Файл: Компетенции и компетентность современных специалистов и менеджеров (Процесс формирования компетенции).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 362
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Процесс формирования компетенции
Теоретические аспекты обучения (лекции)
3.2 Модель компетенций и типы компетенций.
3.3 Структура модели компетенций
3.4 Критерии эффективности модели компетенций
3.5 Принципы разработки модели компетенций. Два способа.
3.6 Этапы разработки и внедрения модели компетенций
3.7 Области применения модели компетенций
3.8 Ценность модели компетенций
Для сотрудников эти преимущества другие:
- Лучшее понимание того, что делает сотрудник и какие качества ему необходимы, а также какие требования к нему предъявляют.
- Возможность получения обратной связи о своих сильных и слабых сторонах, общем потенциале и карьерных перспективах.
Существуют и недостатки применения модели компетенций, которые сводятся к следующему:
- Достаточно длительный и трудоемкий подготовительный процесс, включающий подготовку списка компетенций, формирование группы экспертов и их обучение.
- Детальная оценка каждого критерия, уровня его выраженности - процесс достаточно трудоемкий и поэтому дорогой.
- В формировании компетенций возможны и ошибки, связанные с разработкой:
- пересекающихся компетенций. Похожие индикаторы используются для определения двух или трех разных компетенций - это приводит к путанице при проведении оценочных мероприятий и снижает достоверность самой оценки. Для предотвращения подобной ошибки необходимо найти пару сотрудников таких, чтобы один из них хорошо владел обеими этими компетенциями, а другой не владел бы одной из них. Если такие сотрудники найдены, можно сделать вывод, что компетенции не пересекаются;
- сложных компетенций. Слишком громоздкие и сложно сформулированные компетенции значительно усложняют работу;
- противоречивых компетенций. Компетенции могут содержать утверждения, означающие противоположные вещи - например, несколько противоречивых, т.е. исключающих друг друга индикаторов поведения. Чтобы проверить, противоречива ли компетенция, необходимо подобрать сотрудника, который владел бы одной составляющей компетенции и не обладал бы второй. Если существует хотя бы один такой человек, то компетенция противоречива, и она внесет путаницу в оценку персонала;
- компетенций, содержащих в описании не индикаторы поведения, а желаемый результат. Индикатор не должен указывать на результат деятельности, так как результат есть следствие хорошего владения компетенцией, а не определение самой компетенции;
- плохо проработанных компетенций. Компетенции описаны не детально, поэтому и типы поведения будут охарактеризованы недостаточно подробно;
- компетенций, неправильно определяющих стандарты. Например, компетенция "принятие решений" (руководитель может уметь принимать решения, но будут ли они правильными?). Ошибка при определении стандартов заключается в том, что компетенции не подразделяются на уровни: квалифицированные и неквалифицированные исполнители в этом случае получат одинаковую оценку;
- модели компетенций, заимствованной у другой компании. В этом случае она не будет актуальна для сотрудников - они не увидят ценности компетенций в своей повседневной работе;
- неверно определенных компетенций. Сотрудники могут обнаружить противоречие между повседневной работой и компетенциями, что приведет к игнорированию модели компетенций;
- неудачно внедренных компетенций. Сотрудники не понимают, зачем нужны компетенции, руководство не считает их важными, а их применение в ходе оценочных мероприятий остается пустой формальностью. Скорее всего, причина неудачи в том, что сотрудников мало привлекали к обсуждению еще на этапе разработки модели компетенций;
- несвоевременно внедренных компетенций. Когда в компании происходит много значительных изменений (внедряются новые продукты, методы работы), которые затрагивают интересы большинства сотрудников, то компетенции рассматриваются как менее важный проект;
- неверно использованных компетенций. Индикаторы поведения не должны использоваться в качестве жесткого критерия оценки сотрудника. Важно помнить, что компетенции - это только инструмент для оценки персонала, и его использование не исключает применения других оценок в ходе аттестационных мероприятий. Следует избегать подмены поведенческих индикаторов, определенных компанией, личной интерпретацией их руководителем или менеджером по персоналу, входящими в оценочную комиссию [44].
Разработка модели компетенций современного менеджера
Теперь давайте попробуем на основе вышеприведенных знаний разработать (без претензий на профессионализм) «Модель компетенций современного менеджера»
«Менеджер» - (в переводе с англ. manage — управлять, management - управление, руководство; с нем. manager - организатор, с фран. manager - управляющий) - специалист в области управления, управленец, руководитель управляющий, администратор, заведующий, председатель, директор, начальник [45].
Управление – это постоянное, целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления, с целью достижения заданных результатов.
Главная цель управления заключается в правильном использовании имеющихся ограниченных ресурсов для достижения поставленных целей.
Управление осуществляется через функции:
- Планирование - разработка плана – стратегического, тактического, оперативного.
- Организация - создание необходимых условий для достижения поставленных целей.
- Мотивация – вдохновение, побуждение работников к труду и достижениям.
- Контроль - сопоставление заданных и полученных результатов.
К важнейшим факторам формирования управленческих компетенций современного менеджера следует отнести:
- умение направлять работу в русло ценностей организации;
- способность эффективно налаживать внешние и внутренние коммуникации;
- принятие управленческих решений;
- умение подбирать главные и ключевые звенья в системе управления [46].
Пойдем по этапам. Допустим, мы определились с миссией и целями компании, выделили ключевые задачи. Теперь попробуем найти компетенции, необходимые для решения задач.
Вспомним о шести кластерах. Учеными обобщён опыт 286 исследований, проведенных в разных типах организаций и на этой основе составлен словарь, включающий 21 компетенцию, которые были структурированы в шесть кластеров:
1. Достижение и действие.
2. Помощь и обслуживание других.
3. Воздействие и оказание влияния.
4. Менеджерские компетентности.
5. Когнитивные компетентности. Личная эффективность [35].
Теперь попробуем соотнести общепризнанные кластеры и представленные выше компетенции. Можно предположить, что:
- Кластер «Достижение и действие»
Компетенции: Планирование. Организация. Мотивация. Контроль.
- Кластер «Помощь и обслуживание других»
Компетенции: Способность эффективно налаживать внешние и внутренние коммуникации;
- Кластер «Воздействие и оказание влияния».
Компетенции: Принятие управленческих решений
- Когнитивные компетентности. Личная эффективность
- Компетенции: Умение подбирать главные и ключевые звенья в системе управления и Принятие решений.
- Менеджерские компетентности. Профессионализм. Профильные компетенции.
Можно продолжить работу по утончению, но это займет время.
Чтобы довести работу до конца – разработать примерный образец модели компетенций менеджера, - нам придется ограничиться одним кластером.
В данном случае возьмем кластер «Достижение и действие».
наиболее соответствуют данному кластеру компетенции: Планирование. Организация. Мотивация. Контроль.
Теперь переходим к непосредственному созданию модели компетенций менеджера (вернее ее части).
КЛАСТЕР
«ДОСТИЖЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ»
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ:
МОТИВАЦИЯ вдохновение, побуждение работников к труду и достижениям.
КОНТРОЛЬ сопоставление заданных и полученных результатов.
ОРГАНИЗАЦИЯ создание необходимых условий для достижения поставленных целей.
ПЛАНИРОВАНИЕразработка плана – стратегического, тактического, оперативного.
Ориентация на результат
Личная ответственность
Работа с информацией
Сотрудничество в команде
Развитие других сотрудников
Построение отношений
Личная ответственность
Гибкость
Инициативность
Воздействие и влияние
Лидерство в команде
Аналитическое мышление
Работа с информацией
Концептуальное мышление
Ориентация на результат
Компетенции
Осталось разработать уровни и поведенческие индикаторы. Возьмем для примера «Воздействие и влияние»
Воздействие и влияние |
||
Компетенция предполагает намерение убедить, повлиять, оказать воздействие или произвести впечатление на других, чтобы добиться согласия и поддержки своих предложений. |
||
УРОВЕНЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
МЕНЕДЖЕР КОМПЕТЕНЦИЮ |
|
ПРОЯВЛЯЕТ |
НЕ ПРОЯВЛЯЕТ |
|
1 уровень. Высказывает намерение, но не действует. Хотел бы оказать определенное воздействие. Считает важными репутацию, статус, внешнее впечатление. |
|
|
2 уровень. Предпринимает отдельные действия с целью убеждения. Использует в основном прямолинейное убеждение (взывает к здравому смыслу, приводит данные и наглядные примеры). Не пытается существенно перестроить свою аргументацию в зависимости от уровня и интересов аудитории. |
|
|
3 уровень. Предпринимает разнообразные действия с целью убедить. Оказывает воздействие в несколько приемов, не пытаясь существенно перестроить свою аргументацию в зависимости от интересов и уровня аудитории. Включает в свою аргументацию данные, тщательно подготовленную накануне. Приводит в обсуждении или выступлении как минимум два разных аргумента. |
|
|
4 уровень. Тщательно прочитывает воздействие своих слов и поведения. Адаптирует выступление к интересам и уровню аудитории. Просчитывает заранее, какой эффект будут иметь определенные слова или действия, какой имидж создать. Намеренно предпринимает вызывающие необычные действия, заранее просчитав их эффект. Способен предвидеть реакцию других и готов к ней. |
|
|
Примерно так будет выглядеть модель компетенций менеджера.
Заключение
Итак, мы провели исследование темы компетенций и компетентности современного менеджера.
Мы увидели ценность знания о компетенциях и компетентности и применения этого знания в практической деятельности.
Мы получили представление об инструменте управления персоналом в направлении развития его компетентности в решении поставленных задач – модели компетенций.
Разумеется, вся деятельность по развитию компетентности каждого сотрудника компании – не единственное условие для успеха компании в достижении стратегических целей. Компетентность персонала – это только почва для успеха. Существуют еще факторы, необходимые для успеха в достижении поставленных целей. Но данная тема не входит в рамки задач данной работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что модель компетенций очень необходима в организациях, так как разумное и правильное применение модели компетенций позволяет решать различные задачи в области управления персоналом, продвигать компанию к достижению стратегических целей и повышать ее конкурентоспособность.
Использование модели компетенций в подборе персонала позволяет сократить число ошибок, отсеивая тех кандидатов, знания и навыки которых не соответствуют профилю компетенций по данной позиции.
Внедрение модели компетенций в систему управления персоналом позволяет создать структурированную кадровую политику организации, где модель компетенций выступает центральным элементом системы управления персоналом, вокруг которого сосредоточены конкретные функциональные направления управления персоналом [47].
Модель компетенций обеспечивает согласование критериев подбора и оценки персонала со стратегией организации, а также способствует выявлению приоритетных направлений профессионального развития работников организации.
Использование модели компетенций в области обучения и развития персонала является эффективным инструментом формирования планов обучения и развития работников, позволяя при этом максимально точно выявлять направления обучения и развития и фокусировать обучающие мероприятия на приведение знаний, навыков и умений работников к корпоративным стандартам, отраженным в компетенциях [48].
Это, безусловно, способствует достижению целей бизнеса. Модель компетенций позволяет выявлять самых талантливых и перспективных сотрудников, на которых будет держаться будущий успех компании.