Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность конфликта
1.1 Конфликт, как социальное явление
1.2 Понятие конфликта, его сущность
1.5 Причины возникновения конфликта
1.6 Модели управления конфликтами
1.7 Стратегии разрешения конфликта
Глава 2. Оценка уровня социального конфликта в организации и выявление его причин
2.1 Краткая характеристика Департамента информационных технологий ДБ АО «Сбербанк»
2.3 Причины конфликтных ситуатий в ДИТ ДБ АО «Сбербанк»
2.4 Предложение путей преодоления конфликта в ДИТ ДБ АО «Сбербанк»
Глава 3. Разработка стратегии управления коммуникации в условиях конфликта
3.1 Разработка стратегии поведения руководителя в ходе конфликта
3.2 Стили и стратегии поведения при конфликте
Введение
Конфликт - более острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, суждениях, проявляющихся в ходе общественного взаимодействия, состоящий в противодействии соучастников данного взаимодействия и как правило сопровождаемый отрицательными чувствами, эмоциями, выступающий за границы законов и общепризнанных мерок.
Наиболее различные условия имеют все шансы выступать факторами инцидентов, к примеру, разногласия, затрагивающие финансовые ценности, ресурсов или жизненных приоритетов; конфликты, связанные с проблемой власти и доминирования, по поводу социального статуса и т. д. Инциденты включают все области деятельности людей, все без исключения вероятные общественные взаимоотношения и взаимодействия, субъектами и соучастниками которого выступают отдельные личности, разнообразные общественные категории и компании. Но остроконфликтная связь подразумевает противостояние сторон, т. с. действия субъектов, направленные друг против друга.
Целью представленной курсовой работы является исследование теоретических основ конфликта, проведение анализа конфликтных ситуаций в организации и разработка рекомендаций согласно коммуникациям в условиях конфликта.
В первой главе рассматривается понятие и суть конфликта, изучаются теории, разрабатываемые при изучении конфликта. Так же рассматриваются типы конфликтов и типовые причины возникновения конфликтныx ситуаций.
Во второй главе проводится оценка конфликтных ситуаций в Департаменте информационных технологий ДБ АО «Сбербанк», а так же описаны тесты для определения уровня стрессоустойчивости работников.
В третьей главе приводятся рекомендации с целью управления конфликтными ситуациями.
Глава 1. Понятие и сущность конфликта
1.1 Конфликт, как социальное явление
Основным обстоятельством происхождения конфликта выступает наличие у субъектов общественного взаимодействия различных по форме и содержанию тем либо взглядов, что же в собственную очередь имеет возможность привести к состоянию противоборства.
Противостояние участников инцидента имеет возможность осуществляться в трех сферах: поведении, общении и деятельности.[1]
С целью осмысления сути конфликта, как социального явления, следует рассмотреть функциональную составляющую конфликта. Функции конфликта разноплановы, им присуща двойственность. К примеру, один и тот же конфликт может исполнять разную эмоциональную направленность в жизни противоборствующих сторон, он может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Следует сознавать, для кого из субъектов конфликта он является конструктивным, а для кого деструктивным. Ниже рассмотрим две данные функции.[2]
Конструктивные функции:
a) Конфликт ликвидирует вероятные противоречия, проявляющиеся из-за несовершенной организации совместной деятельности, управленческих ошибок и т.д.
б) Конфликт предоставляет возможность дать оценку психологическим особенностям людей, участвующих в нем.
в) Конфликт представляется своего рода толчком для развития личности, межличностных взаимоотношений.
г) Конфликты среди отдельными индивидами являются механизмом социализации личности, способствуют самоутверждению человека в обществе[3]
Деструктивные функции:
а) Проявленное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние соучастников.
б) Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием.
в) Конфликт, сопровождаемый стрессом
г) Конфликт, что создает негативный образ оппонента - "образ врага".
Классификация социальных конфликтов[4]
В конфликте постоянно принимают участие несколько сторон (никак не принципиально, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей). Следовательно, базовая типология конфликта производится именно по характеру и отличительным чертам участвующих в конфликте сторон.
Помимо этого, главной характерной чертой конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. В соответствии с иерархией потребностей А. Маслоу, человеческие потребности можно объединить, особо отметить пять иерархически сопряженных степеней: физиологические, в защищенности и безопасности, социальные потребности, в почтении, необходимости самовыражения.[5]
В случае неудовлетворения каждой из этих потребностей имеет возможность появится конфликт.[6]
1.2 Понятие конфликта, его сущность
Противоречие - конфликт столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью осуществления их заинтересованностей в условиях противодействия. Конфликт дает не только вред. Некто имеет возможность прояснить взаимоотношения и содействовать прогрессу.
Таким образом, под конфликтом подразумевается столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их объединений, предопределенное отличием мнений и точек зрения. В организации конфликт всегда влечет за собой определенное поведение, действия, не соблюдающие интересы других.[7]
1.3 Конфликт, как процесс
Конфликт допустимо рассматривать ровно как ход, складывающийся из нескольких шагов.
На первоначальном шаге формируется конфликтная обстановка, в которой прибывают стороны-соперники и сами эти стороны имеют установленный круг интересов. Посягательство одной стороны на какую-либо из потребностей другой стороны формирует основу конфликта.[8]
Конфликтная обстановка - разногласие, пока что не перешедшее в конфликт. Данное подобное сочетание человеческих потребностей и интересов, которое формирует основу с целью разного противоборства между социальными субъектами.[9]
Конфликтная обстановка имеет возможность возникать объективно, помимо воли и желания противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Тем не менее, любая обстановка обусловливается совершающимися мероприятиями и ее субъективное значение находится в зависимости от того, какое разъяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она начинает действовать в ходе развития конфликта. Основная сторона данной ситуации - формирование предмета конфликта.[10]
Предмет конфликта – данное в таком случае разногласие, для разрешения которого стороны вступают в борьбу.
Конфликтная обстановка имеет возможность усугубиться под влиянием инцидента, представляющего собой вторую фазу конфликта. Данное явление либо факт, что предназначается толчком либо предлогом к, конфликту. Оно способен являться преднамеренно спровоцировано либо случиться в силу сформировавшихся факторов, быть действительно либо являться индивидуальным суждением любой из сторон.
Здесь противоборство делается открытым и проявляется в разных типах конфликтного поведения, что непосредственно либо неявно ориентировано в таком случае, для того чтобы воспрепятствовать оппоненту осуществить собственные интересы. В следствии совершается последующее усугубление конфликта.[11]
Соучастниками в каждом общественном конфликте, будь то межличностный или межгосударственный конфликт, являются люди. Они имеют все шансы выступать в конфликте ровно как частные лица (семейный конфликт), ровно как служебные лица (конфликт по вертикали) либо ровно как юридические лица (представители органов и учреждений).[12]
Объект конфликта - это данное ядро проблемы. Объектом конфликта способно являться, общественная либо внутренняя значимость (к примеру, источник, правительство либо концепция), к обладанию либо использованию которыми стремятся оба оппонента.
Микросреда и макросреда - это условия, в которых функционируют участники. Микросреда - ближайшее окружение сторон. Макросреда – общественные категории, представителем которых считается сторона и качества которых она унаследовала.[13]
1.4 Типы конфликтов
Выделяют последующие ключевые виды конфликтов, нарушающих успешное осуществление деятельности организации.
Организационные конфликты появляются из-за рассогласования общепризнанных правил и норм и реального поведения членов организации.
К примеру, сотрудник по каким-либо обстоятельствам плохо осуществляет собственные прямые обязанности, не соблюдает трудовую дисциплину и т.п.
Организационное разногласие способно проявиться и в вследствие плохого качества должностных инструкций, необдуманного распределения должностных обязательств.[14]
Производственные конфликты, как правило, проявляются в результате невысокого уровня организации труда и управления. Причинами подобного конфликта имеют все шансы являться устарелое спецоборудование, плохое помещение для работы, необоснованные нормы выработки, неудовлетворительная осведомленность менеджера по той или иной проблеме и неквалифицированные управленческие решения, низкая квалификация сотрудников и т.д.[15]
Организационные и производственные конфликты носят более конструктивный вид и прерываются, равно, как только лишь принимается решение вопроса, вызвавший конфликт сторон.
Согласно направленности конфликты разделяються на горизонтальные (в каковых никак не задействованы личности, пребывающие в подчинении у друг друга), вертикальные (в каковых примут участие личности, пребывающие в подчинении один у другого) и смешанные (продемонстрированные и «вертикальные», и «горизонтальные» элементы). [16]
В концепции менеджмента имеются кроме того последующие виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой и межгрупповой.
Внутриличностный конфликт - разновидность конфликта, когда задачи или же методы ее достижения вступают в разногласия с ценностями либо с установленными высоконравственными принципами личности. В данном случае результат цели, удовлетворение значимой потребности сопровождается отрицательными переживаниями работника. При внутриличностном конфликте человеку присуща психологическая напряженность, эмоциональная неудовлетворенность, соперничество и т.п. Внутриличностный конфликт зачастую считается предвестником межличностного конфликта.[17]
Межличностный конфликт – наиболее популярный вид инцендента. Предпосылки его многообразны и имеют все шансы на производственную или организационную основу либо являться исключительно психологическими. На производстве это соперничество руководителей за ограниченные ресурсы, рабочую силу, рабочее время, одобрение плана и т.д.[18]
К конфликту между личностью и группой относят конфликты между руководителем и группой, членом группы и группой. К примеру, если руководитель приходит в подразделение со стороны либо берет на себя управление ранее сформировавшимся коллективом. В данных вариантах конфликт способен проявиться согласно различным обстоятельствам:
а) в случае если коллектив достиг определенного уровня развития, а новый управляющий данному уровню не соответствует;
б) в случае если в коллективе имеется лидер, что согласно взгляду сотрудников, должен являться формальным управляющим, а вышестоящее управление вопреки мнению коллектива назначают другого человека;
в) в случае если образ и способы управления нового управляющего очень различаются от способа деятельности прошлого управляющего.[19]
Межгрупповой конфликт способен очень сказаться на итогах работы организации в отрицательном плане - причинить огромный ущерб, так как в данном конфликте задействованы представители структурных подразделений, отделы или руководители различных степеней. Данные конкурирующие группы имеют все шансы содержать существенное число людей, и деятельность организации вследствие конфликта может быть парализована.[20]