ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.03.2019

Просмотров: 737

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: Информационные технологии и архитектура предприятия

  1. Понятие архитектуры предприятия

Под архитектурой предприятия (enterprise architectureEA) обычно понимается полное описание (модель) структуры предприятия как системы, включающей описание ключевых элементов этой системы и связей между ними.

Архитектура предприятия определяет общую структуру и функции систем (бизнес и IT) в рамках всей организации в целом и обеспечивает общую рамочную модель (framework), стандарты и руководство для архитектуры уровней отдельных проектов. В основе архитектуры заложен «архитектурный взгляд» на системы, определённый в стандарте IEEE 1471.

Архитектура предприятия описывает деятельность компании с двух основных позиций:

  1. Бизнес-архитектура — описывает предприятие с позиции логических терминов, таких как взаимодействующие бизнес-процессы и бизнес-правила.

  2. Архитектура IT — описывает предприятие с позиции технических понятий, таких как аппаратные и компьютерные средства, программное обеспечение, защита и безопасность.

Архитектура предприятия объединяет архитектуру IT и бизнес-архитектуру в единое целое и обеспечивает комплексный взгляд на обе существующие области; при этом архитектура предприятия неразрывно связана с основными рабочими процессами — разработка стратегии предприятия, планирование на уровне предприятия, управление корпоративными проектами.

    1. Управление портфелем информационных технологий

Портфель — совокупность проектов, выполняемых на общей группе ресурсов — финансы, люди, оборудование, материалы и энергия; при этом пул ресурсов и результаты всех проектов портфеля находятся в компетенции одного центра ответственности.

  1. Текущая архитектура

Любому предприятию требуется планомерное развитие его структуры бизнес-процессов, информационных систем и их интеграция между собой. Архитектура предприятия собственно и является планом развития (целевая архитектура).

Текущая архитектура — существующее состояние архитектуры предприятия. Это отображение объективной реальности, включающей в себя существующие компоненты (бизнес-процессы, информационные системы, технологические элементы).

Текущая архитектура — набор моделей с неизбежными упрощениями, ограничениями и субъективными искажениями

Процесс разработки текущей архитектуры — процесс документирования и поддержания информации о состоянии предприятия в актуальном виде, обеспечивающий регистрацию и контроль информации обо всех элементах архитектуры предприятия, включающих в себя ведение базы данных по архитектурным объектам, осуществление управленческого учёта и учёта состояния.

Процесс разработки текущей архитектуры аналогичен процессу ITIL/ITSM (управление конфигурацией — CMconfiguration management).

Для упрощения работы по разработке текущей архитектуры, многие компании используют базу данных конфигурационных единиц (CMDB), дополнив её необходимой информацией.


  1. Целевая архитектура

Целевая архитектура (target architecture) описывает желаемое будущее состояние предприятия или «что должно быть сформулировано». Она является будущей моделью предприятия. Целевую архитектуру называют «идеальной моделью предприятия», потому что в её основу заложены:

  • Стратегические требования к бизнес-процессам и информационным технологиям;

  • Информация о выявленных узких местах и путях их устранения;

  • Анализ технологических тенденций и среды бизнес-деятельности предприятия.

Целевая и текущая архитектура позволяют описать начальное и конечное состояние предприятия.

Процесс перехода от as is к to be переводит предприятие на новую спираль развития, поэтому архитектура предприятия характеризуется определённым жизненным циклом.

Современный подход к построению архитектуры традиционно разделяет её на несколько слоёв (предметных областей). Количество архитектурных слоёв в различных методиках варьируется. В большинстве методик предлагается три слоя:

  • Стратегические цели и задачи предприятия определяют основные направления развития и ставят долгосрочные задачи и цели;

  • Бизнес-стратегия предприятия определяет направление развития бизнеса в соответствии со стратегическими целями и задачами, стоящими перед предприятием. Бизнес-стратегия включает:

    • Цели и задачи предприятия;

    • Бизнес-решения, необходимые для достижения поставленных целей и задач;

    • Изменения, которые нужно провести для достижения поставленных целей и задач.

  • Стратегия информационных технологий определяет направление развития информационных технологий в соответствии с целями, задачами и бизнес-стратегией предприятия. Включает в себя:

    • Проекты, которые необходимо запустить для выполнения бизнес-стратегии;

    • Варианты решения текущих задач и проблем;

    • Технологии, которые можно использовать для достижения поставленных целей.

    1. Бизнес-архитектура предприятия (EBA)

Бизнес-архитектура предприятия — целевое построение архитектуры предприятия, увязанное с его миссией, стратегией и бизнес-целями. В ходе построения бизнес-архитектуры определяются необходимые бизнес-процессы, организационно-штатная структура.

Модели бизнес-архитектуры обычно разделяют на три класса: классические (эталонные), специализированные и специфические.

    1. ИТ-архитектура предприятия

ИТ-архитектура предприятия — совокупность технических и технологических решений для обеспечения эффективного функционирования бизнес-процессов в соответствии с правилами.

Традиционно ИТ-архитектуру предприятия представляют в виде трёх взаимосвязанных компонентов:

  • Информационная архитектура (EIA);

  • Архитектура прикладных решений (ESA);

  • Технологическая архитектура (ETA).

      1. Информационная архитектура

Информационная архитектура — управляемый набор методик, описывающий архитектуру предприятия, и включающий в себя базы данных и хранилища данных. Условно этот уровень называют уровнем потока данных.


      1. Архитектура прикладных решений

Архитектура прикладных решений включает в себя совокупность программных продуктов и интерфейсов между ними. Выделяют два направления — область разработки прикладных систем и портфель прикладных систем.

Область разработки прикладных систем описывает технологическую часть архитектуры прикладных решений и включает в себя программные продукты, модели данных, интерфейсы и пользовательские интерфейсы. Область разработки прикладных систем является техническим описанием конкретных приложений и представляется в виде двух схем: компоненты и структура системы (информация о программных модулях и базах данных) и взаимодействие с другими системами (интерфейсы — описывает взаимодействие приложения с внешними объектами).

      1. Техническая архитектура предприятия

Техническая архитектура предприятия — совокупность программно-аппаратных средств, методов и стандартов, обеспечивающих эффективное функционирование приложения. Включает в себя информацию об инфраструктуре предприятия, системное ПО, стандарты на программно-аппаратные средства, средства обеспечения безопасности и системы управления инфраструктурой.


Тема: Процесс разработки архитектуры предприятия

  1. Общая схема архитектурного процесса

Аналитики выделяют следующие подходы к процессу построения архитектуры предприятия:

  • Традиционный подход. Требует существенных затрат времени и ресурсов для построения архитектуры предприятия. Первый этап построения архитектуры рассматривается как проект, в ходе которого собирается детализированная информация о состоянии предприятия (as is) и на её основе начинаются разрабатываться планы развития (целевая архитектура — to be). Основу данного подхода составляет процесс построения архитектуры предприятия в целом;

  • Сегментный подход. Постепенно вводит понятие «архитектура предприятия» в компанию. Суть подхода базируется на постепенном внедрении новых технологий. Такой подход позволяет сосредоточиться на ключевых технологиях предприятия и постепенно внедрять архитектурный процесс по мере появления ресурсов.

Архитектура предприятия развивается циклично. В ходе разработки стратегии развития предприятия выявляются изменения в бизнес-архитектуре предприятия, позволяющие оптимизировать его бизнес-процессы; а изменение бизнес-процессов непосредственно влияет на изменения ИТ-архитектуры. Далее разрабатывается план миграции, в ходе выполнения которого происходит переход из текущего состояния в планируемое.

  1. Принципы построения архитектуры предприятия

Основу управления и контроля архитектурного процесса, как правило, составляет набор руководящих принципов:

  • Внедрение новых систем и модернизация существующих должны проходить оценку эффективности и целесообразности для компании и соответствовать её стандартам;

  • Необходимо контролировать изменение бизнес-процессов и информационных систем в рамках их влияния на другие обеспечивающие (зависимые) бизнес-процессы и информационные системы;

  • Архитектурные модели должны поддерживаться в актуальном состоянии. Необходимо обеспечивать контроль целостности модели и связи между ними;

  • Должны быть разработаны и поддерживаться в актуальном состоянии стандарты, правила и политики, то есть все проекты должны контролироваться на соответствие стандартам;

  • Результаты работы архитектурного процесса должны готовиться в виде рекомендаций, подлежащих утверждению высшим руководством организации.

Разработка архитектуры — процесс, требующий привлечения большого числа участников и рациональной организации их работы. В связи с этим, выбор методологии является необходимой и очень важной задачей.

  1. Современные методики определения и описания структурного процесса

  1. Модель Захмана (Zachman Framework). Модель Захмана опубликована в 1987 г. . Методика постоянно обновляется и поддерживается в актуальном состоянии и лежит в основе многих программных продуктов для архитектурного моделирования.

  2. Методика EAP. Коммерческая методика, разработанная в 1992 г. Стивеном Спиваком на основе двух верхних уровней модели Захмана. Методика представляет собой архитектурный процесс, обеспечивающих инициализацию и разработку архитектуры в рамках всего предприятия.

  3. Методика MetaGroup. В основе методики заложено разделение архитектуры предприятия на четыре основных компонента: бизнес-архитектура, архитектура приложений, архитектура информации и архитектура технологии.

  4. Методика Gartner. Gartner выпустила методику под названием GEAF (Gartner Enterprise Architecture Framework). Была выпущена в 2005 г., и за базу была взята методика MetaGroup.