедренных компетенций. Когда в компании происходит много значительных изменений (внедряются новые продукты, методы работы), которые затрагивают интересы большинства сотрудников, то компетенции рассматриваются как менее важный проект;

- неверно использованных компетенций. Индикаторы поведения не должны использоваться в качестве жесткого критерия оценки сотрудника. Важно помнить, что компетенции - это только инструмент для оценки персонала, и его использование не исключает применения других оценок в ходе аттестационных мероприятий. Следует избегать подмены поведенческих индикаторов, определенных компанией, личной интерпретацией их руководителем или менеджером по персоналу, входящими в оценочную комиссию [44].

Разработка модели компетенций современного менеджера

Теперь давайте попробуем на основе вышеприведенных знаний разработать (без претензий на профессионализм) «Модель компетенций современного менеджера»

«Менеджер» - (в переводе с англ. manage — управлять, management - управление, руководство; с нем. manager - организатор, с фран. manager - управляющий) - специалист в области управления, управленец, руководитель управляющий, администратор, заведующий, председатель, директор, начальник [45].

Управление – это постоянное, целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления, с целью достижения заданных результатов.

Главная цель управления заключается в правильном использовании имеющихся ограниченных ресурсов для достижения поставленных целей.

Управление осуществляется через функции:

  1. Планирование - разработка плана – стратегического, тактического, оперативного.
  2. Организация - создание необходимых условий для достижения поставленных целей.
  3. Мотивация – вдохновение, побуждение работников к труду и достижениям.
  4. Контроль - сопоставление заданных и полученных результатов.

К важнейшим факторам формирования управленческих компетенций современного менеджера следует отнести:

  1. умение направлять работу в русло ценностей организации;
  2. способность эффективно налаживать внешние и внутренние коммуникации;
  3. принятие управленческих решений;
  4. умение подбирать главные и ключевые звенья в системе управления [46].

Пойдем по этапам. Допустим, мы определились с миссией и целями компании, выделили ключевые задачи. Теперь попробуем найти компетенции, необходимые для решения задач.

Вспомним о шести кластерах. Учеными обобщён опыт 286 исследований, проведенных в разных типах организаций и на этой основе составлен словарь, включающий 21 компетенцию, которые были структурированы в шесть кластеров:

1. Достижение и действие.

2. Помощь и обслуживание других.

3. Воздействие и оказание влияния.

4. Менеджерские компетентности.

5. Когнитивные компетентности. Личная эффективность [35].

Теперь попробуем соотнести общепризнанные кластеры и представленные выше компетенции. Можно предположить, что:

  1. Кластер «Достижение и действие»

Компетенции: Планирование. Организация. Мотивация. Контроль.

  1. Кластер «Помощь и обслуживание других»

Компетенции: Способность эффективно налаживать внешние и внутренние коммуникации;

  1. Кластер «Воздействие и оказание влияния».

Компетенции: Принятие управленческих решений

  1. Когнитивные компетентности. Личная эффективность
  2. Компетенции: Умение подбирать главные и ключевые звенья в системе управления и Принятие решений.
  3. Менеджерские компетентности. Профессионализм. Профильные компетенции.

Можно продолжить работу по утончению, но это займет время.

Чтобы довести работу до конца – разработать примерный образец модели компетенций менеджера, - нам придется ограничиться одним кластером.

В данном случае возьмем кластер «Достижение и действие».

наиболее соответствуют данному кластеру компетенции: Планирование. Организация. Мотивация. Контроль.

Теперь переходим к непосредственному созданию модели компетенций менеджера (вернее ее части).

КЛАСТЕР

«ДОСТИЖЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ»

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ:

МОТИВАЦИЯ вдохновение, побуждение работников к труду и достижениям.

КОНТРОЛЬ сопоставление заданных и полученных результатов.


ОРГАНИЗАЦИЯ создание необходимых условий для достижения поставленных целей.

ПЛАНИРОВАНИЕразработка плана – стратегического, тактического, оперативного.

Ориентация на результат

Личная ответственность

Работа с информацией

Сотрудничество в команде

Развитие других сотрудников

Построение отношений

Личная ответственность

Гибкость

Инициативность

Воздействие и влияние

Лидерство в команде

Аналитическое мышление

Работа с информацией

Концептуальное мышление

Ориентация на результат

Компетенции

Осталось разработать уровни и поведенческие индикаторы. Возьмем для примера «Воздействие и влияние»

Воздействие и влияние

Компетенция предполагает намерение убедить, повлиять, оказать воздействие или произвести впечатление на других, чтобы добиться согласия и поддержки своих предложений.

УРОВЕНЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

МЕНЕДЖЕР КОМПЕТЕНЦИЮ

ПРОЯВЛЯЕТ

НЕ ПРОЯВЛЯЕТ

1 уровень.

Высказывает намерение, но не действует.

Хотел бы оказать определенное воздействие.

Считает важными репутацию, статус, внешнее впечатление.

  1. Задает вопросы, чтобы выяснить, как его воспринимают со стороны
  1. проявляет озабоченность или интерес к тому, как их сообщение будет воспринято, но не предпринимают никаких действий
  2. нечувствителен к тому, как другие воспринимают его

2 уровень.

Предпринимает отдельные действия с целью убеждения.

Использует в основном прямолинейное убеждение (взывает к здравому смыслу, приводит данные и наглядные примеры).

Не пытается существенно перестроить свою аргументацию в зависимости от уровня и интересов аудитории.

  1. Иногда готовится активно вмешаться, чтобы добиться желаемого эффекта
  2. Разрабатывает хорошую аргументацию (данные, примеры, наглядные пособия) и использует один из этих компонентов независимо от уровня и интересов аудитории
  1. Не предпринимает попытки убеждения, ограничиваясь передачей информации
  2. Не пытается целенаправленно воздействовать именно на данную аудиторию и отбирать для сообщения то, что для нее актуально

3 уровень.

Предпринимает разнообразные действия с целью убедить.

Оказывает воздействие в несколько приемов, не пытаясь существенно перестроить свою аргументацию в зависимости от интересов и уровня аудитории.

Включает в свою аргументацию данные, тщательно подготовленную накануне.

Приводит в обсуждении или выступлении как минимум два разных аргумента.

  1. Использует комплексный подход и материалы, наглядные пособия, примеры, чтобы убедить аудиторию
  2. Выбирает комплексный подход независимо от уровня и интересов аудитории
  1. Выбирает один метод убеждения (напр. приводит один пример) и повторяет его снова и снова независимо от реакции аудитории

4 уровень.

Тщательно прочитывает воздействие своих слов и поведения.

Адаптирует выступление к интересам и уровню аудитории.

Просчитывает заранее, какой эффект будут иметь определенные слова или действия, какой имидж создать.

Намеренно предпринимает вызывающие необычные действия, заранее просчитав их эффект.

Способен предвидеть реакцию других и готов к ней.

  1. Готовясь к обсуждению или выступлению, заранее узнает как можно больше о мотивации и ожиданиях аудитории
  2. Заранее просчитывает альтернативные варианты в зависимости от того, с какой реакцией столкнется.
  1. В случае непредвиденной реакции аудитории упорно продолжают проводить ранее намеченную линию.

Примерно так будет выглядеть модель компетенций менеджера.

Заключение

Итак, мы провели исследование темы компетенций и компетентности современного менеджера.

Мы увидели ценность знания о компетенциях и компетентности и применения этого знания в практической деятельности.

Мы получили представление об инструменте управления персоналом в направлении развития его компетентности в решении поставленных задач – модели компетенций.

Разумеется, вся деятельность по развитию компетентности каждого сотрудника компании – не единственное условие для успеха компании в достижении стратегических целей. Компетентность персонала – это только почва для успеха. Существуют еще факторы, необходимые для успеха в достижении поставленных целей. Но данная тема не входит в рамки задач данной работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что модель компетенций очень необходима в организациях, так как разумное и правильное применение модели компетенций позволяет решать различные задачи в области управления персоналом, продвигать компанию к достижению стратегических целей и повышать ее конкурентоспособность.

Использование модели компетенций в подборе персонала позволяет сократить число ошибок, отсеивая тех кандидатов, знания и навыки которых не соответствуют профилю компетенций по данной позиции.

Внедрение модели компетенций в систему управления персоналом позволяет создать структурированную кадровую политику организации, где модель компетенций выступает центральным элементом системы управления персоналом, вокруг которого сосредоточены конкретные функциональные направления управления персоналом [47].

Модель компетенций обеспечивает согласование критериев подбора и оценки персонала со стратегией организации, а также способствует выявлению приоритетных направлений профессионального развития работников организации.

Использование модели компетенций в области обучения и развития персонала является эффективным инструментом формирования планов обучения и развития работников, позволяя при этом максимально точно выявлять направления обучения и развития и фокусировать обучающие мероприятия на приведение знаний, навыков и умений работников к корпоративным стандартам, отраженным в компетенциях [48].

Это, безусловно, способствует достижению целей бизнеса. Модель компетенций позволяет выявлять самых талантливых и перспективных сотрудников, на которых будет держаться будущий успех компании.