Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и его совершенствование (на примере ООО «Центр стали»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации и развития коммерческой деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2 Эффективность коммерческой деятельности
1.3 Сравнение организации коммерческой деятельности в России и за рубежом
2. Анализ коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли ООО «Центр стали»
2.1 Характеристика организационно–хозяйственной деятельности
2.2 Анализ основных экономических показателей
2.3 Анализ коммерческой деятельности
3. Разработка комплекса рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия ООО «Центр стали»
3.1 Рекомендации по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
Организационная стру ктура – до кумент, уст анавливающ ий количест венный и к ачественны й состав по дразделени й предприят ия и схемат ически отр ажающий пор ядок их вз аимодейств ия между собо й. Структур а предприят ия устанав ливается ис ходя из объе ма и содер жания задач, ре шаемых пре дприятием, н аправленност и и интенс ивности, с ложившихся н а предприят ии информа ционных и до кументацио нных потоко в, и с учето м его орга низационны х и матери альных возмож ностей.
ООО «Центр Ст али» имеет л инейную ор ганизацион ную структуру с фу нкционально й моделью фор мирования л инейных стру ктурных по дразделени й, то есть л инейно – фу нкциональну ю систему у правления.
Линейно-функциональная с истема упр авления пре дприятием – это фор ма управле ния, с комб инацией ли нейного и фу нкционально го управле ния, которое по могает сов мещать центр ализованное и де централизо ванное упр авление. В в иде схемы ор ганизацион ная структур а ООО «Центр Ст али» приве дена на рису нке 1.
Рис. 1. Ор ганизацион ная структур а ООО «Центр Ст али»
Функции упр авления, в ыполняемые пре дприятием ООО «Центр Стали», осу ществляет директор, в лице Бутрамеевой И.С. Дире ктор осущест вляет общее ру ководство пре дприятием ООО « Центр Стал и», руково дит произво дственно-коммерческой де ятельность ю. На данно м предприят ии действует чет ыре структур ных подраз деления, каждый из котор ых имеет не посредстве нного лине йного руко водителя, котор ый отвечает з а деятельност ь подразде ления.
Следует от метить, что пр ава и обяз анности работ ников аппар ата управле ния предпр иятия опре делены должност ными инстру кциями. Для орга низации хар актерны простот а управлен ия, чёткое р аспределен ие обязанносте й и полномоч ий.
2.2 Анализ основных экономических показателей
Основные э кономическ ие показате ли хозяйст венной деяте льности ООО « Центр Стал и» предста влены в таб лице 1.
Представленные д анные в таб лице 1 показывают, что в 2017 году пред приятие пере живало наибо лее тяжёлые вре мена за исс ледуемый пер иод. Несмотр я на увеличе ние товарооборот а с 80772 т ыс. руб. до 1 30930 тыс. руб., в аловая приб ыль снизил ась на 1458 т ыс. руб., пр ибыль от ре ализации со кратилась н а 18,3%. Это б ыло связано с не простой эко номической и по литической с итуацией в стр ане.
Таблица 1
Основные э кономическ ие показате ли хозяйст венной деяте льности ООО «Центр Ста ли» за 2017 – 2019 гг., тыс. руб.
Показатели |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Отношение |
Отношение |
||
Отклонение |
Темп прироста, % |
Отклонение |
Темп прироста, % |
||||
Товарооборот |
80 772 |
130930 |
111535 |
50158 |
62,1 |
-19395 |
-17,4 |
Себестоимость |
74 225 |
125841 |
105927 |
51616 |
69,5 |
-19914 |
-15,8 |
Валовая пр ибыль |
6 547 |
5089 |
5609 |
-1458 |
-22,3 |
520 |
10,2 |
Коммерческие и управленческие р асходы |
5 032 |
3852 |
3725 |
-1180 |
-23,4 |
-127 |
-3,3 |
Прибыль от ре ализации |
1 515 |
1237 |
1883 |
-278 |
-18,3 |
646 |
52,2 |
Прочие дохо ды |
2 |
- |
3 |
-2 |
-100 |
3 |
100 |
Прочие рас ходы |
143 |
194 |
410 |
51 |
35,7 |
216 |
211,3 |
Прибыль до |
1 394 |
1152 |
2352 |
-242 |
-17,3 |
1200 |
111,3 |
Налоги на пр ибыль |
280 |
242 |
483 |
-38 |
-13,6 |
241 |
99,6 |
Чистая приб ыль |
1 114 |
910 |
1869 |
-204 |
-18,3 |
959 |
105,4 |
Рентабельность про даж, % |
1,87 |
0,95 |
1,68 |
-0,92 |
-49,2 |
0,73 |
76,8 |
Представленные данные в таб лице 1 показывают, что в 2018 году пред приятие пере живало наибо лее тяжёлые вре мена за исс ледуемый пер иод. Несмотр я на увеличе ние товарооборот а с 80772 т ыс. руб. до 1 30930 тыс. руб., в аловая приб ыль снизил ась на 1458 т ыс. руб., пр ибыль от ре ализации со кратилась н а 18,3%. Это б ыло связано с не простой эко номической и по литической с итуацией в стр ане.
Рис. 2. Динами ка изменен ия основны х экономичес ких показате лей
Таким образо м, проанал изировав ос новные пок азатели эко номической де ятельности ООО « Центр Стал и» за 2017–2019 гг., можно с делать выво д, что в 2019 году эффе ктивность хоз яйственной де ятельности пре дприятия у величилась, нес мотря на р яд испытыв аемых объе ктивных тру дностей.
Это хорош ий результ ат, ведь со кращение себесто имости при водит к уве личению чисто й прибыли, а б лагодаря р ационально му распреде лению чисто й прибыли мо жно повысит ь долю собст венных сре дств в источ никах фина нсирования и с низить зав исимость пре дприятия от з аемных сре дств.
В целом, уч итывая эко номическую с итуацию в стр ане, в насто ящий момент пре дприятие дост аточно стаб ильно, имеет по ложительные з начения ре нтабельност и, довольно эффе ктивно испо льзуя осно вные стать и доходов.
2.3 Анализ коммерческой деятельности
При планиро вании коммерчес кой деятел ьности пре дприятия необ ходимо ана лизировать к аждый шаг, со вершаемый пре дприятием н а рынке. Гр амотный ан ализ деяте льности пре дприятия поз волит оцен ить вектор н аправления пре дприятия, в ыбрать вер ную страте гию развит ия и помогут избе жать возмо жного убыт ка в будуще м.
Процесс фор мирования ассорт имента тов аров ООО « Центр Стал и» заключаетс я, в устано влении гру ппового ассорт имента тов аров, котор ые должны б ыть в прод аже с указ анием удел ьного веса то варных гру пп в товарообороте. Ассорт имент товаро в и их уде льный вес в процента х общем то варообороте предст авлен на р исунке 3.
Рис. 3. Анализ стру ктуры ассорт имента тов аров по то варным гру ппам
Исследование стру ктуры ассорт имента пок азало, что ассорт имент ООО « Центр Стал и» предста влен восем ью товарны ми группам и. Товарна я группа «Труб ы» составл яет 31,1%, то варная гру ппа «Листы» сост авляет 21, 2%, товарн ая группа « Швеллеры» сост авляет 16,5%, то варная гру ппа «Арматур а» составл яет 14,2%, то варная гру ппа «Рельс ы» составл яет 1,7% от об щей структур ы товарооборот а. В группу то варов под н азванием «сорто вой прокат» в ходят шест игранники, у глы, круги, к вадраты. З аготовки – это те же л исты, швел леры и труб ы, только в ырезанные в необ ходимом раз мере. Резк а происход ит на базе у пост авщика с по мощью газа, л ибо с помо щью гильот ины.
Структурный а нализ прод аж будет про веден мето дом ABC–ан ализа. В це лях анализ а ассортиме нта товаро в проведем е го классиф икацию с по мощью АВС– анализа.
Согласно A BC–анализу вес ь ассортиме нт предпри ятия можно по делить на тр и группы:
1 группа A – то вары, принос ящие наибо льший объе м прибыли;
2 группа B – «сере днячки», о ни не насто лько ценны д ля предпри ятия, но все же в со вокупности пр иносят дост аточно бол ьшой объем пр ибыли;
3 группа C – то вары, котор ые приносят с кромный до ход предпр иятию. При по мощи ABC – а нализа мож но определ ять ценност ь продукто вых категор ий не толь ко по объе му прибыли, но и по до ле категор ий в проду ктовом портфе ле.
Численные гр аницы каждо й группы пре дставлены в т аблице 2.
Таблица 2
Численные гр аницы каждо й группы мето да АВС
Группа |
По прибыли ( в общем объе ме прибыли), % |
По доли то варной кате гории в |
А |
80 |
20 |
В |
15 |
30 |
С |
5 |
50 |
В данной т аблице отобр ажен принц ип «Парето». Пр инцип «Парето» г ласит о то м, что 20% про дукции при носит комп ании 80% пр ибыли. При по мощи ABC – а нализа мож но оценить в клад не то лько отдел ьных проду ктов в объе м прибыли ко мпании, но и це нность пост авщиков, по купателей, к аналов сбыт а, проводит ь анализ про изводства.
При этом, ес ли какие-л ибо продукт ы ассортиме нта попали в гру ппу С, это не з начит, что от н их однознач но нужно изб авляться. Это мо жет привест и к потере це лого сегме нта потреб ителей.
Особое вни мание следует у делить про дуктам, котор ые попали в гру ппу А, так к ак при неу довлетворе нности потреб ителей качест вом продукто в данной к атегорий, пре дприятие потер яет большое ко личество пр ибыли. Для про ведения ан ализа ассорт имента выбере м в качест ве объекта а нализа номе нклатурную гру ппу реализо ванной про дукции, в к ачестве пар аметра класс ификации – в ыручку от ре ализации со путствующи х товаров.
Классификация но менклатурн ых групп то варов ООО « Центр Стал и» с помощ ью метода А ВС в 2018 году предст авлена в т аблице 3.
Таблица 3
Классификация но менклатурн ых групп мето дом АВС
Номенклатурные гру ппы |
Объем прод аж, тыс. руб. |
Доля, % |
Группа |
1 Трубы |
34687,4 |
31,1 |
А -68,8% |
2 Листы |
23645,4 |
21,2 |
|
3 Швеллеры |
18403,3 |
16,5 |
|
4 Арматура |
15838 |
14,2 |
В - 26,3% |
5 Сортовой про кат |
9368,9 |
8,4 |
|
6 Заготовк и |
4126,8 |
3,7 |
|
7 Рельсы |
3011,4 |
2,7 |
С-4,9% |
8 Запорная ар мат ура |
2453,8 |
2,2 |
|
Итого: |
111535 |
100 |
В результате а нализа выя влено, что 68,8% в ыручки от про даж обеспеч ивают перв ые 3 позиц ии в предст авленной т аблице, а и менно: труб ы, листы и ш веллеры. С ледующие 3 поз иции обеспеч или 26,3% в ыручки, а 2 пос ледние поз иции всего 4, 9%.
Структура объе ма продаж по группам предст авлена на р исунке 4.
Рис. 4. Структура объё ма продаж по гру ппам
Характерные черт ы по управ лению запас ами ООО «Це нтр Стали» пр и АВС – кл ассификаци и:
- товары гру ппы А обеспечивают ос новную дол ю товарооборот а предприят ия и поэто му осущест вляется еже дневный контроль уро вня запасо в и опреде ления объё ма заказа д анной груп пы;
- за товарам и группы B используетс я обычный ко нтроль и пор ядок управ ления запас ами, а в це лях снижен ия расходо в на хране ние и загото вление опре деляется э кономичный р азмер заказ а;
- для товаро в группы С ис пользуется просте йший вид ко нтроля, пер иодический учет и нформации.