Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и его совершенствование (на примере ООО «Центр стали»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты организации и развития коммерческой деятельности предприятия
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2 Эффективность коммерческой деятельности
1.3 Сравнение организации коммерческой деятельности в России и за рубежом
2. Анализ коммерческой деятельности предприятия оптовой торговли ООО «Центр стали»
2.1 Характеристика организационно–хозяйственной деятельности
2.2 Анализ основных экономических показателей
2.3 Анализ коммерческой деятельности
3. Разработка комплекса рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия ООО «Центр стали»
3.1 Рекомендации по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
В целях сн ижения рас ходов на з акупку тов ары группы С пр иобретаютс я большими п артиями, з аказ осущест вляется по мере про дажи. Прове дём анализ ос новных пост авщиков пре дприятия ООО « Центр Стал и».
Сделаем это с по мощью одно го из самы х распростр анённых мето дов анализ пост авщиков, мето да рейтинго вых оценок. Ос новными пост авщиками ООО « Центр Стал и» являютс я:
- ООО «Металлснаб – Урал»
- ООО «Сталепромышленная компания» (С ПК)
- ООО «Мечел – Сервис».
На этапе р асчёта гру ппы показате лей сравните льной оцен ки следует о пределить о ценочный по казатель д ля расчёта весо мости конкуре нтного пре имущества в ыбранных объе ктов сравне ния. Шкала о ценочного по казателя пре дставлена в т аблице 4.
Таблица 4
Шкала оценоч ного показ ателя
Оценочный по казатель в бальной шк але |
Расшифровка по казателя |
1 |
Очень низк ая (очень п лохо) |
2 |
Низкая (пло хо) |
3 |
Средняя (у довлетворите льно) |
4 |
Высокая (хоро шо) |
5 |
Очень высо кая (отлич но) |
Таким образо м, оценка ко нкурентной с илы для ко нкретного пре дприятия бу дет измерят ься от 1 (с лабая конкуре нтная пози ция) до 5 (с ильная кон курентная поз иция). Опре деление оце ночных критер иев для оце нки постав щиков предст авлено в т аблице 5.
Таблица 5
Оценочные по казатели ос новных кон курентных пре имуществ
Конкурентные пре имущества |
Эксперт 1 |
Эксперт 2 |
Эксперт 3 |
1 Репутаци я предприят ия |
4 |
3 |
4 |
2 Широта ассорт имента |
5 |
4 |
3 |
3 Надежност ь поставки |
5 |
5 |
5 |
4 Периодич ность пост авок |
4 |
5 |
4 |
5 Уровень це н |
5 |
5 |
5 |
6 Качество то вара |
5 |
4 |
4 |
7 Финансовое состо яние поста вщика |
5 |
4 |
4 |
8 Возможност ь внеплано вых поставо к |
5 |
4 |
2 |
Сумма X: |
38 |
34 |
31 |
Анализ осно вных поста вщиков пре дприятия ООО « Центр Стал и» показал, что н аиболее вы годным парт нёром для сотру дничества я вляется ООО «Сталепромышленная компания», т ак как дан ное предпр иятие имеет н аибольший по казатель ко нкурентоспособ ности сред и исследуе мой группы пост авщиков. Все пре дставленные по казатели н аходятся в пре делах норм ы.
Таким образо м, предпри ятию ООО « Центр Стал и» стоит про должить сотру дничество с ООО «С ПК». ООО « Мечел – Сер вис» имеет низк ие показате ли эксперт ных оценок в пу нкте «качество то вара», что может не гативно ск азаться на к ачестве пре доставляем ых товаров.
За весь пер иод сотруд ничества к пре дприятию ООО « Мечел – Сер вис» уже пре дъявлялись прете нзии по по воду качест ва приобрет аемой проду кции. Таким образо м, предпри ятию ООО « Центр Стал и» не стоит про должить сотру дничество с ООО « Мечел – Сер вис». Наиме нее надёжн ым поставщ иком среди пре дставленно й группы я вляется пре дприятие ООО «Металлснаб – Урал». А налогичная с итуация с пре доставление м некачест венного то вара для пре дприятия ООО « Центр Стал и».
Помимо это го, широта ассорт имента пре дставлена м алым количест вом товарных гру пп, что выну ждало искат ь другого пост авщика тов ара. Предпр иятие имеет проб лемы с надё жностью пост авки, а та кже не способ но удовлет ворить запрос ы покупате ля и поста вить товар в непланово. Отс юда следует, что пре дприятие ООО «Металлснаб – Урал» не я вляется на дёжным пост авщиком, необ ходимо пре кратить да льнейшее сотру дничество.
Проведём а нализ дина мики объем а продаж (то варооборот). То варооборот х арактеризует про дажу товаро в и дает о ценку сбыто вой деятел ьности пре дприятия в це лом.
Для оценки ис пользуем д анные за 2017 – 2018 гг. Динам ика товарооборот а предприят ия ООО «Це нтр Стали» в исс ледуемом периоде предст авлена на р исунке 5.
Рис. 5. Динамика то варооборот а предприят ия ООО «Це нтр Стали»
Товарооборот ООО « Центр Стал и» в 2018 году умен ьшился на 1 9395 тыс. и сост авил 111535 т ыс. руб., те мп роста сост авил -17,4%. У меньшение то варооборот а в больши нстве своё м связано с у меньшением объё ма продаж. Д ля проведе ния анализ а эффектив ности сбыто вой деятел ьности пре дприятия необ ходимо рассч итать коэфф ициенты ра вномерност и и ритмич ности.
Коэффициенты нер авномерност и рассчиты ваются сле дующим обр азом: – опре делим объе мы продаж в сре днем за мес яц, находятс я как отно шение суммарного объе ма продаж з а год к чис лу месяцев ( по прогнозу и по ф акту за ка ждый год); – о пределим про центные соот ношения мес ячных объе мов продаж к сре днегодовым объе мам продаж (по прогнозу и по ф акту за ка ждый год).
Оценим сил ьные и слаб ые стороны по ложения пре дприятия н а рынке с по мощью прове дения SWOT– анализа.
Таблица 6
SWOT – ана лиз предпр иятия ООО « Центр Стал и»
ВОЗМОЖНОСТИ: |
УГРОЗЫ: |
|
- Увеличен ие объемов |
- Высокие те мпы инфляц ии. |
|
продаж за счет по иска новых |
- Низкая п латежеспособ ность |
|
оптовых по купателей. |
населения. |
|
- Освоение но вых сегменто в |
- Приостано вление мно гих |
|
рынка. |
объектов стро ительства из-з а |
|
- Снижение из держек |
экономического кр изиса. |
|
обращения. |
- Большая ко нкуренция н а |
|
- Возможност ь расширен ия |
рынке мета ллопроката. |
|
ассортимента |
-Потеря опто вых -Возможность с нижения -Рост цен н а товары д анной категории. |
|
СИЛЬНЫЕ СТО РОНЫ: -Высокое качест во -наличие посто янных -Дополнительные ус луга -Высокая кв алификация и -Гибкая систе ма оплаты |
СИЛЬНЫЕ СТО РОНЫ И - Повышение эффе ктивности |
СИЛЬНЫЕ СТО РОНЫ И -Внутренние ф акторы -Реализация и нновационн ых -Расширение ассорт имента. -Развитие до полнительных услуг |
СЛАБЫЕ СТО РОНЫ: -Большая за висимость от -Высокие це ны на -Понижение |
СЛАБЫЕ СТО РОНЫ И -Внешняя сре да имеет -Расширение ассорт имента |
СЛАБЫЕ СТО РОНЫ И -Рост и нест абильность це н -Недостаточный ассорт имент |
Анализируя д анные SWOT – а нализа, мо жно сделат ь следующие в ыводы. К с лабым сторо нам деятел ьности ООО «Центр Ста ли» следует от нести: зав исимость от посто янных клие нтов, неуд ачи в их де ятельности мо гут обернут ься неудач ами в деяте льности пре дприятия, в ысокие цен ы на транс портные ус луги, пони жение плате жеспособно го спроса н аселения, в с илу эконом ической нест абильности, с лабая рекл амная деяте льность по про движению пре дприятия н а рынке кро вельных и ф асадных матер иалов.
В то же вре мя ООО «Це нтр Стали» обладает в нутренними ресурс ами, среди котор ых основны ми являютс я: высокое к ачество ре ализуемой про дукции, наличие посто янных опто вых клиенто в, наработ анное имя, воз можность ко мплексного обс луживания, до полнительн ые услуги (тр анспортиро вка), высо кая квалиф икация и о пыт персон ала, гибка я система о платы проду кции.
Среди осно вных возмо жностей ООО « Центр Стал и» необходимо от метить уве личение объе мов продаж з а счёт поис ка новых о птовых клие нтов, освое ния новых се гментов ры нка (геогр афическое р асширение гр аниц деяте льности), с нижение из держек обр ащения, воз можность р асширения ассорт имента изде лий из мет аллопрокат а.
Одной из ос новных угроз д ля ООО «Це нтр Стали» являются: в ысокие тем пы инфляци и, приоста новление объе ктов строите льства в с илу эконом ического кр изиса, потер я оптовых по купателей и пост авщиков, воз можность с нижения фи нансовой усто йчивости, в ысокий уро вень конкуре нции на ры нке. В связ и с этим ру ководству пре дприятия необ ходимо особое в нимание уде лять систе матическому про ведению исс ледований в нешней и в нутренней сре ды с целью а нализа перс пектив и у гроз рынка.
В настоящее вре мя ООО «Це нтр Стали» все ф акторы вне шней и внутре нней среды пре дприятия с пособствуют е го успешно му развити ю. Однако, и в д анной ситу ации необхо дима конце нтрация ус илий предпр иятия с це лью сохране ния достиг нутых пози ций на рын ке. Для это го необход имо стремиться к устр анению факторо в, отрицате льно сказы вающиеся н а сильные поз иции ООО «Центр Ста ли».
Из проведе нного SWOT – а нализа хоро шо видно, что ООО «Центр Ста ли» имеет перс пективы дл я дальнейше го развити я, если пост авит себе це лью завоев ание рынка через р асширение ассорт имента про дукции, бо лее широку ю рекламу и про движение продаваемой про дукции, уве личение ка налов сбыт а.
Выводы по второ му разделу: Представле на характер истика орг анизационно – хоз яйственной де ятельности пре дприятия ООО « Центр Стал и».
Дана общая х арактерист ика предпр иятия ООО « Центр Стал и», которое я вляется опто вой организ ацией, осу ществляющи й куплю и про дажу издел ий из мета ллопроката.
Предприятие и меет линей но – функциональную стру ктуру упра вления, персо нал предпр иятия полност ью соответст вует необхо димым требо ваниям. Про изведён ан ализ основ ных эконом ических по казателей пре дприятия ООО «Центр Ст али».
В процессе про ведения ан ализа осно вных показ ателей выя влено, что з а анализируе мый период н а предприят ии ООО «Центр Ста ли» наблюд аются довольно з начительные ко лебания показателей эффе ктивности ко ммерческой де ятельности, что мо жет сказат ь о том, что пре дприятие по двержено бо льшому воздействию от в нешних факторо в, что говор ит о не иде альном состо янии предпр иятия.
Тем не менее, ф инансовое состо яние позво ляет предпр иятию сущест вовать в д анных тяжё лых эконом ических ус ловиях. Сб ытовая деяте льность ор ганизована н а высоком уро вне, но пр и этом имеет с лабое прод вижение.
3. Разработка комплекса рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия ООО «Центр стали»
3.1 Рекомендации по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
Для оптово го предпри ятия ООО « Центр Стал и» краеуго льным камне м в достиже нии наибол ьшей прибы ли являетс я увеличен ие товарооборот а. Для это го необход имо сформиро вать и постоянно со вершенство вать механ изм систем ы сбыта. В ос нове этой с истемы осно вные принц ипы сбытово й деятельност и: эффекти вность и адаптированность к состоян ию рынка в це лом и к свое му предпри ятию в част ности.