Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понятие и сущность конфликта

1.1 Конфликт, как социальное явление

1.2 Понятие конфликта, его сущность

1.3 Конфликт, как процесс

1.4 Типы конфликтов

1.5 Причины возникновения конфликта

1.6 Модели управления конфликтами

1.7 Стратегии разрешения конфликта

Глава 2. Оценка уровня социального конфликта в организации и выявление его причин

2.1 Краткая характеристика Департамента информационных технологий ДБ АО «Сбербанк»

2.2 Описание конфликтных ситуаций, возникших в Департаменте информационных технологий ДБ АО «Сбербанк»

2.3 Причины конфликтных ситуатий в ДИТ ДБ АО «Сбербанк»

2.4 Предложение путей преодоления конфликта в ДИТ ДБ АО «Сбербанк»

2.5 Определение стрессоустойчивости работников Департамента информационных технологий ДБ АО «Сбербанк»

Глава 3. Разработка стратегии управления коммуникации в условиях конфликта

3.1 Разработка стратегии поведения руководителя в ходе конфликта

3.2 Стили и стратегии поведения при конфликте

3.3 Управление конфликтной ситуацией

Заключение

Список литературы

Рассмотрим причины конфликтных ситуация, представленных в разделе 2.2.

Первая ситуация:

- низкая организация труда отдела системного администрирования;

- недопонимание Начальником ОСА того, что сотрудники одного Департамента должны трудится совместно, т.к. считаются единомышленниками.

- неготовность руководства организовать отношения среди отделов, пояснив значимость работы двух отделов;[44]

Вторая ситуация:

- неготовность вышестоящего руководства разбить зоны ответсвенности между 2-мя Заместителями Директоров и разъяснить это распределение;

- жесткая точка зрения Начальника ОАиПБП и неготовность решить разногласие собственными силами, а только с привлечением вышестоящего руководства;

- недопонимание Заместителем Директора последствий выполняемых им действий.[45]

Третья ситуация:

- нежелание вышестоящего руководства осмыслить в таком случае то, что в Департаменте возникла конфликтная обстановка;

- принуждение работников ОСА к труду, в отсутствии пояснений сущности и значимости работы;

- обвинение работников ОАиПБП в том, что документ никак не был согласован, без выслушивания доводов двух сторон конфликта.[46]

Четветая ситуация:

- объявление новости о сокращении штата без разъяснения причин реорганизации, то что вызвало сомнение и отрицательное отношение к руководству.[47]

2.4 Предложение путей преодоления конфликта в ДИТ ДБ АО «Сбербанк»

Для того, чтобы решить вышеописанные конфликтные ситуации, предлагаются следующие действия.

Для разрешения ситуации №1:

- провести беседу с работниками ОСА с целью усовершенствования организационной деятельности с пояснением общей цели деятельности Департамента;

- осущесвлять мониторинг коллективной работы двух отделов, создать верную концепцию штрафов и поощрений.[48]

Для разрешения ситуации № 2:

- Начальнику Департамента следует продемонстрировать Заместителям Руководителя, то что каждому подчиняются конкретные отделы;

- Заместители Руководителя должны придти к осознанию, что заинтересовать к собственной работе подчиненных друг друга они имеют все шансы только лишь при присутствии обоюдной договоренности при помощи телефона или корпоративной электронной почты.[49]


Для разрешения ситуации№ 3:

- Для разрешении конфликта следует принимать участие двум Заместителям Директора, т.к. ее причиной послужили взаимоотношения отделов, которые подчиняются непосредственно им;

- Начальнику Департамента необходимо выступить в качестве орбитра, принимать во внимание голоса каждого участника конфликта и ни в коем случае не делать виновным прямого исполнителя поручения.[50]

Для разрешения ситуации № 4:

- Начальнику Департамента следует провести встречу абсолютно со всеми сотрудниками Департамента, разъянить причины подобного решения Управления Банка и дать понять, то что сокращение работников никак не считается причиной той или иной личной антипатии и решение о сокращении будет даваться руководству нелегко.[51]

Таким образом предпологаются предлагаются действия, необходимые для повышения коллективной атмосферы и налаживанию взаимоотношений между отделами:

- общие тренинги и семинары, равно как внутренние, так и внешние;

- обучение персонала (внутреннее и внешнее);

- спортивные мероприятия;

- выезды на природу, тимбилдинг;

- поздравления с днем рождения сотрудников и т.д.[52]

2.5 Определение стрессоустойчивости работников Департамента информационных технологий ДБ АО «Сбербанк»

С целью установления частоты и источников конфликтных обстановок предпологается осуществить тренинг для работников каждого отдела с предложением сделать два теста:

- тест на оценку уровня раздражительности, стрессовости, вспыльчивости и возможности контролировать эти качества. Данный тест и его расшифровка презентованы в Приложении 1.

- тест на вероятность попадания в напряженную обстановку и ее «качество». Данный тест разработан Томасом Холмсом и Ричардом Рейхом при исследовании адаптационного потенциала. [53]В соответствии с их изучением, у каждого человека имеются скрытые способности оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия социальной среды. Он связан с адапционной подготовкой - накоплением человеком такого потенциала согласно адаптации к общественным обстоятельствам.[54]


Наружные трудности, заболевание, состояние продолжительной экстремальности, кризис и т. д. уменьшают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, грозящей его жизненным целям, может появиться дезадаптация. [55]

С целью усовершенствования атмосферного климата в Департаменте информационных технологий предполагается осуществлять подобные тесты при приеме новых сотрудников на работу для возможности принимать в коллектив только неконфликтных людей.[56]

Глава 3. Разработка стратегии управления коммуникации в условиях конфликта

3.1 Разработка стратегии поведения руководителя в ходе конфликта

Один из трудных и значимых вопросов, который стоит перед управляющим - это решение конфликтов. С целью разрешения данной проблемы руководителю нужны его познания, мастерство переговоров, опыт работы и искусство находить нестандартный выход из ситуации.

Следует осознавать, то что фактором инцендентов способно являться никак не только различие характеров сотрудников, а гораздо-наиболее непростые и глубочайшие предпосылки. [57]

Руководителю следует сосредоточить особый интерес на те конфликты, в какие согласно этим либо другим обстоятельствам стало вовлечено управление – это могут являться ошибочные управленческие решения, сбои в работе и т.п. Решение инцендентов подобного рода возможно на двух уровнях:

  • частичное, если отпадает только лишь остроконфликтное поведение, однако никак не устраняются глубокие психологические причины, внутренние побуждения к инценденту;
  • полное, если разногласие разрешается и на уровне настоящего поведения, и на психологическом (эмоциональном) уровне.[58]

В случае если оппоненты должны прервать остроконфликтную обстановку (на время), однако у них остается стремление достигнуть начальных целей, в таком случае разногласие разрешено частично. Если руководитель вводит административные наказания и санкции, никак не вникая в суть конфликтной ситуации, разногласие разрешается лишь частично.[59]


Для эффективного разрешения инцендента руководителю в первую очередь в целом необходимо дать справедливую оценку остроконфликтной обстановке, а это подразумевает:

  • различать причины инцидента и его предпосылки;
  • определить предмет конфликта;
  • охарактеризовать работников, понять их убеждения и взгляды, основные интересы и причины, побудившие их вступить в конфликт;
  • определить мотивы действий участников конфликта;
  • выслушать обе конфликтующих стороны.[60]

При управлении конфликтом главный интерес необходимо сконцентрировать на предмете инцидента и позициях его участников, не делая упор на их личностные особенности. Руководитель должен осознавать, что при урегулировании конфликта значима непредвзятость и сдержанность. Нужно понять, в чем состоит суть конфликта, не совершая поспешных выводов.

3.2 Стили и стратегии поведения при конфликте

В реальной жизни не так просто узнать реальную причину конфликта и отыскать соответствующий способ его разрешения.

Каждый руководитель заинтересован в том, чтобы разногласие образовавшиеся в его компании либо подразделении, был как можно стремительнее преодолен (исчерпан, пресечен либо прерван), поскольку его последствия имеют все шансы принести немалый ущерб.[61]

Это может быть достигнуто как стараниями самих оппонентов (однобокими, скоординированными либо общими), так и при активном участии третьей стороны (самого руководителя или посредника).[62]

Обоснованно говорить о трех моделях поведения участников конфликта:

  • деструктивной, ориентированной на достижение личных преимуществ.
  • конформной, сопряженной с однобокими либо обоюдными уступками (невозможно путать с неучастием либо бездейственным противодействием).
  • Конструктивной, допускающий коллективный поиск решения, выгодного для всех.[63]

В данной связи интересны исследования К.У. Томаса и Р.Х. Килменна.

1. Более характерным считается образ конкурентной борьбы, т.е. стремление к одностороннему выигрышу, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Из этого истекает стремление надавить на партнера, навязать собственный круг интересов, применяя для этого власть посредством принуждения.[64]


2. Суть стиля компромисса состоит в том, что стороны пытаются урегулировать расхождения, идя на взаимные уступки. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что зачастую предоставляет возможность стремительно решить разногласие, ведет к удовлетворению двух сторон.[65]

3. Стиль приспособления обозначает то, что ни одна из сторон никак не стремится защитить личный круг интересов в целях сглаживания атмосферы и возобновления стандартной рабочей обстановки. Более свойственные ситуации, в которых используем данный стиль, следующие: Ключевая цель - восстановление покоя и устойчивости, а никак не решение инцидента; Предмет разногласия не важен для одного из участников; Хорошие взаимоотношения наиболее предпочтительны собственной точки зрения; У участника мало шансов для победы.[66]

4. Игнорирование или избежание. Как правило, данный стиль предпочитается, в случае если разногласие не затрагивает непосредственных интересов сторон или возникшая проблема не столь значима для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права и тратить время на ее решение. Стиль также применим, когда приходится иметь дело с конфликтной личностью.[67] Конфликтующая сторона использует стиль уклонения, если она:

  1. считает, то что источник расхождений несуществен согласно сравнению с другими более значимыми задачами
  2. знает, что никак не способен либо в том числе и никак не желает найти решение в собственную пользу
  3. обладает небольшой властью для решения проблемы желательным для нее способом, и подчиненные имеют все шансы урегулировать конфликт
  4. хочет выиграть время чтобы изучить обстановку и приобрести дополнительную информацию, прежде чем принять какое – либо решение[68]
  5. считает, что решить проблему немедленно рискованно, так как открытое обсуждение инцидента способно лишь усугубить обстановку

5. Стиль партнерства. Это наиболее сложный из всех стилей, но вместе с тем более продуктивный при разрешении конфликтных ситуаций. Это совместная выработка решения, удовлетворяющая круг интересов двух сторон. В ходе этого приобретается коллективный опыт и широкая информация для последующей интеграции, формируется атмосфера сотрудничества. Стороны допускают различие в суждениях и готовы ознакомиться с другими точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, подходящий для всех. Тот, кто применяет такого рода стиль, не стремится достичь собственной цели за счет других, а скорее ищет оптимальный вариант решения.[69]